Учебное пособие
для слушателей дополнительной квалификации
«Преподаватель высшей школы»
Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по программе дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» высшего профессионального образования» в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2014 г. № 1.
Самара
Издательство «Самарский университет»
Печатается по решению Редакционно-издательского совета
Самарского государственного университета
Рецензенты:
Руднева Т.И., доктор педагогических наук, профессор.
Григорьева Н.С., кандидат филологических наук.
Сысоева, Е.Ю.
Коммуникативная культура преподавателя вуза: учебное пособие для преподавателей вуза, педагогов, аспирантов/ Е.Ю. Сысоева – Самара Изд-во, 2014. – 169 с.
ISBN
Учебное пособие является практическим руководством по совершенствованию коммуникативной культуры и речевого мастерства преподавателя вуза. В пособии рассматриваются закономерности и специфика коммуникативной деятельности преподавателя вуза, помехи педагогической коммуникации, деформации профессионально-педагогической деятельности, основы речевого общения преподавателя. Практико-ориентированный характер пособия содержит необходимые задания и упражнения, способствующие совершенствованию педагогической коммуникации.
Пособие адресовано преподавателям вузов, педагогам, аспирантам, студентам педагогических вузов.
ISBN
©
СОДЕРЖАНИЕ
| Введение | |
| Раздел I. Педагог как субъект коммуникативной деятельности | |
| Характеристика педагогической коммуникации | |
| Обратная связь в педагогической коммуникации | |
| Барьеры педагогической коммуникации Коммуникативные шумы | |
| Коммуникативные конфликты Профессиональные деформации | |
| Контрольные вопросы | |
| Задания и упражнения | |
| Раздел II. Характеристика речевого общения преподавателя | |
| Специфика речи преподавателя | |
| Коммуникативные качества речи преподавателя | |
| Техника речи | |
| Невербальное речевое воздействие | |
| Контрольные вопросы | |
| Упражнения на улучшение техники речи | |
| Раздел III. Технология аргументации и речевого воздействия | |
| Техника ведения спора | |
| Основные положения теории аргументации | |
| Технология ведения дискуссии | |
| Полемическое мастерство преподавателя | |
| Контрольные вопросы | |
| Задания и упражнения | |
| Заключение | |
| Список литературы | |
| Глоссарий | |
| Приложение |
Введение
В современном обществе коммуникативная компетентность становится одной из главных составляющих профессионализма. В образовательной практике ежедневно возникают проблемы информационного обеспечения, знакового оформления, текстуальной организации педагогического взаимодействия. В педагогической профессии коммуникативная компетентность является ведущей профессиональной характеристикой, от которой зависят создание оптимальных межличностных и деловых отношений со студентами, отсутствие конфликтов и личная удовлетворенность. Умения осуществить коммуникативную атаку, адекватно устанавливать, поддерживать контакт с учащимися и управлять им являются важнейшими профессиональными компетенциями педагога. Практика педагогического общения в вузе требует не просто интенсификации связей в системе «преподаватель-студент», но и изменения качества этих связей в сторону их открытости и информативности.
Современная образовательная ситуация, консьюмеризация образования выдвигают на первый план профессиональной деятельности педагога его способность взаимодействовать с учащимся, выстраивать равноправные, партнерские взаимоотношения. Вместе с тем, исследования в области педагогической психологии и опыт педагогической деятельности показывают, что значительная часть трудностей педагогов обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения, недостаточным владением основами педагогической коммуникации, техниками гуманистического и партнерского взаимодействия.
Сфера коммуникации в современном образовании обретает новые грани, усиливается прагматическое начало педагогической коммуникации. Технократический процесс в образовании, с одной стороны, безгранично увеличивает масштаб, разнообразит образовательный процесс, с другой – стандартизирует содержание информационной деятельности, обедняет и дегуманизирует ее возможности.
Педагог призван работать сегодня в современных коммуникативных системах, использовать различные каналы передачи и приема информации. Очевидны реальные потребности современного общества в наполнении высшего образования преподавателями нового типа, способными к постоянному развитию своих личных качеств, умеющих с максимальным эффектом использовать свои природные возможности, развивать свою общую и коммуникативную культуру.
Опыт показывает, что комммуникативные умения, готовность и способность к эффективной коммуникативной деятельности не возникают сами по себе, они являются предметом тщательной рефлексии и специального приложения сил, что выдвигает специфические задачи перед системой непрерывного образования, в рамках которого человек осваивает на практике различные способы коммуникации.
Построение эффективного речевого высказывания, установление и поддержка коммуникативного равновесия в аудитории, создание и поддержка атмосферы доверия, психологического комфорта, открытого и равноправного сотрудничества являются важнейшими задачами педагогической коммуникации.
Данное учебное пособие призвано привлечь внимание педагогов к коммуникативной деятельности как особому виду профессионально-педагогической активности, актуализировать в профессиональном сознании необходимость совершенствования коммуникативной стороны педагогического взаимодействия.