double arrow

БАРЬЕРЫ-ПРЕПЯТСТВИЯ В ОБЩЕНИИ


Немного теории

 

Барьеры препятствия в общении носят субъект-субъектный характер.

1) Мотивационный барьер относится к барьерам взаимодействия и возникает, если у собеседников разные мотивы вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу.

2) Этический барьер общения возникает тогда, когда коммуниканту мешает его нравственная позиция, несовместимая с позицией мобеседника. Идти ли на компромисс – каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера строго не рекомендуется.

3) Эстетический барьер относится к барьерам восприятия и понимания и возникает в том случае, когда собеседник неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, однако если этот контакт нужен, придется терпеть, не показывая вида.

4) У каждого человека – свой стиль. Стиль зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии. Поэтому в общении часто может возникать барьер стилей общения.




Содержание стиля общения составляют:

· преобладающий мотив общения (взаимодействие, самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника и т.п.);

· отношение к людям (мягкость, доброжелательность, толерантность, жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность и др.);

· отношение к себе (самолюбование, признание своих недостатков, отстаивание «чести мундира», навязывание своего мнения и т.п.);

· характер воздействия на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство и т.п.).

Как же сделать так, чтобы стиль общения собеседника не стал препятствием в общении с ним? Необходимо осознать, что стиль поведения человека – это проявление его глубинных сущностных характеристик, и. если это не мешает делу, его следует принимать, каким бы ни было наше отношение.

5) Барьер характера тоже создает сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта. Не все, однако, хотят и умеют контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками.

6) Комфортному общению может препятствовать и разное социальное положение партнеров, особенно если один из них привык к чинопочитанию и испытывает трепет перед начальством.

Избавиться от такого отношения помогает следующая установка перед разговором: «Начальник такой же человек, как и я. Ему присущи все человеческие слабости. У меня нет причин для волнения. Я буду говорить спокойно и просто, рассчитывая на понимание. Я уважаю себя и свое дело, и он это почувствует».



7) Смысловой барьер. Несовпадение смыслов, значений при общении партнеров, создающее препятствие для взаимопонимания.

8) Семантический барьер возникает тогда, когда собеседники пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей. Существование этого барьера на пути понимания определяется самим фактом многозначности слов любого языка.

Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера, использовать понятную для него лексику; слова, имеющие разные значения, необходимо объяснять, в каком смысле то или иное слово вы использовали.

Вопросы, задания, упражнения

 

1. Классифицируйте барьеры-препятствия, дайте краткую характеристику каждому виду, приведите примеры.

 

2. Один из наиболее ярких примеров искажения получаемой информации описан французским исследователем А. Молем в книге «Социодинамика культуры». Здесь приводится типичная для армейской жизни ситуация передачи информации (приказа) по цепочке от капитана через адъютанта, сержанта и капрала – солдатам.

Прочтите внимательно текст и назовите вид барьера-препятствия.

· Капитан – адъютанту:

– Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме.



· Адьютант – дежурному сержанту:

– По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, но тогда явление состоится в казарме.

· Дежурный сержант – капралу:

– По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме насчет этого редкого явления, если будет дождь, а это бывает не каждый день.

· Дежурный капрал – солдатам.

– Завтра в 5 часов капитан произведет солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день.

· Один солдат – другому:

– Завтра, в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день[6].

Чью реплику следует изменить в первую очередь (и как), чтобы для появления барьера-препятствия не возникло условий?

 

3. Сформулируйте типичные ошибки коммуникантов, приводящие к барьерам-препятствиям, и приемы преодоления этих барьеров.

 

4. Выработайте тактику поэтапного решения проблем общения, в котором имеют место барьеры-препятствия.

 

5. Что можно посоветовать коммуникантам, чтобы они сумели избежать появления в своем общении барьеров-препятствий и к кому в первую очередь вы обратитесь с этими советами?

 

6. Подготовьте для обсуждения проблемные коммуникативные ситуации с барьерами-препятствиями. Вопросы для обсуждения сформулируйте сами, исходя из описанных случаев. Подумайте, все ли барьеры-препятствия в общении преодолимы.

7. Расскажите о своем опыте преодоления барьеров-препятствий в общении. Проблемные ситуации обсудите.

 

8. Ответьте на вопросы теста «Почему так важно уметь понимать людей». Результаты проанализируйте, сделайте выводы (см. тест в разделе «Задания и упражнения для самостоятельной работы»).







Сейчас читают про: