Вопросы:
1. Понятие управленческого учета, его цели и задачи
2. Анализ и построение системы управления затратами
3. Классификация затрат
4. Учет затрат на основное и вспомогательное производство
5. Учет расходов на управление и обслуживание производства, потерь от брака
Вопрос 1.
Управленческий учет – это система планирования, финансирования, расходования и контроля за этими процессами с помощью инструментов учета и отчетности.
Главной целью управленческого учета является обеспечение руководителей и менеджеров необходимой информацией для принятия решений и эффективного управления предприятием, для чего и ставятся задачи:
1) Планирование
2) Определение затрат и контроль
3) Принятие решений
Вопрос 2. Анализ и построение системы управления затратами:
- сбор всей возможной информации о затратах на предприятии – стоимостные (цены на ресурсы, ставки оплаты труда и т.п) и операционные (расходные коэффициенты, нормативы затрат времени, характеристики выполненной работы) характеристики бизнеса.
|
|
- В первичных документах фиксируется факт выполненной работы и количество использованных ресурсов.
- Группировка затрат согласно выбранной классификации.
Процедура распределения затрат:
1 этап: выбирается объект учета затрат.
2 этап: отбор и аккумуляция затрат, относящихся к данному объекту учета.
3 этап: выбирается метод перенесения затрат вспомогательных???? на производственные подразделения.
Методика распределения затрат:
1- Определения базы и принципов распределения затрат.
2- Разработка форматов первичных отчетных форм о затратах.
3- Разработка методики заполнения первичных отчетных форм.
4- Разработка методики обработки первичных отчетных форм, позволяющей распределить затраты между видами продуктов, объектами учета и видами деятельности.
5- Разработка форматов управления отчетов о затратах.
6- Выявление важных и контролируемых затрат.
7- Подробное изучение каждой статьи расходов.
8- Выбор метода калькулирования себестоимости.
Вопрос 3.
Классификация затрат для расчета себестоимости произведенной продукции, оценка стоимости запасов и полученной прибыли:
Входящие затраты - средства, ресурсы которые были приобретены, имеются в наличии, и как ожидается должны принести доход в будущем (в активе баланса – запасы материалов, запасы в незавершенном производстве)
Истекшие – в течении отчетного периода были израсходованы и утратили приносит доходов в дальнейшем.
Прямые затраты – относятся (условно – постоянные) затраты, которые не могут отнесены прямо на калькулируемую группу или отдельный заказ (расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общехозяйственные и прочие расходы)
|
|
Производственные затраты связаны с процессом производства.
Непроизводственные затраты относят расходы на тару, упаковку, транспортировку.
Основные затраты связаны с первичными факторами производства (основные и вспомогательные материалы, з/п, электроэнергия)
Накладные затраты связаны с организацией производственного процесса и управлением. Обусловлены социально- экономическими условиями хозяйствования и организации производства (потери от простоев, порчи материальных ресурсов)
Для принятия управленческих решений и планирования:
Переменные (пропорциональные) затраты могут изменяться в зависимости от объема выпускаемой продукции (электроэнергия на технические нужды)
Постоянные (непропорциональные) затраты не изменяются в зависимости от объема производства (отопление, электроэнергия)
Применяемые и неприменяемые в расчет при оценке
- не изменяемые затраты при всех альтернативных вариантов.
- затраты отличающие одну альтернативу от другой т.е. релевантную.
Безвозвратные затраты – истекшие запасы, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать (создание на затраты материальных запасов)
Вмененные - упущенная выгода предприятий.
Предельные – затраты - доп.затраты, возникают в результате изготовления или продажи доп.партий продукции.
Планируемые затраты – рассчитаны на определенный объем производства, в соответствии с нормами, нормативными, лимитами и сметами, включаемую в плановую себестоимость продукции.
Не планируемые затраты – не включены в план и отражаемые в фактической себестоимости продукции.
Регулируемые затраты - подвержены влиянию менеджера центра ответственности.
По месту возникновения:
Затраты группируются по производством, цехам, участником (по которым осуществляется планирование, нормирование в учет)
По носителям затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия предназначенные к реализации, группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг)
По видам расходов
ГЛ 25 НК РФ
- материальные затраты
- амортизационные отчисления
- расходы на оплату труда
- отчисления
- прочие расходы
Центр ответственности – структурное подразделение организации, во главе менеджер, контролирующий доходы и средства, инвестируемые в этот сегменте бизнеса администрацией(цех завода)
Центр затрат – руководитель обладает наименьшими управленческого полномочиями, несет минимальную ответственность за полученные результаты. Отвечает лишь за производственные затраты. Результаты деятельности центра (объем производства не учитывается).
Центр дохода – менеджер отвечает за получение доходов (поступлений) но несет ответственность за издержки (отдел оптовых продаж торговой организации) задача управленческого учета – фиксация результатов деятельности центра ответственности на выходе.
Центр прибыли – руководитель отвечает как за затраты, так и доходы своего подразделения, принимает решение по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Управленческий учет должен предоставить информацию о стоимости издержек на входе в центр, затратах внутри центра и конечных результатах.
ЦЕЛЬ: получение max прибыли путем оптимального сочетания параметров вкладываемых ресурсов, объема выпускаемой продукции и цены.
Центр инвестиций – менеджер контролирует доходы и расходы, следит за эффективностью использования инвестируемых средств(собственные инвестиционные решения).
СРАВНЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА
Область сравнения | Управленческий учет | Финансовый учет |
Обязательность ведения учета | по решению администрации | требуется по законодательству |
цель учета | оказание помощи администрации в планировании управленческого контроля | составление отчетности для пользователей вне организации. |
пользование информацией | специалисты предложения | пользователи эконом информации |
базисная структура | различно в зависимости от цели использования информацией | бух баланс выстраивается по формуле актив = кон + обязательства |
Основное положение | регулируется потребностями менеджеров и особенностями предпр | общепринятые принципы учета, сущест в данной странной межкоридорные стандарты отчетности |
привязка по времени | наряду с информацией исторического характера оценки и плана на будущее | «исторический» характер |
виды выражения информации | информация в денежном выражении и в потребительском выражении | единицы измерения: денежное выражение |
степень точности информации | множество приблизительных оценок | небольшое число приблизительных оценок |
периодичность отчетности | зависимость от задач, может быть понедельная и помесячная | квартальная и годовая |
степень отвественности | административная, дисциплинарная | административная и уголовная |
объект отчетности | деятельность предприятия в целом, а также в разрезе центров ответственности | организация предмета: финансовая деятельность |
подтверждение информации | может проводится внутри аудит. | проводится аудит |
актуальность информации | данные доступны и актуальны по мере поступления, по происшествию времени актуальность теряется | данные актуальны только по происшествию отчетных дат или завершение аудита |
Вопрос 4.
|
|
В бухгалтерском учете себестоимость пр-ции определяется как совокупность расходов по обычным видам деятельности, понесенных в связи с производством и реализации продукции в отчетном периоде.
В себестоимости продукции включается фактически произведенные затраты, что позволяет установить их достоверный уровень, определить реальную прибыль и рентабельность. Себестоимость котором в которой элемент учета для целей налогообложения является величиной уменьшающей налогооблагаемую базу. Поэтому для цели налогообложения, фактическая себестоимость корректируется с учетом утвержденных норм, нормативов и лимитов,устанавливаемым государством по элементам затрат.
|
|
Правило формирования информации о расходов организации в бух.учете утверждается ПБУ10/99.
Основным документом регламентирующий бух.учет. и учет затрат для цели налогообложения является нормы налогового кодекса(налог на прибыль).
РАСХОДЫ- часть затрат понесенных предприятием связи получением дохода и по существу характеризует себестоимость продукции в соответствии с ПБУ 10/99,сознается уменьшение экономических выгод в результате выбытие активов(денежных средств, иного имущества) и /или возникновение обязательств приводящие к уменьшению капитала этой организации.
ЗАТРАТЫ – это средство израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличие и регистрируемые в балансе,как активы предприятия.
ИЖДЕРЖКИ - это совокупность материальных,трудовых и финансовых ресурсов.потребление которых связанно с процессом производство продукции работ-услуг.
Входящие затраты являются синонимом термина «ЗАТРАТЫ», а исходящие (Истекшие) = понятию РАСХОДЫ
Способы группировки затрат на производство по экономическому содержанию.
Элементы затрат
-социальные отчисления
-амортизация;
-материальные затраты;
-расходы на оплату труда;
-прочие;
Калькуляционные статьи
-сырье и материалы;
-топливо и энергией на технолог.цели;
-З/п производственных рабочих;
-социальные отчисления;
-расходы на подготовку и освоение прои-ва;
-общепроизводственные расходы;
-общехоз.расходы;
-потери от брака;
-коммерческие расходы.
Калькуляционные статьи – комплексные, показывают направление затрат.
Эконом однородные затраты – элементы затрат.
Для учета затрат производства открываются активный калькуляционный счет №20. Открывается по каждому объекту учета затрат.
Дебет + | Кредит - |
Сн - фактическая себестоимость незавершенного производства К10 – материальные затраты К02 – амортизация К70 – расходы на ОП К69 – социальная отчетность Ск - фактическая себестоимость незавершенного производства на конец отчетного периода. | Д43 –ГП, списание по фактической себестоимости ГП выпущенный с производства Д45, Д90,62-сданы выполненные работы или оказанные услуги. |
№23»Вспомогательное производство»- это активный калькуляционный счет по дебету которого отражается:
- прямые и косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств.
По кредиту: сумма фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг.
ВОПРОС5
Для отражения косвенных расходов связанных с обслуживанием основного производства и управления предприятия, открывается без сальдовые активные счета №25,26
№25 – предназначен для группировки о затратах, обслуживание производства и содержание технического оборудования.
Дебет | кредит |
К10 К70,69(з/п, обслуживание производ) К02 КАЖДЫЙ МЕСЯЦ | Д20 В КОНЦЕ ЗАКРЫВАЕТСЯ |
Предназначен для группировки и обобщению информации по обслуживанию производству и содержанию технологического оборудования
Ежемесячно, сумма общих производственных расходов списывается в дебет 20х счетов прямо пропорционально прямым, материальным, трудовым затратам либо в соответствии с рассчитанной нормативной ставкой.
№26 Активный без сальдовый счет.
Дебет | Кредит |
К02 К10 К69,70 | Д 20 |
-------------
Релевантные издержки – будущие издержки, которые изменяются от выбранного варианта решения.