4 года: поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки.
5 лет: поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос.
6 лет: нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку.
Вывод:
- объём движений мимической мускулатуры: полный (выполнены все движения, мимика сохранна); неполный (выполнена часть движений, недостаточная подвижность отдельных мимических мышц - лба, глаз, щёк, губ); движение не удаётся; появляются содружественные движения (щурятся глаза, подёргиваются щёки);
- точность выполнения: сохранна (все движения выполнены в данной последовательности); нарушена (производит дополнительные движения);
- тонус: сохранен (движения выполнены с необходимой силой и напряжением); нарушен (движения или часть движений выполнено вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц)
- темп движений: нормальный (одно движение выполняется за другим без пауз), замедленный (между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3-5 секунд), ускоренный (движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение ещё до конца не выполнено, а ребёнок начинает выполнять последующее движение)
Движения мышц глаз.
Задания (выполняется п о словесной инструкции):
-легко сомкнуть веки, удержать позу;
-плотно сомкнуть веки, удержать позу;
-прищурить глаза, удержать позу;
-закрыть поочерёдно левый и правый глаз.
Вывод: выполняет правильно; зажмуривает глаза; возникают содружественные движения; движения не удаются; движения нормальные, замедленные, ускоренные.
Движения нижней челюсти.
Задания и возрастные показатели.
4года: рот широко открыть и закрыть. 5лет: открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков.
6лет: открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево.
Вывод:
- объём движений:полный, неполный;
-тонус: сохранен (движения выполнены с необходимой силой и напряжением); нарушен (движения или часть движений выполнена вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц).
Саливация.
Вывод: норма, повышенная.
Сглаженность носогубных складок.
Вывод: наличие или отсутствие
Синкенезии.
Вывод: нет; есть.
Мелкая моторика.
Кинестетическая основа движений.
Задания и возрастные показатели.
4 года:
- сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом, на левой руке;
- поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять;
-положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
5 лет:
-одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки;
- упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак -ребро -ладонь» ведущей рукой.
6 лет:
- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук;
- поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом - на левой;
- упражнение «Игра на рояле»;
-проба «кулак - ребро - ладонь» правой рукой, левой рукой.
Выводы:
-справляется в полном объеме;
- справляется не в полном объеме;
-не справляется.
Импрессивная речь.
Понимание существительных.
Задание: показать на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов.
Возрастные показатели.
4 года:
девочка, стол, книга, хлеб, телевизор, часы, нож, мяч, лопата, кастрюля, пылесос, лестница, свеча, колесо, карандаш, голова, рука, пальцы, шея, уши, нос; машина: колеса, двери, окна, руль; самолет: крылья, окна, дверь;
дом: крыша, окна, дверь; медведь: лапы, голова, рот, нос, глаза, уши.
5 лет:
пятка. кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено;
машина: колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье; самолет: крылья, хвост, дверь, колеса, окна; дом: крыша, окна, дверь, стены;
медведь: голова, туловище, лапы, хвост.
6 лет:
пятка. кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено, подбородок, плечо;
машина: колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье, зеркала, багажник;
самолет: крылья, хвост, дверь, колеса, окна, кабина; дом: крыша, окна, дверь, стены, лестница; медведь: голова, туловище, лапы, хвост.
Вывод:
-выполняет в полном объеме,
- выполняет не в полном объеме,
-не выполняет.
Понимание обобщающих слов.
Задание: показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию.
Возрастные показатели.
4года: игрушки, одежда, обувь, посуда.
5лет: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы.
6лет: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт.
Вывод:
-выполняет в полном объеме,
- выполняет не в полном объеме,
-не выполняет.
Понимание глаголов.
Задание: показать по предложенным картинкам.
Возрастные показатели.
4года: девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует.
5лет: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет.
6лет: строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает.
Вывод:
-выполняет в полном объеме,
- выполняет не в полном объеме,
-не выполняет.
Понимание прилагательных.
Задание: показать по предложенным картинкам.
Возрастные показатели.
4 года: большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт.
5 лет: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье.
6 лет: прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом.
Вывод:
-выполняет в полном объеме,
-выполняет не в полном объеме,
-не выполняет.
Понимание различных форм словоизменения.
Задание: дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам).
Возрастные показатели.
4 года: дом - дома, кот - коты, кукла -куклы, груша - груши, ведро – ведра.
5 лет: глаз- глаза, стул- стулья, лист- листья, окно – окна. 6 лет: рукав - рукава, пень - пни, гнездо - гнезда, перо - перья, ухо - уши.
Вывод:
-выполняет в полном объеме;
- выполняет не в полном объем;
-не выполняет.
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами.
Задание: показать на картинках расположение предметов.
Возрастные показатели.
4 года: в, на, у.
5 лет: в, на, у, под, за, по.
6 лет: в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под.
Вывод:
-выполняет в полном объеме;
- выполняет не в полном объеме;
-не выполняет.
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
Задание: показать по предложенным картинкам.
Возрастные показатели.
4года: стол - столик, машина - машинка, ведро -ведерочко.
5лет: носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко.
6лет: нож - ножик, рукавица - рукавичка, одеяло - одеяльце.
Вывод:
-выполняет в полном объеме;
- выполняет не в полном объеме;
-не выполняет.
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов.
Задание: показать по предложенным картинкам.