Программа наблюдения и анализа познавательного компонента урока

Восприятие. Содержание восприятия: учебный материал или не относящиеся к содержанию урока (обстановка, личные беседы и др.). Как ученик выделяет существенное и насколько его ответы точно воспроизводят материал. Связь воспринимаемого материала с уже известным. Привлечение прошлых сведений для осмысления воспринимаемого в данный момент. Насколько помогает наглядность, инструкции воспринимать содержание учебного материала.

Память. Отметить виды и индивидуальные различия памяти учащегося, проявившиеся на уроке.

Воображение. Описать вид воображения, наиболее ярко проявившийся у ребенка на уроке.

Мышление. Отметить наиболее яркие факты проявления мышления учащихся. Виды мышления, проявившиеся у школьника на уроке. Показать примеры.

Формирование представлений. Была ли на данном уроке работа учителя по формированию новых представлений? Если была, то какие можно выделить этапы.

Формирование понятий. Над какими новыми понятиями велась работа на уроке? Этапы работы: восприятие объекта - представления о нем - выделение существенных признаков и закрепление их на слове - расширение содержания понятия - применение понятия - включение данного понятия в систему уже известных понятий.

Внимание. Внимание учащихся в начале, ходе и конце урока, настойчиво ли сохранялось внимание учащихся, быстро ли переносилось с одной задачи на другую? Что делал учитель для сосредоточения и поддержания внимания учащихся на уроке? Какой вид внимания преобладал на уроке? (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное).

Интерес. Отметить наличие или отсутствие у учащихся интереса к содержанию урока, формам и приемам работы. Что и как делал учитель для возбуждения интереса у школьников?

Эмоциональный тон урока. Какие чувства учащихся проявились на уроке и чем они вызывались? Действенность эмоций: отметить случаи влияния положительных эмоций на познавательную активность школьников, отметить случаи влияния отрицательных эмоций на пассивность школьников.

Волевая активность учащихся на уроке. Укажите те моменты урока, где в большей мере проявилось волевое напряжение учащихся, в чем оно выразилось и чем вызвано. Реакция учащихся на формы стимуляции: поощрение, требование, осуждение, внушение со стороны учителя.

Усвоение школьниками умственных действий. Какие уже усвоенные умственные действия представлены в учебной работе школьников? Какими новыми умственными действиями овладели учащиеся на данном уроке? Определите работу учителя по подведению школьников к овладению умственными действиями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: