Схема психологического анализа урока

Цель: приобрести навык психологического анализа урока как основной формы учебно-воспитательной работы.

Выполнение задания.

I. Студент подробно записывает урок по профилирующему учебному предмету, на котором он обучается.

Схема протокола урока:

1. Школа -

2. Предмет -

3. Учитель

4. Тема урока

5. Дата

 

Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Психологическая интерпретация наблюдаемых явлений
       

После уроков следует побеседовать с учителем для выяснения ряда вопросов:

- программные требования, предъявляемые к уроку по данной теме;

- педагогические, психологические, методические требования к уроку;

- научная и учебная литература, используемая для подготовки к уроку (программа, учебник, методические разработки, журнала и т.д.);

- наглядные пособия и возможность использования технических, средств;

- воспитательное, образовательное и практическое значение темы и содержания урока;

- учет уровня подготовки класса и особенностей учебного материала для успешного проведения урока;

- общие закономерности, возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся, учитывающиеся при подготовке к уроку.

Далее - провести анализ урока по предлагаемой схеме.

 

Схема аналитической характеристики урока:

1. Организация учителем восприятия учебного материала и его работа по формированию наблюдательности учащихся.

2. Приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности учащихся.

3. Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного запоминания проявлялись у школьника на уроке?

4. Назовите основные представления и понятия, которые формировались на уроке, и дайте оценку условий их формирования.

5. Дайте психологический анализ процесса решения некоторых умственных задач.

6. Какие качества ума школьников проявились и формировались на данном уроке?

7. Дайте анализ речи учителя и учащихся: содержательность, чет­кость формулировок, выразительность, образность и т.д.

8. Отметьте затруднения и недочеты в речи учащихся и дайте их психологическое объяснение.

9. Как учитель использовал воссоздающееся и творческое воображение школьников при изложении учебного материала?

10. Проанализируйте речевые приемы, которые использовал учитель для сообщения знаний и укажите, что он делал для формирования этих приемов.

11. Укажите те моменты, где наиболее успешно формировались волевые качества школьников.

12. Укажите чувства детей, которые проявились на уроке и чем они вызывались.

13. Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному процессу в целом и к учебному предмету?

14. Создавались ли на уроке условия для перехода знаний в убеждения?

15. Дополнительные замечания.

 

Схема синтетической характеристики урока:

I. Основные цели урока (обучающая, воспитательная, развивающая) и их психологическое обоснование.

2. Соотношение памяти, мышления, воображения в умственной деятельности учащихся на уроке (какое место занимали память, мышление и воображение в умственной деятельности учащихся, как проявлялась их взаимосвязь, какой из этих процессов преимущественно активизировал учитель?).

3. Какие приемы умственной деятельности учащихся формировались на уроке?

4. Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных освоенностей учащихся на данном уроке?

5. Управление общением учащихся и воспитание у них дисциплинированности, организованности и деловитости.

6. Выводы и предложения по повышению эффективности урока:

а) общая оценка урока и его соответствие требованиям педагогической психологии; положительные моменты в деятельности учителя (студента-практиканта) на уроке;

б) что надо сохранить, устранить или учесть при подготовке к следующему уроку с тем, чтобы повысить качество урока, его образовательное и воспитательное значение, добиться лучших результатов в овладении педагогическим мастерством?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: