Что должна включать анкета маркетингового опроса

Благодаря анкетированию можно не только получить информацию о причинах того или иного явления и сопоставить их с итогом деятельности, но и узнать о количественных характеристиках в рамках изучаемого вопроса, так как основа изучения — статистическое выборочное наблюдение.

Сколько вопросов должно быть в анкете? Четкого регламента нет, однако их количество не должно превышать 45, поскольку далее респондент становится менее внимательным, а тот, кто проводит маркетинговый опрос, получает неточные сведения.

Правила составления анкеты дляопроса

· Определитесь с задачами предстоящего исследования. Именно их решению должны служить вопросы, последовательно задаваемые в вашей анкете.

Пример: если перед вами стоит цель – узнать отношение покупателей к сотовым телефонам Samsung,задавайте вопросы об интерфейсе, технических характеристиках моделей, потребительских свойствах и пр. В данном случае вас не должно интересовать, в какое время вашему покупателю удобнее прийти за покупкой в салон N. У вас есть четкая цель – выяснить отношение к марке и вы должны ей следовать на протяжении всей анкеты.

· Составляйте грамотные, короткие и понятные вопросы для опроса. Давайте короткие и понятные варианты ответов к ним. Избегайте двойственности в вопросах – вас могут не так понять, это исказит результаты. Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости поле «другое» для свободного ответа. Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.

Пример: Неправильный вопрос – «Вы предпочитаете телефоны Samsung другим маркам из-за их удобного интерфейса или широкого набора приложений?». Правильный вопрос – «Дайте оценку потребительским свойствам телефонов Samsung(модель N)по 5-балльной шкале».

· Поприветствуйте респондентов во вступлении к анкете, кратко опишите, с какой целью проводится опрос, при необходимости проинструктируйте, как нужно заполнять вашу анкету. По завершении анкетирования не забудьте поблагодарить опрошенного за потраченное время.

· Составляйте грамотные, короткие и понятные вопросы для опроса. Давайте короткие и понятные варианты ответов к ним. Избегайте двойственности в вопросах – вас могут не так понять, это исказит результаты. Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости поле «другое» для свободного ответа. При создании анкеты не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.

Пример: Неправильный вопрос – «Вы предпочитаете телефоны Samsung другим маркам из-за их удобного интерфейса или широкого набора приложений?». Правильный вопрос – «Дайте оценку потребительским свойствам телефонов Samsung(модель N)по 5-балльной шкале».

· Используйте минимум специальных терминов. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Нужно понимать, что эти люди не являются специалистами в вашей области. Если при составлении анкеты вы используете термины, поясняйте их. А лучше из вообще избегать. Чем более доступна анкета для понимания респондента, тем более охотно он на нее отвечает.

· Не делайте больше 3-х вопросов на одной странице.

Это просто удобно для восприятия и располагает участника опроса к дальнейшему заполнению анкеты. Общее количество вопросов в анкете может быть самым разным – все зависит от задач и глубины проводимого исследования. Однако если при создании анкета получилась слишком большой, не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное вам время – дарите фирменные сувениры, бонусные карты, просто оплачивайте им участие в вашем исследовании. Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании. Обязательно следуйте логике при составлении анкеты. Правильная логика не вызовет недоумения и желания бросить заполнение вашей анкеты на полпути.

 

Анкета обычно состоит из трех блоков:

  • Введение позволяет респондентам получить общее представление о тех, кто ведет исследование и с какой целью они это делают. Из преамбулы опрашиваемый должен понимать, что опрос ведется анонимно, а ответы являются доверительными. Во введении также приводят инструкцию о том, как заполнять анкету, как возвращать ее. Негласное правило говорит, что респондента принято благодарить за внимание, уделенное опросу.
  • Основная часть, рассматриваются вопросы, их содержание, вид, количество, контрольные тесты.
  • Реквизитная часть содержит сведения о респондентах. Речь идет о возрасте, поле, принадлежности к определенному роду, профессии, семейном положении, именах и другой информации. Здесь также идентифицируется сама анкета с присвоенным ей названием, местом и временем проведения, фамилией того, кто берет интервью.

Затем вопросы объединяют в блоки, которые могут быть квалификационными и тематическими, с закрытыми и открытыми вопросами. Если респонденту задают открытый вопрос, предполагается ответ в свободной форме. Если же вопрос закрытого типа, выбирается наиболее близкий вариант из нескольких.

Иногда сформулировать вопросы для анкеты довольно сложно. Чтобы грамотно ее составить, специалист должен обладать достаточной квалификацией, хорошими социологическими, экономическими, психологическими и статистическими навыками в различных сферах. При формулировании вопросов рекомендуется воспользоваться определенными схемами.

Разработка вопросов для анкет с целью провести маркетинговый опрос — достаточно творческий процесс. Составитель должен обладать определенными литературными способностями и иметь хорошее логическое мышление. Не стоит также забывать об особенностях респондентов, для которых составляются анкеты. Именно задачи маркетингового исследования оказывают прямое влияние на последовательность и планирование анкетирования. Обычно сначала составляются программа и форма анкеты, и только потом разрабатывается комплекс вопросов.

К лючевые требования к вопросам и составлению анкет — это:

  • Логичность, простота и однозначность;
  • Связанность вопросов между собой, их грамотная постановка;
  • Лаконичность, отсутствие «воды»;
  • Использование общепринятых терминов;
  • Группирование в блоки;
  • «Живость», отсутствие монотонности в вопросах;
  • Наличие контрольных вопросов, благодаря которым можно проверить последовательность респондента;
  • Расположение личных и трудных вопросов в конце списка;
  • Максимально корректная форма постановки вопросов;
  • Заблаговременное оттестирование вопросов в анкете.
  • Обоснованность всех вопросов.

Формулировки вопросов. Маркетинговый опрос состоит из открытых, закрытых и полузакрытых вопросов. Отвечая на вопросы закрытого типа, респондент может остановиться на одном из вариантов ответа, предложенных составителем.

Если же вопрос поставлен в открытой форме, отвечающий может сообщить о своих взглядах на проблему в желаемой форме. Что касается закрытых и полузакрытых вопросов, их положение в анкетах можно назвать промежуточным. У респондента есть возможность выбрать предложенные ему варианты и рассказать о собственных соображениях.

Кратко рассмотрим ключевые виды вопросов. Благодаря открытым опрашиваемый может в свободной форме излагать свое мнение. Минус для тех, кто проводит маркетинговый опрос, состоит лишь в том, что по завершении анкетирования могут возникнуть сложности с сопоставлением мнений разных респондентов. Чтобы получить сводные характеристики, опрашивающие сами шифруют ответы по разработанной схеме. Отвечая на закрытые вопросы, шифрует их сам опрашиваемый.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow