Цель: приобрести навык психологического анализа урока как основной формы учебно-воспитательной работы.
Выполнение задания.
I. Студент подробно записывает урок по профилирующему учебному предмету, на котором он обучается.
Схема протокола урока:
1. Школа -
2. Предмет -
3. Учитель
4. Тема урока
5. Дата
Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Психологическая интерпретация наблюдаемых явлений |
После уроков следует побеседовать с учителем для выяснения ряда вопросов:
- программные требования, предъявляемые к уроку по данной теме;
- педагогические, психологические, методические требования к уроку;
- научная и учебная литература, используемая для подготовки к уроку (программа, учебник, методические разработки, журнала и т.д.);
- наглядные пособия и возможность использования технических, средств;
- воспитательное, образовательное и практическое значение темы и содержания урока;
- учет уровня подготовки класса и особенностей учебного материала для успешного проведения урока;
- общие закономерности, возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся, учитывающиеся при подготовке к уроку.
Далее - провести анализ урока по предлагаемой схеме.
Схема аналитической характеристики урока:
1. Организация учителем восприятия учебного материала и его работа по формированию наблюдательности учащихся.
2. Приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности учащихся.
3. Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного запоминания проявлялись у школьника на уроке?
4. Назовите основные представления и понятия, которые формировались на уроке, и дайте оценку условий их формирования.
5. Дайте психологический анализ процесса решения некоторых умственных задач.
6. Какие качества ума школьников проявились и формировались на данном уроке?
7. Дайте анализ речи учителя и учащихся: содержательность, четкость формулировок, выразительность, образность и т.д.
8. Отметьте затруднения и недочеты в речи учащихся и дайте их психологическое объяснение.
9. Как учитель использовал воссоздающееся и творческое воображение школьников при изложении учебного материала?
10. Проанализируйте речевые приемы, которые использовал учитель для сообщения знаний и укажите, что он делал для формирования этих приемов.
11. Укажите те моменты, где наиболее успешно формировались волевые качества школьников.
12. Укажите чувства детей, которые проявились на уроке и чем они вызывались.
13. Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному процессу в целом и к учебному предмету?
14. Создавались ли на уроке условия для перехода знаний в убеждения?
15. Дополнительные замечания.
Схема синтетической характеристики урока:
I. Основные цели урока (обучающая, воспитательная, развивающая) и их психологическое обоснование.
2. Соотношение памяти, мышления, воображения в умственной деятельности учащихся на уроке (какое место занимали память, мышление и воображение в умственной деятельности учащихся, как проявлялась их взаимосвязь, какой из этих процессов преимущественно активизировал учитель?).
3. Какие приемы умственной деятельности учащихся формировались на уроке?
4. Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных освоенностей учащихся на данном уроке?
5. Управление общением учащихся и воспитание у них дисциплинированности, организованности и деловитости.
6. Выводы и предложения по повышению эффективности урока:
а) общая оценка урока и его соответствие требованиям педагогической психологии; положительные моменты в деятельности учителя (студента-практиканта) на уроке;
б) что надо сохранить, устранить или учесть при подготовке к следующему уроку с тем, чтобы повысить качество урока, его образовательное и воспитательное значение, добиться лучших результатов в овладении педагогическим мастерством?