Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа производства и продаж

 

Цель анализа объемов производства и продаж продукции — на­ходить пути увеличения объемов реализации по сравнению с кон­курентами, расширять долю рынка при максимальном использова­нии производственных мощностей и в результате — увеличить прибыль организации.

Основная задача комплексного анализа объемов производства и продаж продукции - анализ конкурентных позиций организации, способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эту общую задачу можно реализовать путем решения следующих частных аналитических задач:

• оценки степени выполнения производственной программы и плана продаж продукции;

• оценки динамики выпуска и продаж продукции;

• оценки выполнения договоров по объему, ритмичности по­ставки, качеству и комплектности продукции;

• установления причин снижения объемов производства и не­ритмичности выпуска;

• количественной оценки резервов роста выпуска и продаж продукции.

Объем производства промышленной продукции может выра­жаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных изме­рителях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.

Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяй­ственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в от­четном году.

Реализованная продукция (объем продаж) — полученная от покупателей выручка за стоимость отгруженной продукции, на которую перешло право собственности.

Объемы производства изучаются в определенном диапазоне деловой активности, т.е. в границах min—max, представляющих временной ряд. Анализ может производиться не только в границах aбсолютного min—max, но и в пределах неизменных постоянных издержек. Временной ряд составляют: минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции.

При минимально допустимом (безубыточном) объеме реализации достигается равенство доходов и расходов при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

Максимальный объем обеспечивается при максимальной загрузке производственных мощностей.

Оптимальным объемом продаж считается такой объем, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оп­тимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо.

Ассортимент — это перечень наименований изделий с указани­ем количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень на­именований изделий с указанием кодов по общероссийскому клас­сификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) — это номенклатура,

В качестве источников информации для проведения ретроспек­тивного анализа объема выпуска и реализации продукции исполь­зуются статистическая отчетность, а также данные бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по счетам 40 «Выпуск про­дукции», 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи». Перечисленные источники информации используются для про­ведения ретроспективного анализа, значительная роль которого подтверждается практикой хозяйственной деятельности. Оператив­ный анализ проводится поданным первичного бухгалтерского учета (по счетам 45 «Отгруженная продукция» и 90 «Продажи»). Перспективный анализ выпуска и реализации применяется при оценке альтернативных управленческих решений и выборе из них оптимального.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: