Методические рекомендации к психологическому анализу урока

по предложенной схеме:

В аналитической характеристике урока следует учесть следующие моменты:

При ответе на вопрос организации учителем восприятия учебного материала и развитии наблюдательности учащихся как свойства личности надо иметь в виду:

а) насколько правильно и научно обоснованно проводилась работа учителя по организации восприятия и развития наблюдения и наблюдательности учащихся (как поставлены, определены задачи и способы проведения наблюдения, какие анализаторы были включены в восприятие учебного материала, целесообразно ли использовалась наглядность и технические средства, как осуществлялись контроль и самоконтроль, проверка при воспитании и наблюдении);

б) как развивалась и нормировалась наблюдательность учащихся (учитывалась ли важнейшая закономерность восприятия «предмет и фон», какими приемами выделялся предмет восприятия из фона, учитывался ли прошлый опыт учащихся, ставились ли вопросы по ходу наблюдения с учетом типа восприятия учащихся;.

При ответе на вопрос о приемах привлечения о поддержания внимания и развития внимательности как свойства личности учащихся следует отметить следующее:

а) роль внешних факторов в организации внимания учащихся (рабочая поза, рабочее место, готовность к уроку, переключение внимания на предмет занятий);

б) эмоциональная настроенность учащихся (интерес к теме урока, содержанию учебного материала и способам работы, любознательность и пытливость при постановке и решении проблемных ситуаций, эмоциональный отклик на вопросы и задания и т.д.);

в) характер работы учителя (уплотненность урока, сменность способов работы, целесообразное использование наглядности и технических средств, рациональность проблемных ситуаций, дифференцированный, подход к учащимся с учетом знаниями индивидуально психологических особенностей учащихся);

г) роль личности в организации внимания учащихся (внешний вид, манера держаться, особенности внимания, речевые особенности и т.д.).

При ответе на 3-й вопрос схемы об особенностях развития памяти необходимо обратить внимание на такие моменты:

а) взаимосвязи видов памяти на уроке;

б) рациональные приемы запоминания;

в) учет индивидуальных особенностей памяти учащихся (типы памяти, зависимость от общего типа высшей нервной деятельности).

При ответе на 4-й вопрос задания об условиях формирования представлений и понятий следует обратить внимание на следующие моменты:

а) обогащение содержания понятий через их связь с представлениями;

б) взаимосвязь видов мышления в процессе усвоения знаний школьниками;

в) развитие основных мыслительных операций.

При ответе на 5-й вопрос, где требуется проанализировать процесс решения умственных задач, необходимо определить, как учащиеся находят задачи, формулируют проблему, строят гипотезы, намечают ход решения задачи, проверяют полученные результаты на практике.

Вопрос о качестве ума школьников и их формирование на уроке особых затруднений не вызывает. Следует отметить, какие качества ума формировал данный учитель (глубина, широта, гибкость, критичность, доказательность, самостоятельность).

Вопросы 7 и 8 тесно связаны между собой.

Анализ речи учителя и учащихся на уроке должен быть направлен на определение правильности, логичности, выразительности, четкости, содержательности, образности. Недочеты речи учащихся должны быть психологически проанализированы. Они могут зависеть от недостатка знаний, от личностных особенностей учащихся, от характера отношений между учителем и учащимися, от дефектов речи. Задача студента состоит в том, чтобы отметить, как учитель преодолевал эти недостатки в своей работе.

Отвечая на 10 вопрос об использовании учителем воссоздающего и творческого воображения школьников, студенты должны отметить, как осуществлялся переход учащихся от образов-представлений к образам воображения, как осуществлялось развитие воображения на уроке.

Ответ на 11 вопрос о проявлении чувств учащихся на уроке должен содержать следующие основные моменты:

а) виды чувств и взаимосвязь в познавательной деятельности на уроке;

б) взаимосвязь чувств и воли, интеллектуальных и эмоциональных сторон личности в процессе усвоения знаний учащимися;

в) развитие эмоциональных свойств личности учащихся на уроке;

Вопрос о волевых качествах личности учащихся затруднений не вызывает (в первую очередь следует отметить выдержку, самообладание, настойчивость, инициативность учащихся на уроке).

Ответ на 13 вопрос о формировании устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению вытекает из всего предыдущего анализа. Интерес полностью зависит от того, как учитель управлял познавательной деятельностью учащихся на уроке, как осуществлял взаимосвязь интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер учащихся в процессе усвоения ими знаний.

При ответе на 14 вопрос студенты должны отметить следующие стороны работы учителя:

а) раскрытие содержания понятий на уровне современных достижений науки и в соответствии с требованиями современной жизни;

б) установление многосторонних связей изучаемых понятий с жизнью;

в) осуществление дидактического анализа содержания понятий;

г) связь изучаемого материала с практическим опытом учащихся;

Синтетическая характеристика урока осуществляется с учетом наблюдений и результатов беседы студента, с преподавателем, проводившим данный урок. Используя знания, полученные при изучении психологической литературы, студенты дают обобщенные ответы на вопросы, предусмотренные схемой.

Со всей серьезностью следует отнестись к ответу на последний вопрос схемы - об общей оценке и повышении его эффективности.

Выводы и предложения должны быть психологически обоснованы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: