double arrow

Педагогическое мастерство как высший уровень профессионализма педагога по физической культуре и спорту (основы и сущность, уровни, педагогическая техника и такт, культура речи).


 

В педагогической деятельности профессионализм и мастерство педагога взаимосвязаны. Ранее мы говорили о сущности профес-сионализма. Теперь попробуем дать определение понятия «педаго-гическое мастерство». Анализ существующих определений этого понятия и наш концептуальный подход позволяют сформулировать его следующим образом.

Педагогическое мастерство — это высокое искусство осуществления деятельности педагога на основе его знаний, личностных качеств и педагогического опыта, проявляемое в комплексном решении задач образования, воспитания, развития обучаемых.

Фундамент педагогического мастерства

Фундамент рассматривается как основа, на которой может строиться мастерство педагога. Педагогическое мастерство включает следующие составляющие: знания, личностные качества педагога, педагогический опыт. Кратко раскроем содержание этих составляющих фундамента.

1. Знания, необходимые педагогу:

- содержания учебной дисциплины;

- индивидуальных особенностей обучаемых и возможностей их деятельности;

- себя как личности и профессионала;

- возможностей эффективной организации педагогического процесса.




2. Основные личностные качества:

- гражданская и профессионально-педагогическая направленность личности;

- педагогические способности;

- личностные качества, особенно значимые в педагогической деятельности.

Педагогический опыт. Отражается в обобщенных умениях:

- организации наиболее целесообразной структуры учебного материала с учетом его восприятия обучаемыми;

- организации учебной деятельности обучаемых;

- оказания стимулирующего влияния на личность обучаемого с целью максимально быстрого его выведения на уровень субъекта учебной деятельности;

- организации обучающей деятельности педагога;

- осуществления структурно-композиционного построения учебного процесса;

- создания благоприятного микроклимата в процессе обучения.

Умения — это приобретенная человеком способность на основе полученных знаний выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условиях. Они отличаются степенью обобщенности, возможностью переноса.

Уровни сформированности умений (по Г.А.Засобиной)

1. Первоначальное умение:

а) знает содержание вида деятельности;

б) может воспроизвести предложенную последовательность действий при незначительной помощи.

2. Низкий уровень умения:

а) самостоятельно выполняет известную ему последовательность действий в аналогичной ситуации;

б) перенос отсутствует.

3. Средний уровень умения:

а) свободно варьирует известными системами действий в ана-логичной ситуации;

б) перенос осуществляет с трудом.

4. Высокий уровень умения:



а) самостоятельный выбор необходимой системы действий в различных знакомых ситуациях;

б) перенос осуществляется в ограниченной области деятельности. '

5. Совершенное умение:

а) свободное владение различными системами действий;

б) свободный перенос;

в) легкость выполнения действий.

Педагогическое умение включает в себя целую систему разно-образных навыков, выработанных на основе полученных и закрепленных на практике знаний.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическое умение — это не механическая комбинация навыков, а зачастую новое сочетание знаний, профессиональных навыков и творческих возможностей педагога.

Компоненты педагогического мастерства

Педагогическая техника

Педагогическая техника относится к средствам выразительного воздействия при решении разнообразных задач обучения и воспитания; ее следует рассматривать как одно из слагаемых педагогической технологии.

Неповторимое своеобразие каждого человека, совокупность только ему присущих качеств, естественно, будут оказывать влияние на особенности формирования и проявления его педагогического мастерства.

Педагогическая техника — это повторяющиеся приемы мастерства, применяемые в разнообразных педагогических ситуациях, превращенные в привычные профессиональные действия, а также представляющие собой комплекс умений, которые помогают педагогу ярче проявить себя, добиться оптимальных результатов в работе.



Основными элементами педагогической техники являются:

- умение педагогического общения;

-поведение педагога;

-техника и культура речи;

- выразительный показ чувств и отношений (мимика, пантомимика, внешний облик педагога);

- профессиональная саморегуляция педагогом своего психического состояния (самоконтроль, выдержка и т.п.).

В самом общем виде педагогическая техника имеет два основных направления:

1) обобщенные умения педагога управлять своим поведением;

2) обобщенные умения педагога воздействовать на коллектив и на отдельных обучаемых.

Эти умения могут быть: а) дидактические, б) организаторские,

в) конструктивные, г) коммуникативные, д) проектировочные.

Важное значение в реализации данных умений имеют приемы педагогической техники.

Творческое самочувствие, саморегуляция настроения и эмоциональных состояний. Саморегуляция эмоциональных состояний педагога и управление ими в процессе профессиональной деятельности и общения очень важна. Физическая раскрепощенность (отсутствие «мышечных зажимов», свобода движений, легкость пластического выражения) и психологическая свобода (отсутствие страха быть объектом внимания, свободное изъявление своей воли, выражение мыслей, чувств, психическое равновесие) являются необходимыми условиями продуктивности педагогической деятельности.

Уверенность в себе повышает самоуважение, желание продолжать свою деятельность способствует признанию со стороны окружающих. И наоборот, негативное отношение к себе, неадекватная самооценка могут снизить эффективность педагогической деятельности даже у способных и трудолюбивых педагогов.

Прочные эмоциональные контакты с обучаемыми устанавливают те преподаватели, которые активно, эмоционально проявляют свои чувства, умеют быть непосредственными.

Для педагога являются важными и могут помочь в работе:

а) психологический настрой на предстоящее общение;

б) творческое самочувствие, т. е. такое душевное и физическое состояние, которое оказывает благотворное влияние на творческий процесс.

При этом педагог находится в состоянии вдохновения, получает максимальное удовлетворение от работы, заряжает аудиторию своей энергией и получает от нее наибольшую отдачу. Внешне, со стороны, это состояние можно определить по физической подтянутости, собранности, мобилизованности сил.

Для активизации творческого самочувствия весьма перспективно применение метода физических действий. Его сущность заключается в выполнении таких физических действий, которые соответствуют определенному эмоциональному состоянию педагога и способны вызывать у него нужные эмоции.

Действия всегда поддаются самоконтролю и постепенно со-средоточивают внимание педагога на работе, отвлекают его от посторонних воздействий и являются условием проявления творчества.

Для саморегуляции настроения и эмоциональных состояний педагога можно рекомендовать следующие методы:

- рефлексию (самопознание своего внутреннего мира, его ос-мысление);

- аутогенную тренировку (метод психической саморегуляции, самовнушения, самонастройки психики, позволяющий управлять физиологическими и психическими процессами в организме);

- релаксацию (снятие стрессовых нагрузок, психического на-пряжения, достижение состояния покоя, расслабленности);

- музыкотерапию (воздействие на психику посредством музыки с целью снятия психического напряжения, чрезмерной возбудимости, болезненных состояний психики).

Обаяние, самовыражение, индивидуальный стиль работы. Про-фессиональная деятельность требует от педагога не только учета индивидуальных особенностей обучаемых, но и проявления собственной индивидуальности.

Индивидуальный стиль работы, безусловно, отражает особенности характера педагога. На практике встречаются преподаватели жесткие и мягкие, открытые и сдержанные, коммуникабельные и достаточно замкнутые. Все это непосредственно влияет на взаимоотношения с обучаемыми. Задача педагога — оказать на них эмоциональное воздействие, вызвать в их душах отклик, оп-ределенные переживания, без которых невозможно восприятие жизни, ее понимание. В связи с этим педагог должен внушать к себе симпатию, заинтересовывать обучаемых, овладевать их вниманием.

Уравновешенность, внешняя выразительность. Для успешной педагогической деятельности важное значение имеет уравновешенность нервной системы, подвижность процессов возбуждения и торможения.

Тогда педагог сможет легко сосредоточиться на изложении нового материала и в то же время активно реагировать на отношение обучаемых к своему предмету, корректировать при необходимости содержание и форму учебной деятельности.

Тон, выражение лица, дистанция, которую педагог выбирает в процессе общения, передают то, что нельзя выразить словами. Очень важен визуальный контакт с обучаемым: взгляд может быть почти равносилен наказанию, но может быть и поощрением, если сопровождается улыбкой.

Для внешнего облика и поведения педагога очень важны рас-крепощенность, отсутствие скованности движений, умение держаться уверенно и свободно, простота и непосредственность.

Культура внешнего вида педагога. На внешний облик педагога оказывает влияние культура его внешнего вида, который в значительной степени зависит от уровня его общей культуры и эмоционального состояния. Внешний вид педагога как средство воздействия на обучаемых включает: осанку, походку, позу, одежду, а также выразительность движений, мимики, жестов.

Основными требованиями к внешнему виду педагога являются: эстетическая привлекательность, чувство меры, соответствие условиям деятельности.

Педагогический такт

Такт (от лат. tactus — прикосновение, ощущение) — это нрав-ственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей; чувство меры, подсказывающее человеку наиболее деликатную линию поведения по отношению к кому-либо или к чему- либо.

Педагогический такт — это мера педагогически целесообразного воздействия педагога на обучаемых, умение выбирать продуктивный стиль общения с ними, а также с коллегами и родителями.

Отличие педагогического такта от общего в том, что он выступает как средство воспитания.

Выбор педагогом тактики общения связан с его умением ис-пользовать ролевые позиции.

А.Б.Добрович выделяет четыре основные позиции:

1) позиция «родителя» (педагог демонстрирует свою независимость, самостоятельно принимает решения, берет на себя ответственность);

2) позиция «дитяти» (педагог демонстрирует зависимость, подчинение, неуверенность в себе);

3) позиция «взрослого» (педагог демонстрирует корректность, сдержанность в поведении, понимание интересов обучаемых, рас-пределяет ответственность между собой и обучаемыми);

4) позиция неучастия.

Позиция педагога зависит от уровня его мастерства, умения сотрудничать с обучаемыми, позиции каждого обучаемого и коллектива в целом.

Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он является результатом духовной зрелости педагога, большого опыта работы над собой для приобретения специальных знаний (прежде всего знания психологии возраста и индивидуальных особенностей обучаемых) и выработки методов общения.

Не менее важны знание основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. И конечно же, необходимы знания способов воздействия на обучаемых, которые должны переходить в умения:

-демонстрировать обучаемым свою любовь;

- видеть «внутренние пружины» поведения обучаемых;

- ориентироваться в обстановке;

- выбирать целесообразный способ воздействия на обучаемых;

- беседовать с обучаемыми.

Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других педагогов, педагогическая техника, чувство юмора. Педагог должен всегда уважать обучаемых и сохранять собственное достоинство.

При возникновении конфликтных ситуаций педагогу необходимо:

1) прежде всего попытаться овладеть ситуацией и разрядить напряженную обстановку;

2) своим поведением повлиять на партнера (обучаемого или коллегу);

3) попытаться понять мотивы поведения конфликтующих. Мысленный анализ способствует снижению эмоционального возбуждения;

4) выяснить причину возникновения конфликта;

5) по разрешению конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировав причины его возникновения и возможности предотвращения.

Культура речи педагога

Важнейшим компонентом педагогического мастерства является культура речи. Анализ педагогической деятельности показывает: на занятиях, не сопровождающихся яркой и образной речью педагога, не могут быть плодотворно решены учебно-воспитательные задачи. Преподаватель должен иметь хорошую вербальную память, правильно выбирать языковые средства, логично излагать свои мысли, уметь ориентировать речь на собеседника, а также предвидеть результаты воздействия сювом. Немалую роль в вербальном общении И1рают уровень его культуры и эрудиция.

Я.А.Коменский считал, что педагог должен владеть словом в такой степени, которая обеспечивает полное понимание со стороны учеников; что язык преподавателя должен быть точным и ясным, выразительными привлекательным для обучаемых.

Культура речи служит важнейшим показателем духовного богатства педагога, его культуры мышления и является эффективным средством формирования и воспитания личности.

Культура речи педагога — это умение выбрать стилистически верный способ подачи учебного материала, выразительно и доходчиво излагать свои мысли. В связи с этим педагог должен владеть нормами устной и письменной речи, т.е. правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают речь как правильную или неправильную, а употребление выражений — как допустимое или недопустимое. Например, правильно говорить «последний» (в очереди) и неправильно — «крайний»; правильно говорить «класть» и неправильно — «дожить».

Воздействие речи замсит от следующих факторов:

- умения убеждать, логического построения речи;

- владения техникой речи: дыханием, тембром голоса, дикцией;

- экспрессивных умений: образности речи, ее интонационной выразительности, логических акцентов и пауз, мелодики речи;

- использования вспомогательных средств: жестов, мимики, пластики, определенной позы, дистанции общения;

-дискуссионных умений;

- перцептивных умений, связанных с учетом реакции слушателей.

Признаками хорошей речи являются:

- правильность речи,т.е. соответствие принятым литературно- языковым нормам;

-точность речи, т.е.ее соответствие мыслям говорящего;

-ясность речи, т.е. ее доступность пониманию слушателей;

-логичность речи, т.е. ее соответствие законам логики;

- простота речи, т. е. ее естественность, отсутствие вычурности и «красивостей слога»;

-богатство речи, т.е. разнообразие используемых в ней языковых средств;

- краткость речи, т. е. отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений;

-чистота речи, т.е. отсутствие нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных слов, употребляемых без особой необ-ходимости;

- выразительность речи, т. е. отсутствие в ней шаблонов, словесных штампов, ее образность;

-благозвучие речи, т.е. мелодичность, приятное для слуха звучание.

Неординарные педагоги владеют магией словесного общения. Они управляют эмоциями обучаемых, активизируя удивительный механизм человеческого восприятия.

Важными компонентами речевых способностей педагога являются:

- энергетика речи. Раскрывается в единстве манеры поведения и речевого общения. Обучаемым импонирует, когда педагог четко формулирует фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своим видом подчеркивая уверенность в правильности используемых аргументов. На этой психологической основе, как правило, и складывается доверие к педагогу;

- эмоциональное биополе. Обучаемые, попадающие в него, невольно включают свои эмоции, сразу фиксируют исходящие от педагога биотоки добра, незаурядности, духовности. Чем ярче личность педагога, тем сильнее ощущения обучаемых от общения с ним;

- интенсивность речи. Характеризуется изменением темпа подачи информации. Следует помнить, что медленная речь на первый взгляд облегчает восприятие учебного материала, но не стимулирует непроизвольное внимание, создает так называемую информационную пустоту. Однако слишком быстрая речь затрудняет понимание смысла сказанного, утомляет обучаемых и разрушает внимание. Педагогу следует искать «золотею середину», не зацикливаясь на каком-то одном темпе речи, взятом в начале занятия;

- ассоциативность речи. Связана со способностью педагога вызывать сопереживание у слушателей, побуждать их к размышлениям. В результате обучаемые получают удовольствие от общения с педагогом, происходит активная стимуляция их интеллектуальных резервов. Для создания соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как метафора, сравнение, аналогия, при- ; меры из жизни, произведения музыки, живописи, видеоклипы;

- образность речи. Образ как средство общения представляет | собой специфическую форму отражения действительности, когда абстрактная идея переводится в сферу чувственного восприятия. Чувственное воспроизведение мысли может быть отражено в примерах, метафорах, сравнениях, аналогиях, символах.

В качестве примеров из жизни обычно используются случаи, произошедшие с конкретными людьми, подтверждающие, поясняющие или доказывающие какое-то положение. Метафора позволяет на уровне художественного образа представить реальное событие жизни. Повышению убедительности доводов педагога способствует использование в речи различных сравнений.

Аналогию можно назвать своеобразным видом сравнения. По-средством аналогии выявляется определенное сходство между пред-метами, явлениями, понятиями. При использовании такого сравнения необходимо одно условие: то, с чем сравнивают, должно быть в большей степени знакомо и понятно слушателям, чем то, что сравнивают.

Символ, являясь источником эмоциональных переживаний, может быть условен в той или иной степени. Эта условность связана с уровнем обобщения и пониманием значения символа определенной группой людей или отдельным человеком. В качестве символов могут использоваться предметы, рисунки, схемы, песни, элементы одежды, цветы, жесты и т.д.

В процессе информативно-речевого воздействия важное значение имеет интонация. Ее называют зеркалом нашей эмоциональной жизни; культура чувств и эмоциональных взаимоотношений неразрывно связана с культурой интонационного оформления высказывания.

Повышение эмоциональной окрашенности речи педагога до-стигается за счет ее интонационного разнообразия. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем выразительнее и доступнее сообщаемая информация. К примеру, А.С.Макаренко стал считать себя настоящим мастером, когда научился говорить «иди сюда» с двадцатью оттенками.

Особо следует сказать о голосовой тональности: исследованиями установлено, что психологическое доверие к низким голосам гораздо больше, чем к высоким.

Важное значение имеет логическое ударение, которое может в корне изменить смысл одной и той же фразы.

Экспрессивность речи педагога находит свое выражение в ее эмоциональной насыщенности, в использовании мимики, жестов, поз, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание — все это конкретные формы экспрессивности.

Грамотная, логичная, лексически и интонационно богатая, образная речь педагога способствует развитию речи обучаемых.

Педагог должен также отрабатывать технику речи, т. е. систему технологических приемов дыхания, голосообразования, дикции, навыков произношения, доведенных до автоматизма. Это обеспечивает его профессиональное взаимодействие с обучаемыми.

Совершенствование педагогического мастерства неразрывно связано с постоянным стремлением преподавателя к пополнению активного словарного запаса.

Для повышения культуры устной речи важно: всегда (даже при общении с друзьями) стремиться к соблюдению норм литературного языка; вырабатывать навык правильного и логичного изложения своих мыслей; избавляться от употребления жаргонизмов и слов-«паразитов» («так сказать», «в общем», «как говорится» и т.п.), а также от привычки растягивать слова или делать неоправданно большие паузы между словами. Чтобы избавиться от этой привычки, следует вслух читать собственные лекции, прослушивать их магнитофонные записи.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.







Сейчас читают про: