Тема 12. Управленческий учет затрат на производство

Вопросы:

1. Понятие управленческого учета, его цели и задачи

2. Анализ и построение системы управления затратами

3. Классификация затрат

4. Учет затрат на основное и вспомогательное производство

5. Учет расходов на управление и обслуживание производства, потерь от брака

Вопрос 1.

Управленческий учет – это система планирования, финансирования, расходования и контроля за этими процессами с помощью инструментов учета и отчетности.

Главной целью управленческого учета является обеспечение руководителей и менеджеров необходимой информацией для принятия решений и эффективного управления предприятием, для чего и ставятся задачи:

1) Планирование

2) Определение затрат и контроль

3) Принятие решений

Вопрос 2. Анализ и построение системы управления затратами:

- сбор всей возможной информации о затратах на предприятии – стоимостные (цены на ресурсы, ставки оплаты труда и т.п) и операционные (расходные коэффициенты, нормативы затрат времени, характеристики выполненной работы) характеристики бизнеса.

- В первичных документах фиксируется факт выполненной работы и количество использованных ресурсов.

- Группировка затрат согласно выбранной классификации.

Процедура распределения затрат:

1 этап: выбирается объект учета затрат.

2 этап: отбор и аккумуляция затрат, относящихся к данному объекту учета.

3 этап: выбирается метод перенесения затрат вспомогательных???? на производственные подразделения.

Методика распределения затрат:

1- Определения базы и принципов распределения затрат.

2- Разработка форматов первичных отчетных форм о затратах.

3- Разработка методики заполнения первичных отчетных форм.

4- Разработка методики обработки первичных отчетных форм, позволяющей распределить затраты между видами продуктов, объектами учета и видами деятельности.

5- Разработка форматов управления отчетов о затратах.

6- Выявление важных и контролируемых затрат.

7- Подробное изучение каждой статьи расходов.

8- Выбор метода калькулирования себестоимости.

Вопрос 3.

Классификация затрат для расчета себестоимости произведенной продукции, оценка стоимости запасов и полученной прибыли:

Входящие затраты - средства, ресурсы которые были приобретены, имеются в наличии, и как ожидается должны принести доход в будущем (в активе баланса – запасы материалов, запасы в незавершенном производстве)

Истекшие – в течении отчетного периода были израсходованы и утратили приносит доходов в дальнейшем.

Прямые затраты – относятся (условно – постоянные) затраты, которые не могут отнесены прямо на калькулируемую группу или отдельный заказ (расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общехозяйственные и прочие расходы)

Производственные затраты связаны с процессом производства.

Непроизводственные затраты относят расходы на тару, упаковку, транспортировку.

Основные затраты связаны с первичными факторами производства (основные и вспомогательные материалы, з/п, электроэнергия)

Накладные затраты связаны с организацией производственного процесса и управлением. Обусловлены социально- экономическими условиями хозяйствования и организации производства (потери от простоев, порчи материальных ресурсов)

Для принятия управленческих решений и планирования:

Переменные (пропорциональные) затраты могут изменяться в зависимости от объема выпускаемой продукции (электроэнергия на технические нужды)

Постоянные (непропорциональные) затраты не изменяются в зависимости от объема производства (отопление, электроэнергия)

Применяемые и неприменяемые в расчет при оценке

- не изменяемые затраты при всех альтернативных вариантов.

- затраты отличающие одну альтернативу от другой т.е. релевантную.

Безвозвратные затраты – истекшие запасы, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать (создание на затраты материальных запасов)

Вмененные - упущенная выгода предприятий.

Предельные – затраты - доп.затраты, возникают в результате изготовления или продажи доп.партий продукции.

Планируемые затраты – рассчитаны на определенный объем производства, в соответствии с нормами, нормативными, лимитами и сметами, включаемую в плановую себестоимость продукции.

Не планируемые затраты – не включены в план и отражаемые в фактической себестоимости продукции.

Регулируемые затраты - подвержены влиянию менеджера центра ответственности.

По месту возникновения:

Затраты группируются по производством, цехам, участником (по которым осуществляется планирование, нормирование в учет)

По носителям затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия предназначенные к реализации, группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг)

По видам расходов

ГЛ 25 НК РФ

- материальные затраты

- амортизационные отчисления

- расходы на оплату труда

- отчисления

- прочие расходы

Центр ответственности – структурное подразделение организации, во главе менеджер, контролирующий доходы и средства, инвестируемые в этот сегменте бизнеса администрацией(цех завода)

Центр затрат – руководитель обладает наименьшими управленческого полномочиями, несет минимальную ответственность за полученные результаты. Отвечает лишь за производственные затраты. Результаты деятельности центра (объем производства не учитывается).

Центр дохода – менеджер отвечает за получение доходов (поступлений) но несет ответственность за издержки (отдел оптовых продаж торговой организации) задача управленческого учета – фиксация результатов деятельности центра ответственности на выходе.

Центр прибыли – руководитель отвечает как за затраты, так и доходы своего подразделения, принимает решение по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Управленческий учет должен предоставить информацию о стоимости издержек на входе в центр, затратах внутри центра и конечных результатах.

ЦЕЛЬ: получение max прибыли путем оптимального сочетания параметров вкладываемых ресурсов, объема выпускаемой продукции и цены.

Центр инвестиций – менеджер контролирует доходы и расходы, следит за эффективностью использования инвестируемых средств(собственные инвестиционные решения).

СРАВНЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА

Область сравнения Управленческий учет Финансовый учет
Обязательность ведения учета по решению администрации требуется по законодательству
цель учета оказание помощи администрации в планировании управленческого контроля составление отчетности для пользователей вне организации.
пользование информацией специалисты предложения пользователи эконом информации
базисная структура различно в зависимости от цели использования информацией бух баланс выстраивается по формуле актив = кон + обязательства
Основное положение регулируется потребностями менеджеров и особенностями предпр общепринятые принципы учета, сущест в данной странной межкоридорные стандарты отчетности
привязка по времени наряду с информацией исторического характера оценки и плана на будущее «исторический» характер
виды выражения информации информация в денежном выражении и в потребительском выражении единицы измерения: денежное выражение
степень точности информации множество приблизительных оценок небольшое число приблизительных оценок
периодичность отчетности зависимость от задач, может быть понедельная и помесячная квартальная и годовая
степень отвественности административная, дисциплинарная административная и уголовная
объект отчетности деятельность предприятия в целом, а также в разрезе центров ответственности организация предмета: финансовая деятельность
подтверждение информации может проводится внутри аудит. проводится аудит
актуальность информации данные доступны и актуальны по мере поступления, по происшествию времени актуальность теряется данные актуальны только по происшествию отчетных дат или завершение аудита

Вопрос 4.

В бухгалтерском учете себестоимость пр-ции определяется как совокупность расходов по обычным видам деятельности, понесенных в связи с производством и реализации продукции в отчетном периоде.

В себестоимости продукции включается фактически произведенные затраты, что позволяет установить их достоверный уровень, определить реальную прибыль и рентабельность. Себестоимость котором в которой элемент учета для целей налогообложения является величиной уменьшающей налогооблагаемую базу. Поэтому для цели налогообложения, фактическая себестоимость корректируется с учетом утвержденных норм, нормативов и лимитов,устанавливаемым государством по элементам затрат.

Правило формирования информации о расходов организации в бух.учете утверждается ПБУ10/99.

Основным документом регламентирующий бух.учет. и учет затрат для цели налогообложения является нормы налогового кодекса(налог на прибыль).

РАСХОДЫ- часть затрат понесенных предприятием связи получением дохода и по существу характеризует себестоимость продукции в соответствии с ПБУ 10/99,сознается уменьшение экономических выгод в результате выбытие активов(денежных средств, иного имущества) и /или возникновение обязательств приводящие к уменьшению капитала этой организации.

ЗАТРАТЫ – это средство израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличие и регистрируемые в балансе,как активы предприятия.

ИЖДЕРЖКИ - это совокупность материальных,трудовых и финансовых ресурсов.потребление которых связанно с процессом производство продукции работ-услуг.

Входящие затраты являются синонимом термина «ЗАТРАТЫ», а исходящие (Истекшие) = понятию РАСХОДЫ

Способы группировки затрат на производство по экономическому содержанию.

Элементы затрат

-социальные отчисления

-амортизация;

-материальные затраты;

-расходы на оплату труда;

-прочие;

Калькуляционные статьи

-сырье и материалы;

-топливо и энергией на технолог.цели;

-З/п производственных рабочих;

-социальные отчисления;

-расходы на подготовку и освоение прои-ва;

-общепроизводственные расходы;

-общехоз.расходы;

-потери от брака;

-коммерческие расходы.

Калькуляционные статьи – комплексные, показывают направление затрат.

Эконом однородные затраты – элементы затрат.

Для учета затрат производства открываются активный калькуляционный счет №20. Открывается по каждому объекту учета затрат.

Дебет + Кредит -
Сн - фактическая себестоимость незавершенного производства К10 – материальные затраты К02 – амортизация К70 – расходы на ОП К69 – социальная отчетность Ск - фактическая себестоимость незавершенного производства на конец отчетного периода. Д43 –ГП, списание по фактической себестоимости ГП выпущенный с производства Д45, Д90,62-сданы выполненные работы или оказанные услуги.

№23»Вспомогательное производство»- это активный калькуляционный счет по дебету которого отражается:

- прямые и косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств.

По кредиту: сумма фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

ВОПРОС5

Для отражения косвенных расходов связанных с обслуживанием основного производства и управления предприятия, открывается без сальдовые активные счета №25,26

№25 – предназначен для группировки о затратах, обслуживание производства и содержание технического оборудования.

Дебет кредит
К10 К70,69(з/п, обслуживание производ) К02 КАЖДЫЙ МЕСЯЦ Д20 В КОНЦЕ ЗАКРЫВАЕТСЯ

Предназначен для группировки и обобщению информации по обслуживанию производству и содержанию технологического оборудования

Ежемесячно, сумма общих производственных расходов списывается в дебет 20х счетов прямо пропорционально прямым, материальным, трудовым затратам либо в соответствии с рассчитанной нормативной ставкой.

№26 Активный без сальдовый счет.

Дебет Кредит
К02 К10 К69,70 Д 20

-------------

Релевантные издержки – будущие издержки, которые изменяются от выбранного варианта решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: