Название зоны | Оснащение зоны: оборудование, кол-во шт. | Особенности использования | Примечания |
Зона дыхания | |||
Артикуляционная зона | |||
Зона фонального восприятия | |||
Зона тембрального восприятия /фонематический слух/ | |||
Зона звуко-буквенного анализа /обучение грамоте/ | |||
Зона словаря | |||
Зона грамматики | |||
Зона фразы | |||
Зона общей моторики | |||
Зона мелкой моторики | |||
Зона мелкой моторики | |||
Зона психических процессов | |||
Зона эмоционального контакта | |||
Тоническая зона магнитофон, проигрыватель | |||
Оптическая зона | |||
Пространственная зона | |||
Рабочая зона учителя-логопеда |
Приложение 2.
КОММЕНТАРИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
РЕЧЕВОЙ КАРТЫ РЕБЕНКА
(ПО О.А. ИШИМОВОЙ)
Предлагаемый вариант речевой карты соответствует установленным требованиям и представляет собой карту - бланк, что упрощает заполнение документа, сохраняя его содержательность.
|
|
Титульный лист карты содержит следующую информацию:
■Фамилия имя, возраст, класс, школа №,ДОУ №);
■ Данные о развитии (заполняется в начале обследования со слов родителей);
■ Характеристика устной речи дошкольника, младшего школьника (заполняется по завершении обследования, проводимого индивидуально);
■ Характеристика письменной речи (заполняется по завершении обследования, проводимого фронтально или индивидуально);
■ Заключение (формулируется по результатам обследования устной речи (учащиеся 1-х классов на начало учебного года); устной и письменной речи (учащиеся остальных классов).
■ Рекомендации (даются по результатам обследования).
Обследование речи проводится на разных языковых уровнях с последовательностью предъявления заданий в соответствии с принципами системности, от общего к частному, что помогает собрать емкую (количественно и качественно) информацию о проявлениях речевой недостаточности и рассматривать особенности речи в контексте с другими высшими психическими процессами.
В речевой карте:
■ указаны виды заданий и их фактический материал, которые могут быть изменены на более привычные, а значит, более показательные для логопеда;
■ предложены критерии оценок выполняемых заданий (оценку рекомендуется проводить по окончании обследования).
Некоторые виды заданий (по оптико-пространственному восприятию, праксису, профилю латеральной организации) не являются вербальными, но внесены в речевую карту, т. к. в сочетании с другими показателями: понимание инструкции, темп выполнения заданий, сформированность мотиваций, регуляции, самоконтроля, являются информационно важными для определения причин (не только речевых), обусловивших нарушения письменной формы речи.
|
|
Обследование зрительного младших школьников может быть проведено с использованием традиционного «Ориентировочного теста школьной зрелости» (тест Керна Йирасека), но с точки зрения сформированности графо-моторного навыка и оптико-пространственных представлений.
При обследовании чтения у младших школьников как письменной формы речи необходимо обращать внимание не только на техническую сторону процесса (скорость, способ чтения, правильность, выразительность), но прежде всего на его осознание (понимание смысла прочитанного), не только фиксируя, но и анализируя ошибки.
Приложение 3.
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
(Афонькина Ю.А., Кочугова Н.А. Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ.-М:Аркти, 2012)
ФИО:_____________________________________________________________________
Дата поступления: __________________________________________________________
Откуда прибыл:___________________________________________________________
Дом. адрес и тел. ____________________________________________________________
Мать: __________________________________________________________________
Отец: __________________________________________________________________
Д-з: психиатра:________________________________________________________
Закл. логопеда:__________________________________________________________
Состояние слуха: ____________________________________________________________
Состояние зрения: ___________________________________________________________
АНАМНЕЗ
От какой беременности: ____________________________________________________________
Характер беременности (токсикоз, падения, психозы, хр. заб-я, инф. заб-я)
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезболивания) Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)
Асфиксия (белая, синяя)
Резус-фактор: __________________________________________________________
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ_____________________________________
__________________________________________________________________
РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ
Первые слова ____________________________________________________________
Первая фраза ____________________________________________________________
Перерыв в развитии речи ______________________________________________
Речевая среда ____________________________________________________________
Отношение к своей речи _____________________________________________________
Занятия с логопедом _________________________________________________________