Коммуникативная культура преподавателя вуза

 

Учебное пособие

для слушателей дополнительной квалификации

«Преподаватель высшей школы»

 

Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по программе дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» высшего профессионального образования» в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2014 г. № 1.

 

 

Самара

Издательство «Самарский университет»

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета

 

Рецензенты:

Руднева Т.И., доктор педагогических наук, профессор.

Григорьева Н.С., кандидат филологических наук.

 

Сысоева, Е.Ю.

 

Коммуникативная культура преподавателя вуза: учебное пособие для преподавателей вуза, педагогов, аспирантов/ Е.Ю. Сысоева – Самара Изд-во, 2014. – 169 с.

 

ISBN

 

Учебное пособие является практическим руководством по совершенствованию коммуникативной культуры и речевого мастерства преподавателя вуза. В пособии рассматриваются закономерности и специфика коммуникативной деятельности преподавателя вуза, помехи педагогической коммуникации, деформации профессионально-педагогической деятельности, основы речевого общения преподавателя. Практико-ориентированный характер пособия содержит необходимые задания и упражнения, способствующие совершенствованию педагогической коммуникации.

Пособие адресовано преподавателям вузов, педагогам, аспирантам, студентам педагогических вузов.

 

ISBN

©

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Раздел I. Педагог как субъект коммуникативной деятельности  
Характеристика педагогической коммуникации  
Обратная связь в педагогической коммуникации  
Барьеры педагогической коммуникации Коммуникативные шумы  
Коммуникативные конфликты Профессиональные деформации  
Контрольные вопросы  
Задания и упражнения  
Раздел II. Характеристика речевого общения преподавателя  
Специфика речи преподавателя  
Коммуникативные качества речи преподавателя  
Техника речи  
Невербальное речевое воздействие  
Контрольные вопросы  
Упражнения на улучшение техники речи  
Раздел III. Технология аргументации и речевого воздействия  
Техника ведения спора  
Основные положения теории аргументации  
Технология ведения дискуссии  
Полемическое мастерство преподавателя  
Контрольные вопросы  
Задания и упражнения  
Заключение  
Список литературы  
Глоссарий  
Приложение  

 

 

Введение

В современном обществе коммуникативная компетентность становится одной из главных составляющих профессионализма. В образовательной практике ежедневно возникают проблемы информационного обеспечения, знакового оформления, текстуальной организации педагогического взаимодействия. В педагогической профессии коммуникативная компетентность является ведущей профессиональной характеристикой, от которой зависят создание оптимальных межличностных и деловых отношений со студентами, отсутствие конфликтов и личная удовлетворенность. Умения осуществить коммуникативную атаку, адекватно устанавливать, поддерживать контакт с учащимися и управлять им являются важнейшими профессиональными компетенциями педагога. Практика педагогического общения в вузе требует не просто интенсификации связей в системе «преподаватель-студент», но и изменения качества этих связей в сторону их открытости и информативности.

Современная образовательная ситуация, консьюмеризация образования выдвигают на первый план профессиональной деятельности педагога его способность взаимодействовать с учащимся, выстраивать равноправные, партнерские взаимоотношения. Вместе с тем, исследования в области педагогической психологии и опыт педагогической деятельности показывают, что значительная часть трудностей педагогов обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения, недостаточным владением основами педагогической коммуникации, техниками гуманистического и партнерского взаимодействия.

Сфера коммуникации в современном образовании обретает новые грани, усиливается прагматическое начало педагогической коммуникации. Технократический процесс в образовании, с одной стороны, безгранично увеличивает масштаб, разнообразит образовательный процесс, с другой – стандартизирует содержание информационной деятельности, обедняет и дегуманизирует ее возможности.

Педагог призван работать сегодня в современных коммуникативных системах, использовать различные каналы передачи и приема информации. Очевидны реальные потребности современного общества в наполнении высшего образования преподавателями нового типа, способными к постоянному развитию своих личных качеств, умеющих с максимальным эффектом использовать свои природные возможности, развивать свою общую и коммуникативную культуру.

Опыт показывает, что комммуникативные умения, готовность и способность к эффективной коммуникативной деятельности не возникают сами по себе, они являются предметом тщательной рефлексии и специального приложения сил, что выдвигает специфические задачи перед системой непрерывного образования, в рамках которого человек осваивает на практике различные способы коммуникации.

Построение эффективного речевого высказывания, установление и поддержка коммуникативного равновесия в аудитории, создание и поддержка атмосферы доверия, психологического комфорта, открытого и равноправного сотрудничества являются важнейшими задачами педагогической коммуникации.

Данное учебное пособие призвано привлечь внимание педагогов к коммуникативной деятельности как особому виду профессионально-педагогической активности, актуализировать в профессиональном сознании необходимость совершенствования коммуникативной стороны педагогического взаимодействия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: