Регулирования аудиторской деятельности

 

 

Признак сравнения Закон № 119-ФЗ от 07.08.2001 Закон № 307-ФЗ от 30.12.2008 Примечание
1. Понятие аудиторской деятельности, аудита Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1) Аудиторская деятельность - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами; аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. п. 2, 3 ст. 1) Понятие «аудиторская деятельность» стало шире понятия «аудит»: указанные понятия разграничены и их смысл уточнен
2. Перечень сопутствующих аудиту услуг Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование; налоговое консультирование; анализ финансово- хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование и др. (п. 6 ст. 1) Устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности (п. 4 ст. 1) Изменился официальный подход к классификации сопутствующих аудиту услуг [2]. Теперь это услуги, перечисленные в федеральных правилах (стандартах) [4]: № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»; № 31 «Компиляция финансовой информации»; № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»
3. Законодательство РФ и иные акты об аудиторской деятельности - Закон № 119-ФЗ; - принятые в соответствии с ним иные федеральные законы; - указы Президента РФ; - Постановления Правительства РФ (ст. 2) - Закон № 307-ФЗ; - Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» [5]; - другие федеральные законы; - иные нормативные правовые акты (ст. 2) Перечень законодательных актов дополнен специальным законом о саморегулировании; перечень иных нормативно-правовых актов стал открытым
4. Понятие «аудиторская организация» Коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги (ст. 4) Коммерческая организация, являющаяся членом одной из СРОА (ст. 3) Подчеркнута значимость для аудиторской организации наличия членства в одном из СРОА
5. Требования к аудиторским организациям - наличие лицензии; - любая организационно- правовая форма, за исключением открытого акционерного общества (ОАО); - по общему правилу не менее 50% кадрового состава должны составлять граждане РФ; - в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов (ст. 4) - наличие лицензии (ст. 24); - любая организационно- правовая форма, за исключением ОАО, государственного или муниципального унитарного предприятия; - численность аудиторов (на основании трудовых договоров) не менее трех; - не менее 51 % уставного (складочного) капитала должно принадлежать аудиторам и (или) аудиторским организациям; - численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе должна быть не менее 50%; единоличный исполнительный орган - только аудитор; - безупречная деловая репутация; - наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы; - уплата взносов в СРОА; - уплата взносов в компенсационный фонд СРОА (п. 2 ст. 18) Объем требований к аудиторской организации существенно расширен. В то же время сокращен минимальный численный состав аудиторов (с пяти до трех)
6. Понятие «аудитор» Физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора (п. 1 ст. 3) Физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРОА (ст. 4) Как и для аудиторов, для аудиторских организаций подчеркнута значимость наличия членства в одном из СРОА
7. Требования к аудиторам Наличие квалификационного аттестата аудитора (ст. 3) - наличие квалификационного аттестата аудитора; - безупречная деловая (профессиональная) репутация; - уплата взносов в СРОА; - уплата взносов в компенсационный фонд СРОА (п. 3 ст. 18) В настоящее время аттестат аудитора выдается Минфином России, а квалификационные экзамены проводят учебно-методические центры, включенные в государственный реестр Минфина России. С 01.01.2011 согласно п. 4 ст. 11 Закона № 307-ФЗ квалификационный экзамен будет проводиться единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми СРОА
8. Требования к претендентам на получение аттестата аудитора - высшее экономическое и (или) юридическое образование; - стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет; - сдача квалификационного экзамена (ст. 15) - высшее образование; - стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет (в том числе не менее двух из последних трех лет - в аудиторской организации); - сдача квалификационного экзамена (ст. 11) Исключены требования об обязательности наличия у претендентов высшего экономического и (или) юридического образования. В то же время ужесточены требования к месту работы для учета необходимого стажа (сужен круг работодателей)
9. Проведение обязательных ежегодных аудиторских проверок Во всех случаях только аудиторскими организациями, которые обязаны страховать риск ответственности за нарушение договора (ст. ст. 7, 13) Аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж, и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности; в остальных случаях могут проводить и индивидуальные аудиторы (ст. 5) Страхование при проведении обязательного аудита (ст. 13 Закона № 119-ФЗ) заменено на формирование компенсационного фонда СРОА (ст. 17 Закона № 307-ФЗ); в отношении возможности участия индивидуальных аудиторов в обязательных аудиторских проверках следует учитывать также позицию Конституционного Суда РФ [6]
10. Стандарты аудиторской деятельности и Кодекс профессиональной этики аудиторов - Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; - внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях; - правила (стандарт) аудиторской деятельности, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (ст. 9) - Федеральные стандарты аудиторской деятельности; - стандарты СРОА; - Кодекс профессиональной этики аудиторов (ст. 7) Закреплена обязательность применения Кодекса профессиональной этики аудиторов, в то же время исключены из сферы нормативного регулирования стандарты, принимаемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами
11. Понятие «конфликт интересов» Не определялось Это ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации (индивидуального аудитора) может повлиять на ее (его) мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (п. 3 ст. 8) Случаи возникновения конфликта интересов, а также меры по его предотвращению или урегулированию устанавливаются Кодексом профессиональной этики аудиторов
12. Перечень сведений и документов, не составляющих аудиторскую тайну По существу, отсутствовал: «Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги» (п. 1 ст. 8) - сведения, разглашенные самим лицом, которому оказывались услуги, либо с его согласия; - сведения о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита; - сведения о величине оплаты аудиторских услуг (ст. 9) Аудиторская тайна перестала быть неограниченной, универсальной, так как названы сведения и документы, ее не составляющие, в том числе о величине оплаты (!) аудиторских услуг
13. Раскрытие аудиторской тайны Только по решению суда (п. 4 ст. 8) В случаях и порядке, которые предусмотрены Законом № 307-ФЗ и другими федеральными законами (ст. 9) Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ, которым было внесено изменение в ст. 183 Уголовно- процессуального кодекса РФ (УПК РФ), устранил коллизии между УПК РФ и Законом № 119-ФЗ (см. [7]). С момента вступления изменений в силу (с 07.09.2007) выемка документов, содержащих охраняемую законом (в том числе аудиторскую) тайну, должна производиться на основании судебного решения (в прежней редакции - с санкции прокурора)
14. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов Проводился уполномоченным федеральным органом или аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями (ст. 14) По общему правилу проводится СРОА в отношении своих членов, в том числе одними членами СРОА в отношении других членов СРОА, а в исключительных случаях - уполномоченным федеральным органом. Также определена периодичность проведения проверок (ст. 10) Вводится «перекрестный» контроль, когда одни члены СРОА проверяют других ее членов. Контроль со стороны уполномоченного федерального органа ограничен проверками аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит компаний, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных и муниципальных унитарных предприятий
15. Период хранения документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита Не устанавливался Не менее 5 лет (п. 2 ст. 13) В Законе № 119-ФЗ данная норма отсутствовала, но зато аналогичное требование закреплено в п. 13 федерального правила (стандарта) № 2 «Документирование аудита» [4]
16. Поручительство (рекомендации) для вступления в СРОА Не предусматривалось Для вступления в члены СРОА в качестве аудиторской организации (аудитора) коммерческая организация (физическое лицо) представляет письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций (ст. 18) Введен новый для российской практики институт поручительства одних лиц для принятия других в члены СРОА. Однако ответственность за выдачу «неверных» рекомендаций лицам, которые в дальнейшем могут быть исключены из СРОА за нарушение установленных требований, не установлена
17. Меры дисциплинарного воздействия в отношении членов СРОА Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения по результатам проверок могли лишь ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора или лицензии в отношении своих членов (п. 4 ст. 20). Уполномоченный федеральный орган в лице Минфина России имел право аннулировать квалификационный аттестат аудитора (ст. 16), но не мог аннулировать лицензию, так как такое решение принималось только судом [8, п. 2 ст. 13] В отношении своего члена СРОА может принять следующие меры дисциплинарного воздействия: - предписание; - предупреждение; - штраф (его размер не определен!); - приостановление членства аудиторской организации, аудитора в СРОА на срок до устранения выявленных нарушений; - исключение аудиторской организации, аудитора из членов СРОА; - иные (?!), предусмотренные внутренними документами СРОА (ст. 20) Права СРОА по принятию в отношении своих членов мер дисциплинарного воздействия расширены настолько, что в принципе их можно считать неограниченными

 

Вместо института обязательного страхования риска ответственности аудиторской организации при проведении ею обязательных ежегодных аудиторских проверок, предусмотренного ст. 13 Закона № 119-ФЗ, для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов вводится требование о необходимости уплаты взносов в компенсационный фонд СРОА (ст. 18).

Закон № 307-ФЗ вновь предоставил индивидуальным аудиторам право проводить обязательные аудиторские проверки (исключение составляют организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж, и (или) иные организаторы торговли на рынке ценных бумаг, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, а также консолидированная отчетность).

 

Принятие Закона № 307-ФЗ означает не только реформирование системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности путем видоизменения отдельных ее положений, но и коренную перестройку сознания аудиторов, консультантов, аудируемых лиц, а также иных лиц, которые так или иначе связаны с правоотношениями по поводу формирования и представления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: