Является основным аппаратом цепи управления трамвая, питается от аккумуляторной батареи напряжением
24 В. Расположен в кабине слева, закрыт щитком и заземлён. Служит для движения вагона вперёд или назад, разгона, выбега и торможения с помощью электро-динамического, барабанно-колодочного и рельсового тормозов.
Устройство контроллера водителя.
Состоит из верхнего и нижнего основания между которыми в подшипниках крепятся главный вал. Он выходит за верх основания и на него одевается главная несъёмная рукоятка, имеющая 10 позиций:
- 0 (нулевая).
- манёвровая.
- ходовые (ХА 1, ХА 2, ХА 3).
- тормозные (Т 1, Т 2, Т 3, Т 4, Т 5).
В нижней части главный вал имеет прямоугольное сечение и на него одеваются 17 профилированных, пластмассовых, кулачковых шайб. Каждая из них имеет свой профиль состоящий из выступа и впадины. Напротив шайб к стойке крепятся 17 кулачковых элемента (КЭ).
В верхней части на главный вал одевается в виде втулки реверсивный вал, который то же выходит за верхнее основание и на него одевается съёмная, реверсивная рукоятка, имеющая три позиции:
- вперёд
- нулевая
- назад
На реверсивном валу закреплён профилированный ролик, напротив него, к той же стойке крепят два кулачковых элемента (К 7 - 42), имеющие номера № 2, № 3.
Между главным и реверсивным валами расположено блокирующие - фиксирующее устройство. Состоит из двух звездочек и двух двуплечих рычагов с пружинами и роликами.
Фиксирующая часть устройства удерживает главную рукоятку на соответствующей позиции контроллера водителя.
Блокирующая часть определяет порядок включения и выключения реверсивного вала на контроллере водителя.
Чтобы включить необходимо:
- вставить реверсивную рукоятку и повернуть её в рабочее положение
- можем вращать главную рукоятку контроллера водителя.
Чтобы выключить необходимо:
- вернуть главную рукоятку на нулевую позицию («0»)
- можем повернуть реверсивную рукоятку на нулевую позицию («0») и вытащить её.