double arrow

Методы, средства и формы воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор методов воспитания.


Методами воспитания называется совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного воспитательного результата.Средствами воспитания называется все то, с помощью чего осуществляется воздействие: слово, факты, примеры, документы, фотографии, действия, условия и т. д. Приемы восприятия – частные способы использования методов и средств. Успех применения методов воспитания напрямую зависит от условий, педагогической компетентности и авторитета преподавателя, который их применяет. Существует большое количество методов воспитания

словесные: воздействующие на сознание. К таким методам относятся рассказ, работа с книгой, разъяснение, словесное убеждение, сравнение, увещевание, ответы на вопросы, этические беседы, обсуждение, дискуссия, оценка, аттестование , критика и т. д.;

социально-педагогические: средства педагогического действия.(режим, правила поведения, моральный кодекс, клятву, гимн, ритуалы, традиции, символику коллектива, подражание образцу, участие в совместной работе, условия коллегиальной зависимости, коллективное мнение, отчеты, собрания, обсуждения и оценку достигнутого результата, помощь и поддержка педагога, коллеги, кураторство, наставничество и т. д)

деятельностные: практического воздействия. (побуждение к нравственным поступкам, создание воспитательных ситуаций, воспитывающие дела)

Сочетание различных методов необходимо использовать рационально. Успех применения методов зависит от социальных условий, авторитетности педагога, который их применяет, а главным компонентом является личный пример воспитателя.

Выбор методов воспитания.. Метод – это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки положительных качеств.

На практике стоит задача непросто применять один из методов, а выбрать наилучший, т.е. оптимальный. Выбор метода воспитания зависит от: От цели и задачи воспит. содержания воспит.; возрастных особенностей школьников; уровня сформированности коллектива; индивидуальных, личностных особенностей школьников; условий воспит.; средств воспит.; уровня педагогической квалификации; времени воспитания; ожидаемых конечных результатов.Классификация методов воспитания и их характеристика.

Классификация – это выстроенная по определенному признаку система методов.

В настоящее время наиболее объективной и удобной является основе направленности Г.И. Щукиной.Выделяют 3 группы методов воспитания:

a) Методы формирования сознания личности

- убеждение - рассказ- объяснение- разъяснение- лекция

- этическая беседа - внушение- инструктаж- диспут- доклад- пример

b) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения

- упражнения- приучение- педагогическое требование- общественное мнение- поручение- воспитательные ситуации

c) Методы стимулирования поведения деятельности

- соревнования- поощрение- наказание

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен


Сейчас читают про: