Эволюция уголовно-исполнительного права и

Пенитенциарных учреждений России

Цель лекции - сформировать знания о нормах, институтах уголовно-исполнительного права, его принципах, системе, представления об опыте правового обеспечения деятельности пенитенциарных учреждений, о развитии уголовно-исполнительного права на различных исторических этапах и о тенденциях их дальнейшего развития в России.

 

План:

1. Отечественная пенитенциарная система в XIX–начале XX вв.

2. Советское исправительно-трудовое законодательство в годы становления и укрепления административно-командной системы управления.

3. Трансформация советского исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное право современной России

 

Основные понятия: цель наказания, исполнение наказания, режим содержания, арестант, исправительно-трудовые лагеря, общий режим, усиленный режим, строгий режим, особый режим, пересыльная тюрьма, централ, начальник отряда, исправительно-трудовая колония, колония-поселение, расконвоированный, карцер, свидания, передача, лагпункт, ГУЛАГ, ГУИН МВД СССР.

 

Отечественная пенитенциарная система

В XIX–начале XX вв.

 

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль права есть система установленных органами государственной власти юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнения (отбывания) уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Целью уголовно-исполнительного права выступает обеспечение исполнения наказания, т.е. создание таких условий, при которых наказание выполняло бы свою главную задачу – исправление осужденных. В то же время исправление осужденных является средством для предупреждения совершения ими новых преступлений. Это достигается правовым регулированием порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определением средств исправления осужденных; охраной прав, свобод и законных интересов осужденных; оказанием им помощи в социальной адаптации.

Главным методом правового регулированияв уголовно-исполнительном праве является императивный,предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены. Основными средствами воздействия на общественные отношения здесь являются запреты, обязанности, наказания и иные правовые ограничения. Вместе с тем это не исключает использование в процессе регулирования общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) уголовных наказаний диапозитивного метода, основанного на дозволениях, равноправии сторон, позволяющего субъектам самостоятельно осуществлять выбор поведения. Например, осужденный и иные лица имеют возможность обратиться в суд с жалобой на действия администрации учреждения или органа, исполняющего уголовные наказания.

Термин «уголовно-исправительное права» используется сравнительно недавно, в рамках правовой системы постсоветской России. В СССР совокупность составляющих его компонентов называлась «исправительно-трудовое право», что соответствовало доктрине советского права.

Однако основные нормы, институты уголовно-исполнительного права и учреждения, ведающие исполнением уголовных наказаний (пенитенциарные учреждения), начали формироваться сравнительно давно. Первый общегосударственный уголовно-исполнительным акт был принят в 1831 г. (Инструкция смотрителя тюремного замка).

Конкретное указание на изоляцию преступника, как форму исполнения наказания, содержится в Соборном Уложении 1649 г. Уложение преследовало главные на тот момент цели уголовной ответственности – изоляцию преступников и устрашение иных лиц. В числе самых распространенных наказаний законодателем закреплялась смертная казнь, телесные (в том числе и членовредительские) наказания, тюремное заключение и др. Как правило, эти наказания традиционно соединялись с иными видами наказания – кнутом, батогами или со ссылкой. В общей сложности в законе содержалось более сорока статей, в которых упоминалось тюремное заключение. Причем, продолжительность его была уже определена как срочное, бессрочное и пожизненное.

Со времен Соборного Уложения тюрьма стала непременным атрибутом российских городов. Например, в Московском тюремном дворе были Опальная, Бражная, Заводная, Холопья, Татарка, Женская и другие остроги.

Режим заключения был достаточно специфическим. Колодники занимались мелким ремеслом, починкой, а их жены здесь же стирали и готовили для них еду. Вообще, долгое время посещающие их родственники имели возможность беспрепятственного нахождения в камере. К тому же традиция российской частной благотворительности позволяла каждому желающему самостоятельно наделять арестантов продуктами, вещами и деньгами. Такое общение с арестантами было отменено в начале XIX в.

Тюрьмы находились в подчинении тех же учреждений и лиц, которые ведали делами о разбоях, татьбе и убийствах. В Москве – это Земский и Разбойный приказы, в других городах – губные старосты или воеводы и их канцелярии. Фактически же тюрьмы находились в ведении губных старост, тюремных сторожей и целовальников, которые производили непосредственный надзор за арестантами.

Существовало также монастырское заключение, которое было сопряжено не просто с лишением свободы (изоляцией), но с покаянием и смирением. Средств на содержание узников государством не отпускалось. Кормили и одевали их родственники или сами сидельцы собирали себе подаяние. В 1662 г. были введены «кормовые» деньги, но крайне небольшие (2 алтына в день), поэтому старая практика сбора милостыни продолжалась. Петр I пытался запретить «хождение колодников» (1711 г.), но уже в 1722 г. вновь вышло разрешение отпускать по «одной-две-три связки» в город на прокормление. На казенное довольствие арестанты были поставлены только с 1743 г.

На тюремную администрацию не были возложены задачи исправления и перевоспитания арестантов. Она должна была обеспечивать их изоляцию, бороться с побегами. По обыкновению, на ночь арестантов либо прикрепляли цепью к стене, либо по несколько человек укладывали в дополнительные колодки. При этом все их ножные цепи соединяли еще одной особой цепью или прутом. В таком положении, не имея возможности даже немного повернуться, они должны были находиться до утра. Такой способ содержания арестантов был упразднен указом Сената в 1827 г.

Отсутствие единой правовой базы и нахождение тюремных учреждений в полном и практически бесконтрольном распоряжении местных властей, имевших чрезвычайно широкие полицейско-судебные полномочия, порождало случаи откровенного попустительства преступникам, халатное отношение к делу охраны и изоляции арестантов, а также значительные злоупотребления чиновников на местах.

По Артикулам Воинским 1715 г. наказания, связанные с лишением свободы исполнялись в виде заключения в тюрьме, отправки в ссылку и приговорами на каторгу. Первые приговоры к каторжным работам означали отправку осужденного на галеры. Создание Петром I российского флота началось со строительства в 1696 г. больших весельных судов-катарг или галер. На эти корабли и стали первоначально ссылать тяжких преступников, приговариваемых к смертной казни, приковывая их к веслам. Постепенно «каторга» превратилась в один из самых распространенных видов наказания преступников.

Несмотря на то, что имеющаяся ранее система тюремных заведений не претерпела серьезных изменений, тем не менее, она прониклась новым содержанием – целенаправленно репрессивным. Отныне и лишение свободы было призвано карать и устрашать. В большинстве ведомств и учреждений (коллегиях и канцеляриях) были свои особые помещения для арестантов, находящихся под следствием. Такие колодничьи палаты имелись даже при Синоде. Исполнение наказания в виде лишения свободы было различным: заключение «в железо», «посажение в железо», тюремное заключение и просто заключение. Причем Артикулы Воинские в большинстве статей сроков не указывали.

В первой четверти XVIII в. в России впервые появились специальные учреждения для нищих и бродяг – смирительные дома. Также, широкое распространение получила ссылка в самых различных ее проявлениях (в том числе и ссылка на каторгу). Это наказание занимало чрезвычайно важное место в системе карательных средств вплоть до 1917 г.

Необходимо заметить, что на протяжении длительного времени никаких специальных нормативных правовых актов, посвященных регламентированию сферы исполнения уголовных наказаний и функционированию тюремных учреждений, не существовало. В случае необходимости разрабатывались специальные регламенты (инструкции) по содержанию конкретных арестантов. Однако разрабатывались проекты законодательных актов, регламентирующих тюремное заключение: «О домах для исправления злонравных и для призрения безумных» (1771 г.), «Тюремный наказ» (1782 г.) и «Положение о тюрьмах» (1787 г.). Однако эти проекты так не стали правовыми документами.

Значительное влияние на российскую пенитенциарную политику, несомненно, оказали взгляды британского мыслителя и филантропа Дж. Говарда (1726-1790 гг.), который некоторое время жил в России. Он добился введения раздельного содержания заключенных (не только мужчин и женщин, но и взрослых и несовершеннолетних преступников), и предлагал разделить арестантов в зависимости от вида совершенного преступления.

В эпоху просвещенного абсолютизма было положено начало формированию идеи исправления и перевоспитания правонарушителей посредством труда и улучшения бытовых условий их содержания, а также законодательного закрепления данной цели наказания. Реализация этой идеи нашла отражение в создании работных и смирительных домов в целях предупреждения правонарушений и для борьбы с мелкими правонарушителями (в 1775 г.). В эти учреждения «на время» или «навсегда» отправлялись бродяги и нищие, а также лица, совершившие незначительные правонарушения, провинившиеся перед своим хозяином крепостные крестьяне, несовершеннолетние ослушники родительской воли и др. Наряду с указанными заведениями в 1781 г. были учреждены рабочие дома. Однако кроме государственных пенитенциарных учреждений, существовали частные заводские и вотчинные тюрьмы.

В первой половине XIX в. основными общеуголовными местами заключения являлись помещения на съезжих дворах и при Управах благочиния, военно-арестантские роты, тюремные замки и остроги, работные и смирительные дома. В 1823 г. были созданы военно-арестантские роты гражданского ведомства. Вначале они предназначались для наказания солдат, затем в них стали отправлять и иные категории арестантов, в том числе осужденных крепостных крестьян, беглых и бродяг. При Управах Благочиния действовали долговые тюрьмы. В монастырские тюрьмы (на Соловках и в Суздале), как и прежде, заключали еретиков, религиозных и иных особо опасных преступников, которые содержались в подземных кельях без сословных различий. Имелись многочисленные варианты ссылки (ссылка на каторгу, «в работы», «на житие» и др.).

Общегосударственная (централизованная) система управления тюремными заведениями, как и единообразная нормативная регламентация их деятельности, как и прежде, отсутствовали. Общегосударственные тюремные заведения находились в ведении местных властей и финансировались только из местного бюджета, а государственные преступники содержались в крепостях, находившихся в подчинении третьего отделения Его императорского Величества канцелярии.

В 1821 г. был разработан проект «Об устройстве уездных тюремных зданий», содержащий предложения по унификации строительства местных тюремных учреждений и об определенном упорядочении порядка их функционирования, а в 1823 г. вышло Общее положение о должности надзирателя тюремных замков, в котором впервые были сведены воедино все самые основные обязанности лиц тюремной администрации. Первой попыткой подвергнуть детальной регламентации наказание в виде ссылки стали «Устав о ссыльных» и «Устав об этапах сибирских» 1822 г..

Существенный вклад в дело переустройства и гуманизации тюремной системы России внесло Общество попечительное о тюрьмах (1819 г.). С его появлением стало возможным проникновение общественного контроля в данную сферу государственной деятельности. При тюрьмах была создана и постоянно расширялась сеть больниц и школ. Руководство Общества участвовало в подготовке и осуществлении законопроектов, касающихся тюремной сферы.

В 1831 г. была принята Инструкция смотрителя тюремного замка. Этот нормативный акт был разработан в тесном сотрудничестве с Попечительным обществом и стал первым общегосударственным уголовно-исполнительным актом России. В нем предусматривалась дифференциация осужденных в зависимости от тяжести совершенных преступлений, пола, возраста, сословия. Предлагалось также разделение арестантов по их уголовно-процессуальному статусу – осужденные и следственные. Большое внимание в законе уделялось вопросам личной и общей гигиены, благоустройству, проблемам медицинского обслуживания, лечения и санитарии, питания осужденных.

С середины XIX в. в связи с развитием либеральных и гуманистических идей, основанных на формальном признании принципов законности, равенства, социальной справедливости, происходило медленное, но целенаправленное изменение пенитенциарной политики, формирование новой системы учреждений, исполняющих наказание и переориентирование их деятельности в соответствие с новыми условиями и задачами борьбы с преступностью.

Перечень наказаний, установленный Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в виде лишения свободы в это время был весьма велик: ссылка на поселение в Сибирь с лишением всех прав состояния; ссылка на поселение в Сибирь без лишения прав состояния, заключение в крепость; каторжные работы; ссылка на поселение на Кавказ; ссылка на житие в Сибирь и иные отдаленные губернии; заключение в исправительном доме (на срок от одного года до шести лет); заключение в исправительно-арестантском отделении гражданского ведомства; заключение в рабочий дом; заключение в смирительный дом; тюремное заключение (от двух недель до одного года); арест до трех месяцев и др.

В ходе Великих реформ 1860-х-1870-х гг. наряду с преобразованиями в различных сферах российского государства была реформирована и тюремная система. Суть реформы состояла в создании единой общегосударственной тюремной системы. Для руководства ею в 1879 г. было образовано Главное тюремное управления (ГТУ) первоначально в составе Министерства внутренних дел, а с 1895 г. – Министерства юстиции.

Были созданы тюрьмы трех типов: крупные тюрьмы («централы»), подчиненные непосредственно ГТУ; тюрьмы общего типа, подчиненные губернским тюремным инспекциям; каторжные тюрьмы.

В 1863 г. было отменено клеймение каторжников, в 1895 г. запрещено наказание женщин-заключенных розгами. Раздельно содержались политические и уголовные заключенные. Были ликвидированы смирительные и работные дома, арестантские роты и долговые тюрьмы. Вместо упраздненных работных домов были созданы дома трудолюбия (1882 г.), а несколько позже участковые попечительства о бедных. В ходе реформы направленность тюремной концепции изменилась от возмездия за преступление и изоляции преступника от общества к исправлению правонарушителей и приобщению их к честной трудовой жизни «на воле». В связи с этим процесс исполнения наказания, подчиненный целям исправления преступников и предупреждения преступлений, протекал в соответствии с требованиями дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности.

С началом функционирования мировых судов (1864 г.) вводился особый порядок исполнения наказания за совершение малозначительных правонарушений. В этих целях создавались Временные правила для содержания лиц, подвергаемых аресту по приговорам мировых судей 1866 г., которые регламентировали устройство и содержание арестантских помещений. В пореформенной России происходило существенное ограничение в применение такого наказания как ссылка на поселение в Сибирь и Закавказье, ссылка на житие в Сибирь.

Санкт-Петербургский международный пенитенциарный конгресс (1890 г.) впервые определил принципы содержания подследственных под стражей, которые затем вошли в Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей, а также в Общую тюремную инструкцию 1915 г. Это - отдельное от уже осужденных лиц содержание; одиночное (не общее) заключение, кроме исключительных случаев (старость, душевное или телесное страдание); нахождение под стражей несовершеннолетних до 17 лет допускалось также только в исключительных случаях и др. Была создана соответствующая система заведений для лиц, подвергаемых аресту, специальные помещения при полиции, а также санкт-петербургский Дом предварительного заключения.

Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей редакции 1890 г. ввел элементы прогрессивной системы исполнения наказаний, проявляющиеся в выделении из общей массы арестантов отрядов исправляющихся, а также досрочном освобождении от наказания.

Особого внимания заслуживают также мероприятия по совершенствованию механизма исполнения наказания в отношении несовершеннолетних. Благодаря усилиям общественности, были созданы специальные приюты Евгении Ольденбургской (1843 г.), Московский Рукавишниковский (1864 г.). Положение «О воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних» (1909 г.) регламентировало порядок и условия содержания несовершеннолетних арестантов в специальных приютах, колониях и особых помещениях при тюрьмах. К 1917 г. в стране действовало 57 колоний и приютов для несовершеннолетних правонарушителей.

Уголовное Уложение 1903 г. предусматривало краткосрочное заключение в тюрьме по одиночной системе и долгосрочное – в исправительном доме при условии содержания в течение первых месяцев в одиночной камере, затем – разобщении на ночь и на время, свободное от работы. Вместе с тем, существующая тюремная система была не готова воспринять нововведения. Значительная часть тюремных учреждений находилась в ветхом состоянии, а подавляющее большинство не имело одиночных камер. Усложнение общей криминогенной ситуации в стране на рубеже XIX–XX вв. привело к значительной нехватке арестантских мест.

В целом, отмечая прогрессивную направленность законодательных нововведений второй половины XIX-начала XX вв., нельзя не отметить, что ставящиеся задачи исправления и перевоспитания арестантов не выполнялись. Одной из причин такого положения дел явилось отсутствие специального обучения нижних полицейских чинов и служащих, а также значительная текучка кадров тюремной администрации.

В условиях политической нестабильности первого десятилетия XX в. основное внимание было уделено эффективной охране заключенных. Усиливались и ужесточались требования по выполнению режима, вводились строгие меры в отношении его нарушителей («Временные правила дисциплинарной ответственности содержащихся в тюрьмах и исправительных арестантских отделениях и о предупреждении побегов арестантов» 1901 г.).

Существенные изменения пенитенциарной системы произошли в ходе второго этапа Великой российской революции (1905-1922 г.) – этапе становления республиканской формы правления. В этот период пенитенциарная политика Временного правительства была направлена на решение задачи исправления и перевоспитания арестантов.

К 1917 г. во всех местах заключения находилось немногим более 152 тысячи арестантов. Одним из негативных результатов разворачивающейся Великой российской революции было массовое разрушение мест заключения, прокатившееся по всей стране в феврале-марте 1917 г. 6 марта 1917 г. Временное правительство объявило о полной и немедленной амнистии «по всем делам: политическим и религиозным, в том числе, политическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям». Однако своего освобождения и полного прощения всех прегрешений требовали осужденные и за общеуголовные преступления. В этой связи Временным правительством было приняты следующие нормативные акты: «О сокращении срока заключения лицам, содержавшимся под стражей по приговорам судебных мест за общеуголовные преступные деяния и находящимся ныне в бегах или освобожденным из мест заключения не по распоряжению подлежащих властей, в случае их добровольного возвращения в места заключения» от 6 марта 1917 г. и «Об облегчении участи лиц, совершивших общеуголовные преступления» от 17 марта 1917 г. В результате из почти 105 тысяч заключенных (на 1 марта 1917 г.) было освобождено более 88 тысяч человек.

В ходе революционных событий было уничтожено делопроизводство Главного тюремного управления Министерства юстиции, разграблены мастерские и иные тюремные помещения. 7 марта 1917 г. в Петрограде вышло распоряжение об обязательной регистрации освободившихся заключенных, которое, однако, исполнялось весьма неэффективно.

Реорганизацию тюремной системы Временное правительство начало с того, что уволило надзирателей и охранников, взращенных «в атмосфере беззакония и пренебрежения к человеческому достоинству». А до появления новых кадров тюремного персонала (подготовка которого началась с начала апреля 1917 г.) охрана выполнялась солдатами и добровольцами.

Пересмотру и коррекции в соответствии с духом времени были подвергнуты, прежде всего, цели уголовного наказания и его исполнения. Был объявлен курс на перевоспитание осужденного. Была отменена ранее обязательная ссылка на поселение после отбытия каторжных работ, а также ссылка за бродяжничество.

Определенное внимание уделялось вопросам обучения сотрудников исправительных учреждений. О повышении качества подготовки персонала тюремных заведений говорилось в приказе Главного управления мест заключения (ГУМЗ) Министерства юстиции № 2 от 18 марта 1917 г. На основании этого приказа через месяц при ГУМЗ открылись трехмесячные курсы подготовки персонала тюремных учреждений. В Москве действовала шестимесячная школа тюремных надзирательниц для женских тюрем.

Завершились же многочисленные либеральные эксперименты Временного правительства в пенитенциарной сфере изданием циркуляра Главного управления местами заключения от 8 сентября 1917 г., которым полностью отменялись все демократические новации первых революционных месяцев, и объявлялось о следовании положениям Общей тюремной инструкции 1915 г.

Таким образом, в XIX–начале XX вв. в России была сформирована единая общегосударственная тюремная система, установлено централизованное управление тюремными заведениями, стала создаваться единообразная нормативная регламентация их деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: