Объективный идеализм Платона

Деятельность Платона осуществлялась в первой половине IU в. до н.э. Диалоги Платона (427-347 до н.э.) - мыслительная лаборатория, в которой впервые в западно-европейском знании рождается основополагающие понятия и категории всей последующей философии. Мифологические образы и метафоры трансформируются в понятия метафизики, в понятия диалектики. Учение Платона - процесс становления философского языка и понятий, которые станут ключевыми для европейских мыслителей. Это такие понятия, как «идея», «материя», «пространство», «бесконечность», «природа».

По Платону, мир вещей, воспринимаемых через чувства не является истинным, не является истинно существующим. Вещи воспринимаемые через чувства возникают и погибают, изменяются. У вещей окружающего мира есть свои причины. Такими причинами являются формы вещей. Формы постигаются только с помощью ума, мысли. Платон называет их видами, или - идеями. Идеи - постигаемые умом формы вещей.

Каждому классу предметов окружающего мира соответствует идея. Например классу коней соответствует вид или идея коня. Этот вид (идея) уже не может быть постигаем с помощью чувств. Идея коня постигается только умом. Почему идею нельзя видеть при помощи обычного зрения? Потому что идея, это - обобщение, общее, что присуще предметам. Коней в действительном мире, в реальности большое множество, а вот идея коня - общая целостность и она - одна. Обобщение, общее, целостное не постигается чувствами, зрением, ощущением. Оно находится за чертой чувств, за пределами ощущений. Обобщение доступно только мысли, уму. Концепция постигаемых мыслью форм вещей является учением философского идеплизма. Постигаемые умом формы вещей представляют собой нечувственное, сверхчувственное бытие или - бытие идеальное.

По отношению к вещам, которые мы постигаем с помощью чувств, идеи вещей выступают причинами вещей. Идеи способствовали созданию вещей реального, чувственного мира.

Если мир идей представляет собой истинное бытие, оно является причиной реальных вещей, то следовательно, по мысли Платона есть небытие. Такое небытие Платон отождествляет с  материей. Материя - чувственный мир, в котором непрекращаются изменения, движение, рождение и гибель вещей. Благодаря материи вещи окружающего мира могут существовать. Платон называет материю «матерью», «кормилицей». Таким образом идея, это - причина окружающего мира, а материя - его условие.

Сфера идей представляет собой систему, подобную пирамиде: на ее вершине пребывает главная идея - идея блага. Ее можно познать только умом. Идея блага сообщает предметам быть познаваемыми, способность существовать. Учение об идее блага придает всему учению Платона характер телеологического учения. Телеология, это учение о целесообразной направленности всех явлений и процессов действительности. Идея блага представляет собой конечную цель существования всего окружающего.

Иерархическому строению окружающего нас мира соответствует различные виды знания. Высший вид знания - это знание об идеях. Они познаются с помощью интуиции. Это интуиция ума. Второй, низший по отношению к идеям вид знания - математическое знание. Предметы в математике познаются не с помощью идеальной интуиции, а с помощью размышления. Третий вид знания - знание о генезисе и гибели вещей чувственного мира. Платон определяет данное знание как мнение. Оно не может быть достоверным знанием. Четвертый вид знания, самый несовершенный вид знания порождается посредством воображения. По Платону ни мнение, ни воображение не дают истинного знания. Чтобы обрести форму знания, мнения должны быть связаны в единство. Такая связь может осуществиться только с помощью деятельности души. Она хранит память об истинах, которые она созерцала в сфере идей. Знание, по мысли Платона, это припоминание.

Завершением идеалистического учения Платона стало концепция идеального государства. Платон утверждает, что идея блага управляет окружающим миром. Она создает возможность для всякого существа и человека в том числе иметь особенный, неповторимый облик. Государство и бытие находятся в непосредственном отношении. Идеальному типу государства Платон противопоставляет отрицательный тип общественного устройства. Последнее основано на материальной жизни людей. Отрицательный тип государства представлен в четырех формах:

  • тимократия;
  • олигархия;
  • демократия;
  • тирания.

Отрицательным формам государства Платон противопоставляет проект наилучшего государственного устройства. Гармоническое единство государства и человека могут сохранять и развивать те, кто призван к философии - мудрецы. Поскольку

Учение Аристотеля.

Аристотель развивает критику учения Платона об идеях как о самобытных сущностях, отделенных от мира чувственных вещей. Аристотельпротивопоставляет этому учению собственное учение об отношении чувственных вещей и идей.

Идеи бесполезны для объяснения знания. Концепция Платона не дает познанию вещей ничего нового. Платоновские «идеи»— простые копии, или двойники, чувственных вещей; в содержании «идей» нет ничего, чем они отличались бы от соответственных им чувственных вещей. Теория идей не может объяснить важное свойству вещей чувственного мира — движение и становление: возникновение и гибель.

Онтология Аристотеля. На пороге теоретической философии Аристотеля мы встречаем введенное им понятие субстанции. Субстанция - объективное основание, позволяющее сводить многообразие материального мира к единству. Под субстанцией Аристотель понимает первопричину, основание материального мира. Элементами субстанции выступают: «форма» и «материя». «Форма»— сущностьпредмета. «Материя» определяется как отсутствие формы, которая в ней возникает впоследствии и как возможность формы действительности. Коренные свойства материального мира, это движение и изменение.

Анализируя отношение формы и материи Аристотель формулирует учение о четырех причинах окружающего нас мира. Важно особенностью Аристотеля является то, что он систематизирует и классифицирует понятия и категории прежней философии. Аристотель приходит к выводу, что исходя из истории развития философии можно выделить четыре основные причины:

  • материя;
  • форма;
  • причина движения;
  • цель.

Осовные причины не могут быть сведены к чему-либо. Производные причины сводимы к другим. Так, основные причины - «форма» и «материя». Причина движения является производной причиной, она сводима к материальной. Таковой выступает и целевая причина, поскольку она сводима к формальной.

Для Аристотеля характерен так же анализ телеологии. В отличии от Сократа и Платона, Аристотель полагает, что целесообразность существует в природных процессах. Для Сократа и Платона учение о цели окружающего носило идеалистический характер.

Рассмотрение формы и материи в качестве основания мира (субстанции) приводит к тому, что учение Аристотеля характеризуется как дуализм. Аристотель является дуалистом.

Таким образом основанием мира выступает материя – причина движения, развития мира и форма, как противоположная материи и находящаяся вне окружающего мира. Возникает дилемма: возникает ли мир во времени?; погибает ли он во времени? Решая данную дилемму Аристотель приходит к выводу, что является вечным. Движение бесконечно, оно не имеет ни начало, ни конца. Вечный характер мирового движения способствует формированию гипотезы вечной причины окружающего мира и вечного двигателя мира - перводвигателя.

Перводвигатель - причина всех происходящих в мире движений и процессов. По Аристотелю, перводвигатель, есть не что иное как бог. Таким образом онтология Аристотеля сопрягается с проблемами теологии. Классификация движущихся предметов с учетом перводвигателя следующая:

  • неподвижные предметы;
  • самодвижущиеся предметы;
  • движущиеся относительно.

Физика и космология Аристотеля.

Физику Аристотеля следует называть качественной физикой. Предметом физического учения философ считает действительность, которая обладает движением. Аристотель проводит обстоятельный анализ движущегося предмета. Основной вид движения - движение в пространстве. Оно обладает свойством непрерывности. Прямолинейное движение не может быть непрерывным. Таким качеством обладает только круговое движение. Оно и является совершенным видом движения. Мерой движения является время. Время не есть движение, но оно так же не существует без движения. Время определяется Аристотелем как число.

Теория познания. Теория познания Аристотеля базируется на его онтологии. Философ проводит различие между научным знание, искусством, опытом, мнением. Предметом научного знания является бытие. Предметом искусства является создание вещей (ремесленничество), произведений искусства. В отличии от знания, предметом опыта становятся факты. Основой опыта выступает ощущение. Отличие знания от мнения в том, что мнения опирается на вероятные факты. Знание, по мнению Аристотеля, обладает следующими отличительными чертами:

а) доказательность;

б) объяснительный характер знания;

в) структурность.

Научное знание должно определять сущность предмета. Другим его важным свойством всеобщность. Научное знание должно быть направлено на выявление причины окружающего мира. И наконец, знание должно быть исследованием сущности факта. Структурность научного знания предполагает как иерархию наук, так и их единство. Оба этих требования учитываются с помощью класификация наук.

Аристотель делит науки на «теоретические», «практические» и «поэтические». Первые являются знанием начал и причин не для какой-либо практической цели. При этом теоретические науки выступают условием «практических» наук. Предмет данных наук - деятельность. Сферой «поэтических» наук является творчество.

Логика Аристотеля. Учение о методе.

Логика, по Аристотелю, - средство, орудие науки. Задача логики - выработка приемов правильного мышления, принципов и схем объяснения. Таким образом Аристотель разработал систему логики. Теория силлогизма и доказательства является основополагающим разделом его логической системы. Предметом логики являются отношения между понятиями. Данные отношения образуют предложение (суждение). Суждения, в свою очередь делятся на две группы:

а) утвердительные и б) отрицательные;

а) истинные и б) ложные.

Разделение на истинные и ложные предложения в теории силлогизма Аристотеля является основополагающим.

Методом установления научных принципов является индукция. Данный термин означает движение какого-либо суждения от частного (факта) к общему (выводам, аксиомам). Получение общих выводов, теоретических положений, аксиом невозможно без чувственного восприятия. Индукция исходит из опыта, который основывается на восприятии. Индукция способствует нахождению сущности предмета. Окончательное определение сущности предмета строится с помощью доказательства.

Психология. Трактат «О душе» - первое в истории философии психологическое сочинение. Психологическое исследование Аристотеля отличается основательностью, глубоким вниманием существенным фактам психологии.

Психологию Аристотель определяет как науку изучающую не только факты психической жизни, но и анализ телесных процессов и явлений. Душа является причиной движений и деятельности нашего тела. Гнев, страх, сострадание, радость, любовь, ненависть - находятся в непосредственной связи с телом. Аристотель создает свою классификацию психических процессов и явлений. Душа, по Аристотелю имеет пять способностей:

  • душа «питающая»;
  • душа «ощущающая»;
  • душа «стремящаяся»;
  • душа «движения»;
  • душа «мыслящая».

Душа по своему определению может быть разумной или неразумной. Основным проявлением разумной души является умственная деятельность. Основным проявлением неразумной души - желание и стремление. Данное деление души на две части предполагает деление способностей души на высшие и низшие, на разумные и чувственные.

Между разумной и неразумной частями души располагается средняя ее часть - способность ощущения. Она может быть причислена как к разумной части души, так и к неразумной. Таким образом способности души приобретают следующую классификацию:

способность питания (роста и размножения);

способность ощущения (чувства, желания);

способность мышления (теоретическое и практическое мышление).

Этическое учение Аристотеля.

По мнению Аристотеля этика является особой и важной частью философии. Термин «этика» сформировался значительно раньше термина «мораль». Понятие «этика» - греческого происхождения, понятие «мораль» - латинского происхождения. «Этика» происходит от древнегреческого «этос»(привычные формы поведения, нравы). «Мораль» восходит к латинскому mos или mores – нравы. С точки зрения морали, нравы, это массовое поведение, оценивающиеся с нравственной точки зрения.

Этика Аристотеля строится на основе анализа деятельности человека, прежде его всего нравственной деятельности. Этика в отличии от морали имеет личностное измерение. Согласно Аристотелю, в человеке заложено стремление к благой цели. Тем не менее в природе человека заложены препятствия, мешающие реализации данной цели. Наука, вырабатывающие практические принципы достижения высшего блага - политика. С этой точки зрения, этика является частью политики как искусства управления.

Сущность человека заключена в разумной деятельности. Цель человеческой жизни состоит в достижении высшего блага (правильной жизни и деятельности). Жизнь, стремящаяся к высшему благу должна заключаться в деятельности человека. Достижение высшего блага предполагает наличие низших целей жизни. Поэтому достижение высшего блага возможно только если человек следует «золотой середины» в своих поступках, которая называется «добродетелью». Добродетель - умение выбрать нравственное поведение. Согласно Аристотелю существует два вида добродетелей:

- этические

- дианоэтические

Этические - добродетели, выработанные на основе характера человека. Дианоэтические - интеллектуальные добродетели. Если щедрость принадлежит к этическим добродетелям, то мудрость и разумность относится к дианоэтическим добродетелям. Аристотель согласен с Платоном, в том, что назначение человека состоит в самосовершенствовании своей личности на духовной основе. Однако, Аристотель, в отличии от Платона, полагает, что влечения и страсти являются органической души. Они составляют ее неразумную часть. Контроль разума над чувственными влечениями, по Аристотелю, - необходимое условие совершенствование человека.

Обратим внимание, на то, что всякое действие человека, по мысли Аристотеля, является свободным. Тем не менее, обладание дианоэтическими добродетелями означает ответственность человека за совершенные им действия.

Подводя итог учению Аристотеля необходимо констатировать:

1) Аристотель продолжил развитие идей объективного идеализма в античной философии;

2)объективный идеализм Аристотеля обладает дуалистическими чертами. Активно действующим началом мира является и форма(идея) и материя;

3) мир имеет четырех-причинную структуру (форма, материя, движение, цель);

4) Аристотель впервые вводит классификацию наук.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: