Стадии к другой. Между стадиями нет четких границ —каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а добавляется к ней

Закон движения коллектива (перспективы) — А.С. Макаренко: коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться новых успехов и оказывать все более сильное

влияние на развитие и личностное формирование своих членов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Практическая цель, которая может

увлечь и сплотить детей называется перспективой.
Виды перспектив:
1) близкая поход в цирк, игра-соревнование.
2) средняя (это проект коллективного события, отодвинутого во времени): подготовка к проведению школьного праздника.
3) далекая (цель, отодвинутая во времени, требующая приложения усилий для достижения): успешное окончание школы и последующий выбор профессии.
Обязательное условие прогрессивного движения коллектива — непрерывная смена перспектив, постановка новых, более трудных задач.

Модели развития отношений между личностью и коллективом:
1) личность подчиняется коллективу (конформизм);
2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);
3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

Вопрос. Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Типы семей и особенности семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Семья — это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья явл-ся начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Задачи семьи:
1. Создать максимальные условия для и развития ребенка.
2. Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.
3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношение к старшим.
4. Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
5. Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. (Г. М. Коджаспирова).

Типы семей: I. по составу:
1) нуклеарная или простая семья (состоит из 1 поколения) — больше самостоятельности и ответственности, меньше конфликтов между «отцами» и «детьми»,
а) элементарная (муж+жена+ребенок) – полная, неполная, составная (несколько детей)
б) расширенная или сложная семья (несколько поколений, живущих вместе и связанные общим бытом).

II. В зависимости от кол-ва детей:
а) бездетная б) однодетная
в) малодетная (2 реб-ка) г) многодетная (3 и более детей)

4 типа семейных отношений:
1) Диктат – подавление родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Ребенок несамостоятельный, безынициативный, с «надломленным» чувством собственного достоинства и верой в себя и свои возможности.
2) Опека — чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте перерастает в гиперопеку. Она приводит к пассивности, трудностям в общении.
3) «Невмешательство» Параллельно существуют 2 мира: взрослые и дети. В основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
4) Сотрудничество межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Такая семья впоследствии становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Традиционный вид классификации стилей общения в семье:
1) Авторитарный стремление к абсолютному подчинению детей родителям. Общение с ребенком часто в приказном тоне, его желания не учитываются. Дети растут замкнутыми, не имеют развитого мышления и неспособны к творчеству.
2) Демократический взаимная любовь, уважение и стремление к созданию оптимального душевного комфорта для всех членов семьи. Взрослые общаются с детьми «на равных Дети коммуникабельны и легче находят свое место в жизни.
3) Либеральный — всепрощение и вседозволенность. Родители боятся не угодить ребенку, стремятся удовлетворить все его потребности и желания. Ребенок вырастает человеком лицемерным, расчетливым, неспособен к дисциплине и самовоспитанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: