double arrow

Особенности педагогической деятельности бакалавров по профилю «Физическая культура».


Структура и объект обучающей деятельности педагога

Обучающая деятельность педагога (ОДП) направлена на фор-мирование системы знаний, умений и навыков обучаемых, включая одновременно цели развития и воспитания личности. Как уже говорилось в главе 2, ОДП должна включать следующие виды: планирование; организацию учебно-познавательной деятельности; предъявление информации; формирование умений и навыков; систематизацию и обобщение знаний, умений и навыков; стимулирование и мотивацию личности обучаемого в процессе учебной деятельности; педагогическое диагностирование; контроль за ходом процесса обучения, проверку и оценку усвоения содержания образования; корректировку учебного процесса; анализ обучающей деятельности и ее результатов. Каждый из этих видов деятельности необходим, и все они взаимосвязаны. Однако важно определить, какой из них является основой, обеспечивающей взаимосвязь деятельности педагога и обучаемых, а также всех компонентов процесса обучения.

Такой основой является организация учебно-познавательной деятельности. Именно она необходима на всех этапах обучения. Это обусловлено тем, что усвоение знаний, формирование умений и навыков учащихся осуществляется в процессе их учения. Взаимосвязь деятельности педагога и учащихся обеспечивается организацией деятельности последних по определению цели, планированию ее достижения, осуществлению процесса усвоения знаний, умений и навыков, самоконтролю за ходом своего учения. Организация учебно-познавательной деятельности, неразрывно связанная с личностью учащегося, способствует одновременно его развитию и воспитанию. В этом заключается ее сущность и особая роль: без нее невозможно обучение, т.е. специально организованное познание. Только данный вид обучающей деятельности педагога охватывает все составляющие ее объекта (учащегося как личность, его учебно-познавательную деятельность, содержание образования) и взаимосвязан с другими видами этой деятельности. Это позволяет назвать организацию учебно-позна- вательной деятельности постоянно доминирующим видом обучающей деятельности педагога. Другие виды ОДП могут быть ситуа-тивно доминирующими.




Анализ обучающей деятельности и ее результатов является видом деятельности педагога, носящим рефлексивный характер, т. е. направленным на познание себя, своей деятельности. Он необходим для выявления отрицательных и положительных сторон деятельности, для поиска путей и средств устранения недостатков, для совершенствования своей деятельности и учебно-воспитательного процесса в целом. Этот вид наиболее эффективен в том случае, когда педагог анализирует свою деятельность с определенных теоретических позиций; для этого он должен быть достаточно вооружен психолого-педагогическими знаниями. Без данного вида деятельности педагог не сможет осуществлять грамотный анализ собственного педагогического опыта и опыта других преподавателей. Вначале необходим систематический анализ обучающей деятельности и ее результатов после проведения каждого учебного занятия, каждого дня педагогической деятельности. Большую помощь в этом может оказать выявление критериев, которые следует использовать педагогу для оценки своей деятельности.



Анализ обучающей деятельности педагога и ее результатов завершает цикл обучения.

Рассмотренные виды обучающей деятельности педагога взаи- ! мосвязаны и в педагогической деятельности часто применяются в j различных сочетаниях. Обучающая деятельность педагога наиболее эффективна, когда осуществляется определенная ориентация всех ее видов на достижение необходимого результата. Важная особенность такого подхода заключается в том, что доминирующий вид, с одной стороны, усиливает, делает более целенаправленными другие виды обучающей деятельности педагога, с другой стороны, он усиливается сам и становится более эффективным за счет их «поддержки». Кроме того, усиливаются взаимосвязи всех •других видов посредством ориентации познавательной деятельности учащихся.



Таким образом, структура обучающей деятельности педагога, основанная на выделении ее доминирующего вида и определен- %ой ориентации остальных видов, позволяет педагогу усилить це-ленаправленность процесса обучения, постоянно находиться во взаимосвязи со всеми элементами объекта своей деятельности и Предельно использовать возможности каждого компонента учебного процесса для достижения поставленной цели. При таком подходе обучение может рассматриваться как система организации познавательной деятельности учащихся.

Одним из важнейших аспектов предмета акмеологических ис- ледований являются подготовка и становление студента как про-фессионала. В этот период происходит интенсивное развитие спо-собностей и личностных качеств; формируется опыт создания соб-ственных интегративных схем — в виде синтеза знаний из различных источников, системы знаний в форме, удобной для решения практических и теоретических задач; способов осуществления внутренней обратной связи (цель—деятельность—результат—степень •рассогласования цели и результата). Активная познавательная деятельность способствует развитию и наращиванию творческого потенциала.

Для успешности этого процесса педагогу необходимо осуществить перевод обучаемого с уровня «объект обучения» на уровень

 

Схема 3

Объект обучающей деятельности педагога в функциональной дидактической системе

Примечание. Цифрами на схеме обозначены взаимосвязи межау компо-нентами дидактического базиса.

«субъект обучения». Для этого педагог должен грамотно, с мето-дологических позиций рассматривать объект обучающей деятель-ности. Как это может быть сделано, показано на схеме 3.

Конечно, каждый компонент объекта ОДП может стать предметом специального исследования, однако только их взаимосвязь в виде функционирующей трехзвенной цепочки («обучаемый как личность — учебно-познавательная деятельность — содержание образования») позволяет рассматривать объект ОДП как целостное педагогическое явление.

Особенности педагогической деятельности бакалавров

Деятельность учителя физической культуры

Основными задачами физического воспитания в школе являются:

1) содействие правильному физическому развитию школьников, их адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды, укреплению здоровья; воспитание навыков соблюдения правил личной гигиены;

2) обучение основным видам движений и формирование дви-гательных умений и навыков на основе знаний из области физической культуры;

3) достижение возможного для каждой возрастной группы уровня развития физических (двигательных) качеств;

4) воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом.

Эти задачи отражают общее направление физического воспитания в школе.

Для учителей физической культуры государственные программы четко формулируют задачи, дифференцированные по целевой направленности.

Первая группа — задачи физического образования. Они вклю-чают:

-усвоение школьниками каждой возрастной группы доступных знаний из области физической культуры и спорта;

- формирование необходимых двигательных умений и навы- ов, их закрепление и совершенствование в соответствии с возра- тными возможностями и потребностями учащихся;

- формирование и закрепление гигиенических навыков. ь Вторая группа — задачи, содействующие гармоничному ’ азвитию растущего организма, укреплению здоровья, всесторон- ему развитию физических способностей. Они включают:

- закаливание организма;

- развитие физических способностей и основных физических | ачеств;

- формирование правильной осанки и коррекция отдельных I здостатков телосложения.

; Третья группа — задачи, решение которых обеспечивает взаимосвязь физического, нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Все перечисленные задачи должны решаться не только учителем физической культуры,на его уроках, но и всем школьным коллективом.

|Местом проведения урока физической культуры может быть шортплощадка на открытом воздухе, школьный спортивный зал, 5ассейн. На занятиях применяются разнообразные инвентарь и обо- )удование, которые становятся опасными при неправильном ис- юльзовании. Нельзя не отметить, что высокая двигательная актив- тость учащихся таит в себе большой риск травматизма и возникновения конфликтов. Особую трудность для учителя при подготовке к инятиям представляет работа с учащимися разных возрастов в течение учебного дня, а также необходимость учитывать уровень физического развития каждого учащегося конкретного класса, тем 5олее что программа содержит одинаковые для всех требования.

Учитель физической культуры в школе, как правило, ведет массовую физкультурно-спортивную работу. Он подбирает и воспитывает физкультурный актив, куда входят физорги классов, общественные судьи, инструкторы, тренеры, члены совета физкультуры и т.д., координирует и направляет его работу. Ему приходится также проводить организационную и методическую работу с коллективом учителей, особенно с классными руководителями и педагогами-воспитателями, помогая им решать задачи физического воспитания школьников и привлекая их к руководству массовой физкультурно-спортивной работой (турпоходы, спортивные праздники и парады, прогулки, общешкольные соревнования, спортивные вечера и т.д.).

Успешность этой многообразной деятельности зависит от многих факторов и требует определенных личностных качеств, умений и способностей. Так, учителю физической культуры надо хорошо знать основы науки о физической культуре и спорте, чтобы опираться на них в построении учебно-тренировочнрго процесса. Кроме знания своего предмета ему необходима целая система знаний по педагогике, психологии, анатомии, физиологии, гигиене, медицине — по дисциплинам, относящимся к области чело- векознания.

Учитель физкультуры в школе, а также преподаватель физического воспитания в ПТУ, колледже, вузе должен уметь:

- определять общие и конкретные цели физического воспитания;

- определять цели и задачи конкретного занятия физической культурой;

-подбирать и применять современные методы обучения и воспитания;

- использовать различные средства физической культуры и спорта;

- подбирать разнообразные формы занятий с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучаемых, уровня их физической подготовленности, состояния здоровья, а таюке социально-психологических особенностей;

- использовать в процессе физического воспитания национальные виды спорта, культурные традиции;

-применять комплекс методов и средств для формирования у обучаемых навыков соблюдения личной гигиены, профилактики заболеваний и контроля за состоянием своего организма;

- владеть методами врачебно-педагогического контроля, приемами, обеспечивающими безопасность на занятиях, способами оказания первой медицинской помощи;

-прививать обучаемым навыки самостоятельной подготовки к проведению занятия;

- готовить физкультурный актив, способный оказывать помощь в организации и проведении ежедневных занятий физической культурой и спортом в различных формах;

- анализировать, обобщать и творчески использовать передовой педагогический опыт, постоянно повышать свой уровень пси- холого-педагогических знаний и профессиональной подготовки.

 

Схема 4

Формы организации занятий в процессе физического воспитания

От учителя физической культуры требуются высокая организо-ванность и инициативность, постоянное совершенствование содержания и форм своей деятельности.

В обобщенном вине формы организации занятий в процессе фи-зического воспитания в школе можно представить в виде вышепри-веденной схемы 4.

Деятельность тренера-преподавателя по виду спорта

Деятельность тренера-преподавателя по виду спорта существенно отличается от деятельности учителя физкультуры прежде всего потому, что она направлена на выявление и развитие спортивных способностей школьников и молодежи, на прогнозирование их достижений в спорте, базой которого служит гармоничное развитие yi физическое совершенствование личности.

Тренер-преподаватель по виду спорта в совершенстве должен знать:

- принципы, средства и методы системы подготовки спортсменов;

- теорию и методику обучения и тренировки в избранном виде спорта, а также методику обучения основным видам физических упражнений;

- основные психолого-педагогические закономерности организации учебно-тренировочного процесса;

- дидактические возможности различных средств подготовки спортсменов;

- закономерности возрастно-половых особенностей занимающихся спортом, методы развития основных физических качеств и двигательных навыков;

-особенности организации спортивной работы в условиях учебно-тренировочных сборов и спортивно-оздоровительных лагерей;

- санитарно-гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, меры профилактики травматизма в процессе занятий спортом;

- особенности конструкции спортивного сооружения, правила его эксплуатации, правила использования и сохранности спортивного инвентаря и оборудования.

Тренер-преподаватель должен уметь:

- определять общие и конкретные цели спортивной подготов ки, цели и задачи конкретного тренировочного занятия;

- применять в учебно-тренировочном процессе современные методы тренировки с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся и уровня их физической подготовленности;

- определять и оценивать физическое развитие и особенности телосложения занимающихся с целью их спортивной ориентации;

- корректировать собственную деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся;

- владеть методами спортивно-педагогического контроля с ис-пользованием современной метрологической аппаратуры, а также приемами, обеспечивающими безопасность на занятиях, и способами оказания первой медицинской помощи;

- организовывать соревнования и принимать в них участие в качестве судьи, представителя команды;

- прививать занимающимся навыки самостоятельной подготовки : к проведению спортивных занятий;

- проводить профориентационную работу среди занимающих- 1 ся, готовить спортивный актив, способный оказывать помощь в I организации учебно-тренировочного процесса и соревнований.

Условия деятельности тренера ДЮСШ существенно отличается от тех условий, в которых работают учителя физкультуры в |школе и преподаватели физического воспитания в ПТУ, коллед- |же и вузе.

К специфическим особенностям деятельности тренера ДЮСШ относятся:

I 1) добровольность выбора и посещения занятий занимающимися. Добровольность занятий в ДЮСШ существенно влияет на характер взаимоотношений занимающихся с тренером. Неудовлетворенность этими взаимоотношениями может стать причиной ухода из ДЮСШ перспективного спортсмена. Только хороший Контакт с тренером, доверие и уважение к нему, чувство ответственности перед тренером и коллективом может удержать занимающихся от подобного шага;

2) особые условия общения на тренировках, вне занятий, в ■Условиях учебно-тренировочного сбора, в период соревнований. Ют тренера требуется большой такт по отношению к каждому воспитаннику. От его поведения во многом зависят поведение и результаты выступления юных спортсменов;

В 3) необходимость постоянно поддерживать на высоком уровне рвои физические возможности и техническое мастерство. Физи- Кеские возможности тренера подразумевают его состояние здоро- рья, способность выполнять упражнения вместе с занимающими- кя. Под техническим мастерством понимается умение технически правильно выполнить упражнение. Уровень физических возможностей и технического мастерства существенно влияет на показ ■Пражнения и, естественно, на авторитет тренера;

4) воспитательная работа с занимающимися. Тренер, работающий с детьми, руководит педагогическим процессом не только во время учебно-тренировочных занятий — его воспитательная деятельность продолжается и за пределами ДЮСШ. Он является наставником своих воспитанников в очень ответственный для них период проведения соревнований; оказывает огромное влияние на их образ жизни, выбор жизненного пути, старается узнать все подробности жизни юных спортсменов; следит за состоянием их тренированности, организует рациональный режим занятий и отдыха;

5) специфика детского спортивного коллектива. Такой коллектив отличается от обычного школьного сложностью структуры и управления им. Члены спортивного коллектива, как правило, од-новременно являются членами разных коллективов по месту учебы. Нередко их объединение в данном спортивном коллективе носит кратковременный характер (сборная команда, учебно-тренировоч- ный сбор и т. п.). Необходимость согласовывать влияние двух коллективов (общеобразовательной школы и ДЮСШ), непостоянство состава спортивного коллектива создают большие трудности в работе тренера;

6) необходимость воспитания у занимающихся устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта. Тренер, работающий с начинающими спортсменами, должен постоянно помнить о том, что у них еще нет убежденности в правильности выбора вида спорта, что в процессе однообразных и утомительных тренировок у них может пропасть интерес к занятиям. Поэтому тренеру ДЮСШ необходимо постоянно заботиться о воспитании устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта — во избежание ухода способных спортсменов из ДЮСШ.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

 







Сейчас читают про: