1. Состав класса и его общая характеристика. Познавательный уровень и общее развитие учащихся, их работоспособность и успеваемость. Общественное лицо класса (имеется ли актив класса?). Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений.
2. Сплочённость класса. Есть ли группировки в классе. Как учащиеся относятся друг к другу. Как они относятся к классным и общешкольным делам. Любят ли вместе проводить время, развлекаться или трудиться вместе. Дружат ли в классе мальчики и девочки. Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса.
3. Организованность класса. Умеют ли учащиеся сами организовываться для выполнения коллективных дел. Умеют ли распределять между собой работу. Подчиняются ли решениям органов ученического коллектива и распоряжениям его уполномоченных.
4. Общественное мнение в классе. Какие поступки товарищей учащиеся одобряют, а какие – осуждают. Как выражают они своё одобрение и неодобрение. Есть ли расхождение между тем, что учащиеся говорят, и тем, что они делают. Наличие самокритики в классе.
|
|
5. Характер товарищеских связей в коллективе. Дружат ли учащиеся в школе и вне её. Внимательны ли они к своим товарищам. Умеют ли видеть у них недостатки. Отношение к товарищам с физическими недостатками.
6. Актив класса. Состав его. Пользуется актив класса авторитетом. Как относятся активисты к товарищам по классу. Не отрываются ли активисты от класса. Уважают ли их в классе.
7. Связь классного коллектива с общешкольным. Знают ли в классе о том, что происходит в школе и в других классах. Вносятся ли предложения об улучшении жизни школы. Как выполняются классом общешкольные поручения. Связаны ли учащиеся с другими классами. Как участвуют они в общешкольных мероприятиях.
Схема анализа урока по ФГОС НОО
Класс
Предмет
Автор учебника
Тема урока
№ п/п | Этапы анализа | Замечания, предложения | Баллы (от 0 до 2) |
1. | Основные цели урока:образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? | ||
2. | Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели | ||
3. | Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)? | ||
4. | Соответствие урока требованиям ФГОС: | ||
4.1. | Ориентация на новые образовательные стандарты. | ||
4.2. | Нацеленность деятельности на формировании универсальных учебных действий (УУД). | ||
4.3. | Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ и др. | ||
5. | Содержание урока: | ||
5.1. | Научная точность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям. | ||
5.2. | Соответствие содержания урока требованиям программы. | ||
5.3. | Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности | ||
5.4. | Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи | ||
6. | Методика проведения урока: | ||
6.1. | Актуализация знаний, способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. | ||
6.2. | Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни» «оцени», «сравни», «найди ошибку»). | ||
6.3. | Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы. | ||
6.4. | Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и др.) | ||
6.5. | Применение диалоговых форм общения. | ||
6.6. | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. | ||
6.7. | Осуществление обратной связи: ученик - учитель | ||
6.8. | Сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы | ||
6.9. | Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. | ||
6.10. | Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. | ||
6.11. | Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен. | ||
6.12. | Формирование навыков самоконтроля и самооценки. | ||
7. | Психологические основы урока: | ||
7.1. | Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. | ||
7.2. | Реализация развивающей функции образования. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. | ||
7.3. | Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразии видов учебной деятельности. | ||
7.4. | Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. | ||
8. | Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора. | ||
Общий вывод: | |||
За каждый критерий выставляет от 0 до 2 баллов. 0 баллов – критерий отсутствует, 1 балл – проявляется частично, 2 балла – в полном объеме. |
|
|