Роль ценностей в постижении истины, соотношение понятий истины и правды в рамках социо-гуманитарного познания

Проблема ценностей составляет предмет особого раздела философии, именуемого аксиологией возникшего в античном мире и представленного рядом концепций ценности. В философию социо-гуманитарного познания проблематика ценностей была введена неокантианцами и М. Вебером, исходившими из того, что постижение социальных действий возможно лишь в соотнесении с ценностями, задающими нормы поведения и цели деятельности человека.

В отечественной традиции ценность выступает как значимость для человека и общества объективных свойств предметов и событий, проявляющаяся в социальной деятельности и социокультурных отношениях. Ценности не гипостазируются субъектом. Ценностью могут обладать как природные объекты, представляющие интерес для человека, а потому выступающие для него социально значимым явлением, так и сами результаты созидательной человеческой деятельности. Ими являются артефакты – феномены материальной и духовной культуры, создаваемые с определенной целью и наделяемые смыслами и значениями в процессе создания.

Ценности выполняют регулятивную и нормативную функции, определяя ориентиры поведения и деятельности человека. Касательно познания социального бытия чаще всего выделяют объекты, имеющие жизненную, практическую ценность и по этой причине представляющие познавательный интерес. В этом смысле можно говорить о единстве и взаимодополняемости трех основных ориентации социально-гуманитарного познания:

v на достижение объективно-истинного знания (когнитивная ориентация);

v на получение практически значимого результата (праксеологическая ориентация);

v на получение знания, которое соответствует принятой в обществе системе социокультурных ценностей и норм (аксиологическая ориентация).

Влияние ценностей на социогуманитарное познание различается в зависимости от типа познавательной деятельности. Особую роль социокультурные ценности играют во вненаучном социо-гуманитарном познании, которое в отличие от научного (теоретического) иногда характеризуют как духовно-практическое познание, подчеркивая его служебную роль по отношению к сферам практической жизни общества.

Среди основных форм вненаучного знания – мифологическое и религиозное, художественное и моральное, правовое и экономико-практическое и др. Этот тип знания соотносится с соответствующими формами общественного сознания и определяется потребностями решения задач в конкретных сферах общественной жизни. В экономической или политической практике при всей значимости научно-теоретических разработок все-таки предпочитают опираться на функциональное экономическое и политическое знание, учитывающее принятую в данном обществе систему ценностей, традиции, наконец, политическую конъюнктуру.

Для научного познания основной ценностной ориентацией является достижение истины, а его результаты обладают самоценностью (они могут быть востребованы практикой если не сразу же, то позже). Вненаучное социо-гуманитарное познание, и донаучное (обыденное) непосредственно включены в решение задач практической деятельности и, имея в этом смысле служебную роль, прямо соотносятся с ценностями бытия и социальными идеалами, признаваемыми обществом. Поэтому квалификация достоверного знания как истины, характерная для научного познания, в донаучном и вненаучном социо-гуманитарном познании дополняется, а то и вытесняется его квалификацией как правды.

Серьезная проблема философии социально-гуманитарного познания – соотношение истины и правды. Истина есть прерогатива научного познания, а правда – вненаучного (правда жизни, художественная или историческая правда) и что истина – это гносеологический феномен, а правда – его мировоззренческий аналог, но данные констатации все равно оставляют чувство неудовлетворенности, отлучая истину от правды, разделяя их. Суть проблемы, вытекающей из уравнивания интерпретации истины в социо-гуманитарном познании с ее естественнонаучным пониманием.

Следует признать, что современное научное социо-гуманитарное познание постепенно начинает избавляться от академизма, осознавая тесную связь с социальными идеалами и интересами и отыскивая точки соприкосновения с донаучным (обыденным) и вненаучным социогуманитарным познанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: