Игры и их значение в образовательном процессе. Дидактические игры. Технология игры: этапы, условия эффективности

Игра – важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры.Игра – один из лучших методов повышения активности учеников, вовлечения их в творческую деятельность. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму игры. Возможности использования игры в образовательном процессе:

- как средство обучения - как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и комфортной обстановки - как средство воспитания коммуникативных, волевых и прочих качеств личности - как средство коррекции (помогаем решать проблемы в игре), - как средство и форма досуговой деятельности - как средство диагностики (раскрываемся в иг.

Этапы и методика проведения игры в образовательном процессе:

- подготовка и «проигрывание» игры самим педагогом;- точное краткое объяснение правил;- игра с ведущей ролью (примером) педагога;- 2-3 повторения игры на одном занятии;- закрепление игры на последующих занятиях напоминанием основных правил;- введение новых вариантов игры на основе уже хорошо знакомой предложение детям выбирать игры из известного репертуара.

Виды игр: 1)Эмоциональные - сенсорные игры; 2) Интеллектуальные игры. 3) Креативные игры 4) Ролевые игры. 5) Длительные игры, 6) Сюжет игры.

Дидактические игры – это один из вариантов интеллектуальных игр, основанных на целенаправленном развитии и обогащении интеллекта, ориентированных на передачу информации и важных сведений о мире.

В дидактических играх обучение носит игровой характер. Лишь после того как дети овладеют их содержанием, правилами, они начинают играть в них самостоятельно..

К дидактическим играм относятся: обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игры-занятия.

Дидактическая игра с правилами — основной и наиболее характерный вид игровой деятельности детей — имеет определенную структуру, которая включает дидактическую (развитие сенсорных процессов, речи и др.), игровую задачу (отгадать, выиграть соревнование и т. д.) и игровые действия (прятать и находить, кого- то изображать и т. п.), правила игры (действовать по очереди, не повторять сказанного, начинать по сигналу и т. п.). 1) настольно-печатные игры на классификацию предметов, 2) игры-соревнования в быстроте и точности ориентировок, 3) Словесные дидактические игры (игры-загадки на выделение характерных признаков предметов, сравнение, обобщение и др.),

Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.

Основные признаки дидактической игры: 1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 2. учебная деятельность подчиняется правилам игры; 3. учебный материал используется в качестве средства игры; 4. успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

Учебная игра обладает следующими чертами: - преднамеренность; - планируемость; - наличие учебной цели; - наличие предполагаемого результата.

Трудности для осуществления игрового обучения: во-первых, необходимо соблюдать правило добровольности вхождения в учебную игру; во-вторых, учебная игра должна завершаться получением определенного результата, представляющего ценность не только для педагога, но и для играющих.

Любая дидактическая игра обязательно содержит игровую и учебную задачи.

Игровая – это задача, которую решает играющий в ходе игры, т. е. выполнение определенных игровых действий. Учебная – это задача, которую ставит преподаватель.

Для детей учебные цели должны быть максимально завуалированы в игровой задаче.

Игровые результаты – это показатели, по которым оценивается качество действий играющих, их компетентность или присуждается победа в игре.

Учебная игра осуществляет несколько функций: - мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность обучаемых; - компенсирует отсутствие практики, приближая учебную деятельность к условиям реальной жизни; - способствует приобретению знаний; - оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор, мышление и творческие способности; - учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые знания, умения и навыки.

Этапы становления роли в детской игре:

- воспроизведение отдельных игровых действий, заданных сюжетом и объединение их общим названием («кормить куклу»); - воспроизведение ряда игровых действий с называнием лица, действия которого воспроизводятся (начало выделения «другого»); - воспроизведение взаимоотношений между двумя или несколькими действующими лицами (реализация отношений управления и подчинения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: