Признак сравнения | Закон № 119-ФЗ от 07.08.2001 | Закон № 307-ФЗ от 30.12.2008 | Примечание |
1. Понятие аудиторской деятельности, аудита | Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1) | Аудиторская деятельность - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами; аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. п. 2, 3 ст. 1) | Понятие «аудиторская деятельность» стало шире понятия «аудит»: указанные понятия разграничены и их смысл уточнен |
2. Перечень сопутствующих аудиту услуг | Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование; налоговое консультирование; анализ финансово- хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование и др. (п. 6 ст. 1) | Устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности (п. 4 ст. 1) | Изменился официальный подход к классификации сопутствующих аудиту услуг [2]. Теперь это услуги, перечисленные в федеральных правилах (стандартах) [4]: № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»; № 31 «Компиляция финансовой информации»; № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности» |
3. Законодательство РФ и иные акты об аудиторской деятельности | - Закон № 119-ФЗ; - принятые в соответствии с ним иные федеральные законы; - указы Президента РФ; - Постановления Правительства РФ (ст. 2) | - Закон № 307-ФЗ; - Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» [5]; - другие федеральные законы; - иные нормативные правовые акты (ст. 2) | Перечень законодательных актов дополнен специальным законом о саморегулировании; перечень иных нормативно-правовых актов стал открытым |
4. Понятие «аудиторская организация» | Коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги (ст. 4) | Коммерческая организация, являющаяся членом одной из СРОА (ст. 3) | Подчеркнута значимость для аудиторской организации наличия членства в одном из СРОА |
5. Требования к аудиторским организациям | - наличие лицензии; - любая организационно- правовая форма, за исключением открытого акционерного общества (ОАО); - по общему правилу не менее 50% кадрового состава должны составлять граждане РФ; - в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов (ст. 4) | - наличие лицензии (ст. 24); - любая организационно- правовая форма, за исключением ОАО, государственного или муниципального унитарного предприятия; - численность аудиторов (на основании трудовых договоров) не менее трех; - не менее 51 % уставного (складочного) капитала должно принадлежать аудиторам и (или) аудиторским организациям; - численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе должна быть не менее 50%; единоличный исполнительный орган - только аудитор; - безупречная деловая репутация; - наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы; - уплата взносов в СРОА; - уплата взносов в компенсационный фонд СРОА (п. 2 ст. 18) | Объем требований к аудиторской организации существенно расширен. В то же время сокращен минимальный численный состав аудиторов (с пяти до трех) |
6. Понятие «аудитор» | Физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора (п. 1 ст. 3) | Физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРОА (ст. 4) | Как и для аудиторов, для аудиторских организаций подчеркнута значимость наличия членства в одном из СРОА |
7. Требования к аудиторам | Наличие квалификационного аттестата аудитора (ст. 3) | - наличие квалификационного аттестата аудитора; - безупречная деловая (профессиональная) репутация; - уплата взносов в СРОА; - уплата взносов в компенсационный фонд СРОА (п. 3 ст. 18) | В настоящее время аттестат аудитора выдается Минфином России, а квалификационные экзамены проводят учебно-методические центры, включенные в государственный реестр Минфина России. С 01.01.2011 согласно п. 4 ст. 11 Закона № 307-ФЗ квалификационный экзамен будет проводиться единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми СРОА |
8. Требования к претендентам на получение аттестата аудитора | - высшее экономическое и (или) юридическое образование; - стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет; - сдача квалификационного экзамена (ст. 15) | - высшее образование; - стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет (в том числе не менее двух из последних трех лет - в аудиторской организации); - сдача квалификационного экзамена (ст. 11) | Исключены требования об обязательности наличия у претендентов высшего экономического и (или) юридического образования. В то же время ужесточены требования к месту работы для учета необходимого стажа (сужен круг работодателей) |
9. Проведение обязательных ежегодных аудиторских проверок | Во всех случаях только аудиторскими организациями, которые обязаны страховать риск ответственности за нарушение договора (ст. ст. 7, 13) | Аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж, и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности; в остальных случаях могут проводить и индивидуальные аудиторы (ст. 5) | Страхование при проведении обязательного аудита (ст. 13 Закона № 119-ФЗ) заменено на формирование компенсационного фонда СРОА (ст. 17 Закона № 307-ФЗ); в отношении возможности участия индивидуальных аудиторов в обязательных аудиторских проверках следует учитывать также позицию Конституционного Суда РФ [6] |
10. Стандарты аудиторской деятельности и Кодекс профессиональной этики аудиторов | - Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; - внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях; - правила (стандарт) аудиторской деятельности, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (ст. 9) | - Федеральные стандарты аудиторской деятельности; - стандарты СРОА; - Кодекс профессиональной этики аудиторов (ст. 7) | Закреплена обязательность применения Кодекса профессиональной этики аудиторов, в то же время исключены из сферы нормативного регулирования стандарты, принимаемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами |
11. Понятие «конфликт интересов» | Не определялось | Это ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации (индивидуального аудитора) может повлиять на ее (его) мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (п. 3 ст. 8) | Случаи возникновения конфликта интересов, а также меры по его предотвращению или урегулированию устанавливаются Кодексом профессиональной этики аудиторов |
12. Перечень сведений и документов, не составляющих аудиторскую тайну | По существу, отсутствовал: «Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги» (п. 1 ст. 8) | - сведения, разглашенные самим лицом, которому оказывались услуги, либо с его согласия; - сведения о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита; - сведения о величине оплаты аудиторских услуг (ст. 9) | Аудиторская тайна перестала быть неограниченной, универсальной, так как названы сведения и документы, ее не составляющие, в том числе о величине оплаты (!) аудиторских услуг |
13. Раскрытие аудиторской тайны | Только по решению суда (п. 4 ст. 8) | В случаях и порядке, которые предусмотрены Законом № 307-ФЗ и другими федеральными законами (ст. 9) | Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ, которым было внесено изменение в ст. 183 Уголовно- процессуального кодекса РФ (УПК РФ), устранил коллизии между УПК РФ и Законом № 119-ФЗ (см. [7]). С момента вступления изменений в силу (с 07.09.2007) выемка документов, содержащих охраняемую законом (в том числе аудиторскую) тайну, должна производиться на основании судебного решения (в прежней редакции - с санкции прокурора) |
14. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов | Проводился уполномоченным федеральным органом или аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями (ст. 14) | По общему правилу проводится СРОА в отношении своих членов, в том числе одними членами СРОА в отношении других членов СРОА, а в исключительных случаях - уполномоченным федеральным органом. Также определена периодичность проведения проверок (ст. 10) | Вводится «перекрестный» контроль, когда одни члены СРОА проверяют других ее членов. Контроль со стороны уполномоченного федерального органа ограничен проверками аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит компаний, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных и муниципальных унитарных предприятий |
15. Период хранения документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита | Не устанавливался | Не менее 5 лет (п. 2 ст. 13) | В Законе № 119-ФЗ данная норма отсутствовала, но зато аналогичное требование закреплено в п. 13 федерального правила (стандарта) № 2 «Документирование аудита» [4] |
16. Поручительство (рекомендации) для вступления в СРОА | Не предусматривалось | Для вступления в члены СРОА в качестве аудиторской организации (аудитора) коммерческая организация (физическое лицо) представляет письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций (ст. 18) | Введен новый для российской практики институт поручительства одних лиц для принятия других в члены СРОА. Однако ответственность за выдачу «неверных» рекомендаций лицам, которые в дальнейшем могут быть исключены из СРОА за нарушение установленных требований, не установлена |
17. Меры дисциплинарного воздействия в отношении членов СРОА | Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения по результатам проверок могли лишь ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора или лицензии в отношении своих членов (п. 4 ст. 20). Уполномоченный федеральный орган в лице Минфина России имел право аннулировать квалификационный аттестат аудитора (ст. 16), но не мог аннулировать лицензию, так как такое решение принималось только судом [8, п. 2 ст. 13] | В отношении своего члена СРОА может принять следующие меры дисциплинарного воздействия: - предписание; - предупреждение; - штраф (его размер не определен!); - приостановление членства аудиторской организации, аудитора в СРОА на срок до устранения выявленных нарушений; - исключение аудиторской организации, аудитора из членов СРОА; - иные (?!), предусмотренные внутренними документами СРОА (ст. 20) | Права СРОА по принятию в отношении своих членов мер дисциплинарного воздействия расширены настолько, что в принципе их можно считать неограниченными |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вместо института обязательного страхования риска ответственности аудиторской организации при проведении ею обязательных ежегодных аудиторских проверок, предусмотренного ст. 13 Закона № 119-ФЗ, для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов вводится требование о необходимости уплаты взносов в компенсационный фонд СРОА (ст. 18).
Закон № 307-ФЗ вновь предоставил индивидуальным аудиторам право проводить обязательные аудиторские проверки (исключение составляют организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж, и (или) иные организаторы торговли на рынке ценных бумаг, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, а также консолидированная отчетность).
Принятие Закона № 307-ФЗ означает не только реформирование системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности путем видоизменения отдельных ее положений, но и коренную перестройку сознания аудиторов, консультантов, аудируемых лиц, а также иных лиц, которые так или иначе связаны с правоотношениями по поводу формирования и представления финансовой (бухгалтерской) отчетности.