double arrow

Тема: Образование и современный мир.

Лекция

1. Понятие «образование», его многоаспектность.

2. Образование как социальное явление, как важнейшее условие развития культуры и современной цивилизации.

3. Система образования в РФ.

 

1. В современной педагогической науке категория образования рассматривается как система ценностей, система, процесс и результат, а вследствие этого, имеет четыре аспекта: образование как ценность, как система, как процесс и как результат.

Образование может носить государственный, общественный, личностный характер. Результат образования многозначен и может предполагать грамотность, образованность, профессиональную компетенцию, менталитет. Где грамотность – не просто умение читать, писать и считать, но и прежде всего подготовленность к дальнейшему развитию своего образовательного потенциала. Образованность – это грамотность, приведенная в степень необходимого максимума для конкретного человека, личности. Профессионализм – определенный уровень образования, именно профессионального образования, личный опыт, а также индивидуализм, индивидуальные особенности и способности человека, его стремление к самообразованию и самосовершенствованию, творческое отношение к делу. Менталитет – это глубинные, духовно-нравственные, культурные и мировоззренческие ценности индивидуального и общественного поведения, высшая ценность образования.

Различные трактовки понятия образования не противоречат, а дополняют, совершенствуют друг друга и характеризуют образование как целенаправленный процесс обучения для достижения результата развития личности.

Под образованием в широком смысле слова понимается процесс вочелове­чения индивида, преобразование биологического естества чело­века в зрелую личность, раскрывающую свои идеальные способ­ности в трудовых и творческих процессах, благодаря которым облагораживается и преобразуется окружающий мир.

В этом смыс­ле образование личности понимается как обретение образа, скла­дывание, становление, развитие личности и далее – как огранка неповторимых индивидуальных черт. Поэтому процесс образова­ния может длиться всю жизнь.

В последнее время всё чаще под образованием понимают восхождение ко всеобщему (т.е. ценному для всех людей вообще и для каждого человека в отдельности).

П.Г. Чернышевский под образованием понимал и обучение, и органически связанное с ним и вытекающее из него воспитание личности и писал: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – не­обходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».

П од образованием будем пони­мать овладение личностью определенной системой научных знаний, прак­тических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупно­сти определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

В данном случае это понятие обозначает те результаты, которых добивается личность в своем развитии в процессе учебно-воспитатель­ной работы.

 

Чтобы увидеть многоаспектность, многогранность понятия "образование", рассмотрим его в комплексе:

1. С позиций учебно-воспитательного аспекта:

· Полученные знания, умения и навыки.

· Приобретенная воспитанность.

· Развитые личностные качества.

· Сформированное мировоззрение.

· Социализация.

2. С позиций аксиологически-целевого аспекта:

2.1. На государственном уровне:

· 2.1.1. Нормативно-правовая основа образовательной сферы.

· 2.1.2. Императивы к образовательной сфере:

o нравственно-эстетические;

o социально-политические и идеологические;

o научно-технические;

o экономические;

o экологические;

o здоровьесберегающие.

2.2. На личностном уровне:

· Внутренняя мотивационная составляющая.

· Внешняя мотивационная составляющая.

· Средство для становления личности.

3. С позиций процессуально-деятельностного аспекта:

· 3.1. Организационные формы педагогического процесса.

· 3.2. Средства учебно-воспитательного процесса.

· 3.3. Педагогические технологии:

o Система целеполагания.

o Проектирование и планирование учебно-воспитательной деятельности.

o Трансформация научных знаний в содержание образовательных областей.

o Интеграция содержания образовательных областей.

o Выбор оптимальных организационных форм, методов и средств учебно-воспитательной деятельности (в том числе и компьютерных, и здоровьесберегающих).

· 3.4. Реализация учебно-воспитательной деятельности на уроке и во внеурочное время.

· 3.5. Рефлексия учебно-воспитательной деятельности.

· 3.6. Управленческие технологии.

4. С позиций комплексного аспекта:

· Образовательные учреждения различного типа и их хозяйство.

· Материальные средства обучения-воспитания.

· Содержание обучения-воспитания.

· Научно-методологическая компонента учебно-воспитательного процесса.

· Информационные технологии.

· Кадры для реализации учебно-воспитательного процесса.

· Технологии управления в системе образования и его кадровое обеспечение.

· Нормативно-правовая основа образовательной деятельности.

 

 

2. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием.

Под образованием понимается единый процесс физиче­ского и духовного формирования личности, процесс социа­лизации, сознательно ориентированный на некоторые иде­альные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добро­детельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образо­вание выступает как неотъемлемая сторона жизни всех об­ществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление.

Образование как социальное явление – это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества через овладе­ние определенными знаниями, умениями, навыками, идей­но-нравственными ценностями и нормами поведения, со­держание которых в конечном счете определяется соци­ально-экономическим и политическим строем данного об­щества и уровнем его материально-технического развития.

Как и всякий социальный институт, институт образова­ния складывался на протяжении длительного периода исторического развития и принимал различные историчес­кие формы.

На начальных этапах человеческой истории образова­ние было вплетено в систему общественно-производствен­ной деятельности. Функции обучения и воспитания, пере­дачи культуры от поколения к поколению осуществлялись всем взрослым населением непосредственно в ходе приоб­щения детей к выполнению трудовых и социальных обя­занностей.

Расширение границ общения, развития языка и общей культуры привело к увеличению информации и опыта, подлежащего передаче подрастающему поколению. Одна­ко возможности его освоения были ограничены. Это про­тиворечие разрешалось путем создания социальных струк­тур, специализирующихся на накоплении и распростране­нии знаний — института образования. Историки свидетель­ствуют, что уже в условиях первобытно-общинного строя в каждом племени создавались специальные школы, в кото­рых наиболее знающие люди передавали молодым знания и опыт племени, знакомили их с обрядами и преданиями, посвящали в искусство магии и колдовства.

Возникновение частной собственности, выделение се­мьи как экономической общности людей привели к обособ­лению обучающих и воспитательных функций и переходу от общественного образования к семейному, когда в роли педагога стала выступать не община, а родители. Главной целью образования стало воспитание хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накоплен­ное родителями имущество как основу семейного благосо­стояния.

Однако уже мыслители древности осознавали, что мате­риальное благополучие отдельных граждан и семей зави­сит от могущества государства. Последнее может быть до­стигнуто не семейными, а общественными формами обра­зования. Так, древнегреческий философ Платон, например, считал обязательным для детей правящего класса получе­ние образования в специальных государственных учрежде­ниях. Главная цель образования состояла в воспитании силь­ных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов, способных самоотверженно защищать интересы рабовла­дельцев.

Нужно отметить, что сила Спарты и Афин во многом была обусловлена сложившимися в них системами образо­вания, которые обеспечивали высокий уровень культуры населения. Существование наряду с семейным государствен­ных, храмовых и других форм образования было характер­ным для многих рабовладельческих обществ.

Таким образом, произошло выделение из единого про­цесса воспроизводства общественной жизни духовного вос­производства – образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях. Это означало и переход от неинституцио­нальной социализации к институциональной.

Усложнение общественной жизни и государственного механизма требовало все больше образованных людей. Их подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от церкви. В XII - XIII вв. в Европе по­явились университеты, достаточно автономные по отно­шению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секрета­рей и государственных чиновников.

Возросшие социальные потребности в образованных лю­дях привели к отказу от индивидуального обучения и пере­ходу к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской – в университетах.Применение этих систем обеспечило организационную четкость и упорядоченность образовательного процесса, позволило передавать инфор­мацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повы­сило эффективность образования в десятки раз, оно стало значительно доступнее для большинства населения.

Развитие образования в докапиталистическую эпоху было обусловлено потребностями торговли, мореплавания, промышленности, но до сравнительно недавнего времени оно не оказывало существенного влияния на производство и экономику. Многие прогрессивные мыслители видели в образовании лишь гуманистическую, просветительскую цен­ность. Положение стало меняться по мере того, как круп­ная машинная индустрия потребовала смены старого спо­соба производства, стереотипов мышления и систем цен­ностей. Развитие математики, естествознания, медици­ны, географии, астрономии и навигации, инженерного дела, необходимость широкого использования научного знания пришли в противоречие с традиционным, преимуществен­но гуманитарным, содержанием образования, в центре которого было изучение древних языков. Разрешение это го противоречия связано с возникновением реальных учи­лищ и технических школ, высших технических учебных за­ведений.

Объективные требования производства и борьба трудя­щихся за демократизацию образования уже в XIX в. приве­ли к тому, что в наиболее развитых странах были приняты законы об обязательном начальном образовании.

В 30-е годы XX века для успешного овладе­ния рабочими специальностями потребовалось уже сред­нее образование. Это проявилось в увеличении сроков обя­зательного обучения в школе, расширении школьных про­грамм за счет естественнонаучных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и среднее школьное образование. Неполное, а затем полное среднее образование становится основным условием воспроизводства рабочей силы.

Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охва­том детей, молодежи и взрослых различными формами об­разования. Это период так называемого образовательного взрыва. Такое стало возможным потому, что автоматы, при­дя на смену механическим машинам, изменили положе­ние человека в производственном процессе. Жизнь поста­вила вопрос о работнике нового типа, гармонично сочетаю­щем в своей производственной деятельности функции ум­ственного и физического, распорядительского и исполни­тельского труда, постоянно совершенствующем технологию и организационно-экономические отношения. Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности получить совре­менную профессию.

Таким образом, выделение образования в специфичес­кую отрасль духовного производства отвечало историче­ским условиям и имело прогрессивное значение.

В современном мире институт образования имеет огром­ную социальную ценность. Нравственный, интеллектуаль­ный, научно-технический, духовно-культурный и экономи­ческий потенциал любого общества в решающей мере за­висит от уровня развития этого социального института. Те страны, руководство которых своевременно осознало важ­ность развития института образования, достигли высокого уровня развития и занимают господствующие позиции в современном мире.

 

3. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

- дошкольные;

- общеобразовательные;

- учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

- учреждения дополнительного образования;

- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

 

Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад, начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Виды образования:
Общее образование
Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее (полное) общее образование
Дополнительное образование детей

Профессиональное образование
Начальное профессиональное образование
Среднее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование
Бакалавриат
Магистратура

Послевузовское профессиональное образование
Аспирантура
Докторантура
Повышение квалификации

Второе высшее образование
Переподготовка
Профессиональная подготовка

 

Дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей. Основная задача дошкольных учреждений заключается во все­стороннем развитии детей, укреплении их здоровья, привитии элементарных трудовых навыков, эстетическом воспитании и под­готовке к обучению в школе.

 

Среднее (школьное) образование. Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).

 

Начальная ступень школы. Традиционно это школа элементарной грамотности, постиже­ния детьми 7-11 лет умений чтения, письма, счета, формирова­ния у них связной и выразительной устной и письменной речи, школа начальных знаний об окружающем мире, о природе, о нормах и правилах человеческого общежития. Ребенок в этом воз­расте впервые делает шаг в мир взрослой культуры и отношений.

Основное общее образование. Это школа для детей 12-15 лет. В этом возрасте закла­дывается личная система ценностей, проверяется и заново опро­буется собственный личностный потенциал, осознаются непов­торимые качества собственного характера.

Полное общее образование. Период ранней юности – возраст 15-18 лет. В эти годы моло­дые люди, юноши и девушки, заканчивают обучение в школе и вплотную подходят к необходимости выбора профессии, а также к созданию своей собственной семьи. Эти два ведущих мотива должна учитывать школа полного общего образования.

Детские внешкольные образовательно-воспитательные учреждения. На сегодняшний день успешно функционирует сеть спортивных, му­зыкальных школ, школ художественного творчества, где дети имеют возможность развивать свои природные дарования.

Система профессионального образования. В соответствии с Законом «Об образовании» вслед за получени­ем основного общего образования каждому жителю нашей страны предоставляется возможность получения профессионального – ос­новного и дополнительного образования, которое включает в себя следующие ступени: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональ­ное образование и послевузовское профессиональное образование. Для этой цели предназначены следующие типы учебных заведе­ний: лицеи, училища, колледжи, институты, университеты, ака­демии.

Содержание образования, согласно ст. 14 гл. 2 Закона, должно на этом этапе обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обуча­ющихся адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, вос­питание и развитие кадрового потенциала общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: