double arrow

Программа наблюдения и анализа коммуникативного компонента урока.


1. Стиль общения учителя с учащимися. Какой стиль общения и руководства классом на уроке характерен для учителя (авторитарный, демократический, попустительский). В чем и как проявился тог или иной стиль данного учителя? Способы контроля усвоения информации учащимися, объективность оценок, даваемых учителем, своевременность оценок. Разнообразие оценок,

Индивидуализация общения и обращения учителя с учащимися в связи с особенностями личности последних.

2. Отношение учащихся к учителю. Общий настрой класса в связи со стилем общения и обращения учителя. Реакция отдельных школьников на то или иное учительское обращение.

3. Взаимоотношения учащихся на уроке. В чем и как проявилось взаимоотношение учащихся на уроке. Позиция класса по отношению к ученику, заслужившему похвалу учителя. Общение соседей по парте.

 

Выводы и предложения по повышению эффективности урока:

- что надо сохранить или развить, чтобы повысить качество урока;

- результаты усвоения знаний, уровень усвоения;

- результаты усвоения способов, приемов умственной деятельности;

- характеристика отношения учащихся к предмету;

- анализ отношений между учащимися и учителями;

- как осуществляется учет возрастных и индивидуальное особенностей учащихся на данном уроке.

 

Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного урока.

Основной формой учебно-воспитательной работы в школе является урок. Надо помнить, что успех в его работе в значительной мере зависит от учета психологических компонентов всего учебного процесса. Предлагаемое задание - психологический анализ урока - направлен на то, чтобы практикант увидел психологическую сторону учебной деятельности учителя и школьников, и не только увидел, но и сознательно учел при подготовке и проведении урока.

Приступая к выполнению задания, следует ознакомиться с рекомендованной литературой, прочитать программу анализа урока, уяснив главные ее положения. Затем по договоренности с учителем или с коллегой по практике выбрать уроки (лучше стараться посетить такой урок, на котором были бы представлены все его элементы: опрос, изложение материала, закрепление, а также разнообразные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся).

Для анализа необходимо законспектировать 3 урока, каждый с конкретно сформулированной задачей: наблюдение мобилизационного, коммуникативного, познавательного компонентов урока.

Записи урока другими лицами для анализа не пригодны. В них нег жизненной картины общения.

Конспект должен быть максимально подробным, что обеспечит последующий анализ.

По ходу записи урока следует делать краткие замечания, оценки. Конспект урока следует подвергать письменному анализу, используя программу. Это желательно сделать не откладывая, пока свежи впечатления. Анализ не должен содержать лаконичных ответов «да», «нет». Он должен быть развернутым, с извлечениями из конспекта тех мест, которые подтверждение то или иное суждение практиканта.

 


Сейчас читают про: