Русская философия на протяжении XVI—XIX вв. развивалась в атмосфере противоборства двух тенденций.. Первая отстаивала самобытность русской мысли, обусловленной неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. В середине XIX в. это противоборство получило четкое теоретическое и общественно-политическое оформление.
В первой половине XIX в. самым острым был вопрос об исторической судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем, о ее призвании в мире. В его решении и сложилось два направления:, славянофильство и западничество. Эта полемика определила характер русской мысли не только в XIX в., но и в XX и даже в XXI в., Суть споров: должна ли Россия идти вслед за Западом по пути общечеловеческого (единого для всех) прогресса и усваивать достижения мировой цивилизации, или же у нее должен быть свой особый (самобытный) путь развития. Все мыслители принадлежали к одному кругу, спорили в одних салонах, многие поддерживали дружеские отношения. По свидетельству А. И. Герцена, у всех была одна любовь к России, но, идя из одних начал, философы приходили к разным выводам. В том же духе высказался и участник философских дискуссий того времени П. В. Анненков. В своих «Литературных воспоминаниях» он называл спор между славянофилами и западниками «спором двух различных видов одного и того же русского патриотизма».
Славянофильство — направление в общественной и философской мысли России середины XIX в., которое выступало за исконно славянский, неповторимый путь развития страны, за полное неприятие Россией пути западноевропейского развития. Его виднейшие представители: Алексей Степанович Хомяков (1804— 1860), Константин Сергеевич Аксаков (1817—1860), Иван Васильевич Киреевский (1806—1856), Юрий Федорович Самарин (1819—1876). К «поздним славянофилам» принадлежали Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885), Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891), Федор Иванович Тютчев (1803-1873). Славянофилы опирались на православно-русское направление в общественной мысли России. Они развивали идею мессианской роли русского народа; толковали христианское мировоззрение как результат национальной самобытности русской духовной жизни. Славянофилы призывали к созданию самобытной русской философии как общего основания всех наук и духовного опыта русского народа, за соединение религиозных истин с современным просвещением. В чем же неповторимое
своеобразие русской духовной жизни? Какие философские идеи выдвигали славянофилы? Славянофилы выдвигали понятие соборности — ключевое понятие философского мировоззрения славянофилов. Определяющий признак соборности — принцип «единства и множественности». Понятие «соборный» раскрывает не только внешнее, видимое соединение людей в каком-либо месте, но и постоянную возможность такого соединения на основе духовной общности; означает идею духовного единства русских людей, «единое существует не счет всех, а в пользу всех» (В. Соловьев). Соборность есть следствие, итог взаимодействия свободного человеческого начала (свободы воли человека) и божественного начала («благодати)»; основана на «безусловных», не зависящих от внешних форм выражения истинах, обеспечивающих существование церкви на протяжении всей истории ее развития. Эти истины — не плод рациональных познавательных усилий человека, а плод духовных исканий людей.
Славянофилы рассматривают народ как некий постоянный набор идеальных качеств, т. е. выделяют в нем некую неизменную «духовную сущность», субстанцией которой выступает православие и общинность.
Опираясь на самобытные особенности русской культуры, славянофилы утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивается по своему собственному пути, отличному от пути западных стран. Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, а также помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних политических проблем в соответствии с христианскими принципами.
В целом мировоззрение славянофилов основано на трех принципах: православии, самодержавии и народности. По сути дела, славянофильство есть философия религиозно
Позднее славянофильство представлено Н. Я. Данилевским, которого называют теоретиком русского консерватизма. В своей фундаментальной работе «Россия и Европа» Данилевский развивает концепцию культурно-исторических типов человечества, ставшую отправным пунктом цивилизационного понимания исторического процесса. В современной теоретической социологии имя Данилевского стоит в ряду крупнейших мыслителей XX в. — О. Шпенглера, П. А. Сорокина, А. Тойнби. Данилевский утверждал, что европоцентристские теории о существовании лишь одной цивилизации — европейской — неверны; наряду с европейской (германо-романской) есть и другие цивилизации. Цивилизация не составляет «исключительной привилегии Запада, или Европы, а застой — исключительно клейма Востока, или Азии...». Это зависит от возраста, в котором находится народ. Данилевский вводит понятие возраста общества, народа, культуры, цивилизации как культурно-исторического типа (детство, юность, зрелость, старость, дряхлость).
Славянофилам противостояли западники. Западники связывали культурно-историческое развитие России с усвоением и повторением западноевропейского опыта. В западничестве можно t выделить два направления. К первому примыкали Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848), Александр Иванович Герцен (1812-1870), Николай Платонович Огарев (1813-1877), Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868) и др. Это левое крыло западников, чьи устремления связаны с социальными преобразованиями. Правое крыло западников, более умеренное, либеральное, было многочисленнее и группировалось вокруг профессора Московского университета Тимофея Николаевича Грановского (1813-1855); это Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885), Василий Петрович Боткин (1811—1869), Павел Васильевич Анненков (1813-1887) и др.
Западники считали, что славянофилы идеализируют политическое прошлое и русский национальный характер и убеждены, что Россия должна учиться у Запада, пройти тот же самый этап, развития. Россия должна усвоить европейскую науку и плоды векового просвещения. Западники активно выступали за европеизацию страны, за решительную ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по капиталистическому пути. Идеалами западников были гуманистические учения, эпохи Возрождения и французского Просвещения. Движущей силой истории являются не народные массы, а рационально мыслящие индивиды. По мнению В. Г. Белинского, общее становится палачом индивидуальности. Во имя личности, ее нормального развития Белинский склоняется к социализму.
Неперспективны и нежизненны, по Герцену, такие пути реализации социалистического идеала, которые не учитывают конкретные национальные, исторические, психологические, политические особенности той народной среды, к которой они применяются. Одинаково бесполезными могут оказаться и «бессмысленный бой разрушения», и «всеобщая подача голосов, навязанная неподготовленному народу».
Крупный русский философ-материалист Николай Гаврилович Чернышевский(1828—1889), в главном философском произведении Чернышевского — «Антропологический принцип в философии» (I860) — изложена монистическая материалистическая позиция автора, направленная как против дуализма, так и против идеалистического монизма. Чернышевский определял философию как «теорию решения самых общих вопросов науки». Используя данные естественных наук, мыслитель обосновывал положение о материальном единстве мира, объективном характере законов природы. Вопрос о сущности человека Чернышевский решал, опираясь на выработанную естественными науками идею о единстве человеческого организма. Чернышевского справедливо критиковали в свое время за то, что в его концепции человек объясняется только данными естествознания, между тем как психические явления не могут быть поняты, опираясь только на область физиологии.
Диалектика вечной смены форм у Чернышевского служит отправным пунктом при обосновании идеала общинного социализма и его социально-философских воззрений в целом. Опираясь на эту диалектику, он доказывал возможность перехода к социализму, минуя капитализм, используя существующий в России институт крестьянской общины.
Народники. Идеи Герцена и Чернышевского непосредственно повлияли на формирование мировоззрения народничества — крупного идейного течения в России последней трети XIX — на чала XX вв. Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции — соединило радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями утопического социализма и одновременно выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны. Главными идеологами народничества были Петр Лаврович Лавров (1823—1900), Михаил Александрович Бакунин (1814—1876), Петр Никитович Ткачев (1844—1885). Способ, каким они собирались достичь своих политических целей, разделял их на три направления. Народники-пропагандисты во главе с Лавровым основным средством подготовки России к социальной революции признавали пропаганду революционных идей среди широких народных масс. Народники-анархисты во главе с Бакуниным считали, что народ уже готов к революции и его необходимо повсеместно поднимать на бунты и восстания. Народники-заговорщики, возглавляемые Ткачевым, считали необходимым создать узкую заговорщическую организацию, с ее помощью совершить переворот, захватить власть в свои руки и освободить народ от тирании царей, помещиков и капиталистов, а затем провести социальные преобразования в стране. В середине 1880-х гг. народничество распалось, однако влияние мировоззрения народников долгое время сказывалось на общественно-политической жизни России.