Практикум по написанию ЭССЕ
Задание №1: Найди соответствие между проблемой и высказыванием.
Проблема | Высказывание |
1. Значение конкуренции в экономике. | 1. «Реклама есть искусство целиться в голову, чтобы попасть в карман». (В.Пакард) |
2. Методы рекламы в экономике. | 2. «Без конкуренции даже самая богатая страна может очень быстро прийти в упадок». (Э. Гроув) |
3. Роль государства в экономике. | 3. «Кто покупает лишнее, в конце концов продаёт необходимое». (Б. Франклин). |
4. Значение сбережений в бизнесе. | 4. «Реальным источником власти государства над потребителем является его контроль над производством» (Ф. Хайек). |
5. Понятие «свобода» в экономике. | 5. «О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало». (Д. Колеман) |
6. Значение спроса и предложения в рыночной экономике | 6. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество». (А. Смит) |
7. Рациональное поведение потребителя. | 7. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора». (Ф. Хайек). |
8. Перераспределительная функция налогов. | 8. «Сбережения составляют самый богатый доход».(И. Стобей) |
9. Балансирование доходов и расходов | 9. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования». (М. Стинс) |
10. Своекорыстный интерес - основа экономической деятельности. | 10. «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». (Д. Рикардо). |
проблема | ||||||||||
высказывание |
Задание№2: Сформулируй проблемы в темах эссе.
Высказывание | Возможная проблема |
1. «Бедняки платят дороже всего». (У. Зыбура) | |
2. «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». (О.У. Холмс) | |
3. Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л. Питер) | |
4. «Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого её нет». (Ф.А.Хайек) | |
5. «Самый бедный тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает». (П. Буаст) | |
6. «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов». (Дж. Фейлан) | |
7. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» | |
8. «Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти». (А. Смит) | |
9. «Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги». (Э.Севрус) | |
10. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». (Наполеон) | |
11. «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру». (Пириандр) | |
12. «Равный раздел состояний и земель привёл бы общей нищете». (С. Батлер) | |
13. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером». (А. Рогов) | |
14. «Торговля не разорила ещё ни одного народа». (Б. Франклин) | |
15. «Бесплатных завтраков не бывает». (Б. Крейн) |
Задание №3: Прочитайте тему и текст эссе. Выполните предложенные после эссе задания.
Тема: «Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого».
С. Джонсон
Я полностью согласна с позицией автора, т.к. налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги – это необходимая плата общества для получения общественных благ.
Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги – это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определённой денежной суммы. Возникают вопросы: для чего существуют налоги, на какие цели они идут?
Налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. В зависимости от характера этой политики изменение налогов наряду с изменением государственных закупок и выплатами трансфертов приводит к регулированию развития экономики в целом. Существование автоматической фискальной политики основано на действии встроенных стабилизаторов. К ним относятся, например, подоходный налог (для фирм налог на прибыль); косвенные налоги (например, НДС), а также пособие по безработице и пособие по бедности, изменение которых связано со спадом или бумом в экономике. Кроме того, налоги - одна из основных статей поступления средств в государственный бюджет.
Затем они перераспределяются на выплаты населению и финансирование таких статей, как образование, медицина, культура и т.д.
Однако со взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет. И не стоит после этого удивляться, что какие – то социальные программы плохо финансируются!
Такая ситуация складывается и в современной России. С целью вывода части доходов из тени был принят единый подоходный налог в размере 13%. А высокие налоги, в Швеции уплачиваются всеми гражданами государства, т.к. они реально видят, куда идут данные налоги, по уровню благосостояния общества.
Таким образом, налоги – это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Вследствие перераспределения поступающих налогов всё общество выигрывает, т.к. они идут на улучшение качества жизни людей. Главное, чтобы само общество это осознало!*
Ø В данном тексте найди и выдели все части эссе по схеме, обозначенной в памятке.
Ø Зачитай строки, являющиеся вступлением (В).
Ø Зачитай проблему.
Ø Зачитай тезис (Т)
Ø Зачитай первый аргумент (А1) к тезису.
Ø Зачитай второй аргумент (А2) к тезису.
Ø Соответствует ли вывод содержанию? Докажи.
Ø Есть ли эмоциональный заряд? Докажи.
Ø Назови обществоведческие термины, данного эссе.
Ø Найди клише, данного эссе.
*Текст эссе по А. Татьянкиной.
Задание№4:Даны фрагменты текста эссе не в логической последовательности. Из разрозненных частей необходимо составить целостный текст.
Тема: «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф).
Элементы композиции эссе. | Элементы текста из эссе, данные не в логическом порядке |
В | 1. Прежде всего, конкуренция обеспечивает наилучшие качества товара или услуги. Как же это происходит? |
П | 2. Производители в борьбе за потребителя стараются прибегнуть к некоторым ухищрениям. Во-первых, надо, чтобы товар на рынке был узнаваем. Для этого используют рекламу, которая должна подчеркнуть преимущества товара перед аналогичными, но выпускаемыми другими фирмами. В то же время реклама не должна принижать, оскорблять конкретный товар конкурентов. Во-вторых, покупательский спрос во многом зависит от внешней привлекательности товара. Замечено, например, что один и тот же сорт конфет продавали без обёртки и в яркой упаковочной бумаге. Вторые раскупались гораздо быстрее, чем первые, хотя на вкус были абсолютно одинаковыми. В-третьих, производители товаров, стремящиеся обойти конкурентов, прибегают и к производству новых товаров. Это заметно на современных молочных фермах. Есть такие, которые производят молоко и продают его посредникам. Другие же не только производят молоко, но и перерабатывают его сами, и продают уже в виде готовой продукции: пакетированное молоко, сухое молоко, сливки, йогурты и проч. Чем богаче ассортимент, тем больше прибыль. В-четвёртых, бывает и так, что производитель снижает цены на товар, чтобы увеличить товарооборот. Но такое доступно преимущественно крупным предприятиям. Мелкие же от такой меры могут разориться, т.к. у них товарооборот ниже. Все, упомянутые мною типы конкуренции называют цивилизованными. Именно они способствуют улучшению наилучших качеств продуктов. |
Т1 | 3. Прибегающие к этому типу конкуренции, для достижения высокой, стабильной прибыли используют следующие методы: шантаж, подкуп работников у соперников, промышленный шпионаж, террор и проч. В России в период перехода от командно- административной экономики к рыночной таких примеров было немало. Это было возможно из-за несовершенства законодательной базы рыночной экономики. |
А1 | 4. Конкуренция не только способствует обеспечению наилучших качеств товаров и услуг. Есть ещё так называемая «дикая», нецивилизованная конкуренция, которая развивает наихудшие качества людей. |
А2 | 5. Как тут не вспомнить слова Д. Сарноффа о том, что конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей. Я с глубоким уважением отношусь к тем, кто ведёт цивилизованную конкуренцию, порицаю тех, кто, поправ мораль, ведёт дикую борьбу за деньги. |
Т2 | 6.Каково же значение конкуренции в рыночной экономике? |
А1 | 7. |
А2 | 8. Бывает и так, что некоторые предприниматели, объединившиеся в монополию, необоснованно повышают цены на товары или услуги. Такие способы ведения успешного бизнеса антигуманны. Против них выступает не только мораль, но и государство. Например, в США ещё в конце XIX века антитрестовские законы. А в современной истории России в 90-е гг., был принят целый ряд антимонополистических законов. |
В | 9. Необходимым условием рыночной экономики является конкуренция, т.е. соперничество, борьба между предприятиями, производящими сходную продукцию. |
Элементы композиции | В | П | Т1 | А1 | А2 | Т2 | А1 | А2 | В |
Части текста |
Задание №5