- Статор – неподвижная часть двигателя.
- Якорь – подвижная часть двигателя.
Статор имеет цилиндрический корпус, который с обоих сторон закрывается подшипниковыми щитами, отверстие в щитах закрывается подшипниковыми крышками. Внутри крепят четыре главных и четыре добавочных полиса, которое образуют единое магнитное поле тягового электро-двигателя. Главные полюса состоят из сердечника набранного из отдельных листов электро-технической стали (которая обладает остаточным магнетизмом) и катушки состоящей из двух обмоток:
1. серьесная
2. шунтовая
Добавочные полюса состоят из цельного сердечника и обмотки. Полюса крепятся друг за другом через каждые 45 градусов последовательно (главный -> добавочный-> главный -> и так далее). Внутри корпуса крепят два щётко-держателя, который состоит из корпуса с прямоугольным отверстием. В эти отверстия устанавливают по две угольных щётки с шунтами, которые прижимаются нажимным пальцем отходящим от пластинчатых пружин. Эти щётки образуют скользящий контакт между статором и якорем.
Якорь состоит из вала вращающемуся с одной стороны в шариковом, а с другой стороны в роликовом подшипниках. В центре вала напрессован сердечник якоря состоящий из отдельных якорных листов электро-технической стали, внутри имеются вентиляционные отверстия, а с наружи пазы, в которые укладываются обмотки якоря. Концы обмоток припаиваются к медным пластинам коллектора. Они установлены на коллекторной втулке и каждая пластина изолируется миканитом, удерживается на втулке залитой жидкой пластмассой. С противоположной стороны от коллектора на вал напрессован вентилятор, при вращении который захватывает воздух из воздушно-заборного отверстия на корпусе и проталкивает воздух по всем вентиляционным отверстиям якорных листов, тем самым охлаждая тяговый электро-двигатель. По обе стороны от сердечника якоря на вал напрессованы нажимные втулки для предотвращения продольного перемещения деталей якоря по валу. Чтобы обмотки якоря не отрывались от коллекторных пластин, в тот же сердечник что и в обмотку якоря забивается брус изоляционного матерьяла далее обматывается проволокой, которая для изоляции покрывается лаком и краской это называется бандаж.
Принцип действия.
При поднятом пантографе и включённых автоматах АВ 1 и АВ 2 электрический ток поступает в серьесные и шунтовые обмотки главных полюсов тягового электро-двигателя. В результате внутри образуется магнитное поле. Электрический ток поступает на клемму щётко-держателя затем через шунт на щётку, с неё на коллекторные пластины и проходит по обмотке якоря. Далее через другую щётку (снизу), другой шунт и клемму ток по проводам уходит в рельс.
Таким образом по закону электро-магнитной индукции якорь начинает вращение.
СОПРОТИВЛЕНИЕ.
Изменяют силу тока в электрических цепях и аппаратах
I = Uconst / R
На вагоне имеются:
- пусковые сопротивление
- тормозные сопротивления
- сопротивления типа ЯС
- добавочные сопротивления