В условиях сельскохозяйственного производства используется большой парк грузоподъемных и погрузочно – разгрузочных машин – от простейших кран - балок и ручных талей до многотонных мостовых кранов, от простейших ручных тележек до мощных автосамосвалов, автопогрузчиков, электропогрузчиков, штабелеров и т.п.
Весь этот парк мощных мобильных машин и агрегатов, механизируя и облегчая труд большого числа людей, вместе с тем является основным источником случаев травматизма с летальным исходом. По данным статистики за последние годы (2001 – 2002 г) удельный вес летального травматизма в сельском хозяйстве составил среди трактористов – механизаторов – 31,5 – 33%, работников автотранспорта – 19 – 22%. Среди причин травматизма с летальным исходом более половины (57 – 64%) приходится на причины организационные (работа в состоянии алкогольного опьянения, нарушение правил безопасности движения, опрокидывание машин и т.п.) и около 13% случаев травматизма по техническим причинам. Большое число травм регистрируется при выполнении транспортных работ.
Существует классификация грузов по степени опасности (семь групп) - малоопасные грузы, горючие грузы, горючие и пылящие грузы, агрессивные жидкости, баллоны со сжатыми газами, опасные по размерам грузы, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества. По массе грузы подразделяются на три категории: до 80 кг; от 80 до 500 кг; более 500 кг. Степень опасности и категорию груза обязательно учитывают при оформлении нарядов на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ (ПРиТСР).
Безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных работ регламентируется следующими государственными стандартами: ГОСТ 12.4.011 – 89 ССБТ «Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.4.011 – 89 ССБТ «Средства защиты работающих», ГОСТ 12.3.010 – 82, ОСТ 46.3.2.114 81, ОСТ 46.3.150 – 84.
К работе на грузоподъемных машинах, управляемых с пола, допускаются лица не моложе 18 лет после прохождения обучения по специальной программе и получения удостоверение на право работы на погрузочных машинах, после проверки знания инструкций по безопасности труда и инструкции завода –
-изготовителя по монтажу и эксплуатации грузоподъемных машин, правил безопасного перемещения грузов, при отсутствии медицинских противопоказаний и прохождения аттестации и инструктажей по охране труда.
К таким работам в качестве обслуживающего и вспомогательного персонала допускаются лица имеющие удостоверения на право выполнения стропальных и такелажных работ, прошедшие инструктажи по охране труда и не имеющие медицинских противопоказаний.
На местах проведения погрузочно-разгрузочных работ должны быть схемы правильной обвязки и строповки грузов. Обеспечить их наличие обязаны руководители, ответственные за безопасное выполнение таких работ.
Грузоподъемные механизмы после монтажа подлежат проверке и регистрации в органах Госэнергонадзора, за исключением отдельных видов оборудования (краны с ручным приводом, управляемые с пола, однобалочные краны мостового типа грузоподъемностью до 50 кН, аккумуляторные и автомобильные погрузчики и др.). Разрешение на эксплуатацию грузоподъемных средств, не подлежащих регистрации, дает главный инженер хозяйства (или лицо его замещающее) на основании технического освидетельствования и актов испытаний (грузозахватных приспособлений, тормозов, тросов и т.п.). Работодатель обязан приказом назначить ответственного за безопасность эксплуатации грузоподъемных и транспортных средств, который обязан систематически контролировать их техническое состояние, соблюдать сроки их периодического освидетельствования.
В техническое освидетельствование входят следующие операции: внешний осмотр; статическое испытание нагрузкой; динамические испытания; контроль электрооборудования.
Пребывание посторонних лиц в зоне выполнения погрузочно-разгрузочных работ, а также привлечение их для выполнения таких работ запрещается.
Правила безопасности, учитывающие все специфические особенности грузоподъемного оборудования и мест выполнения таких работ, должны быть учтены в рабочей инструкции по охране труда, выдаваемой либо на руки работникам, либо вывешенной на видном месте.
На внутрихозяйственные транспортные работы выделяют, как правило, наиболее опытных водителей, а на внехозяйственные перевозки – водителей первого или второго класса (или соответствующих им категорий). Тем не менее, в хозяйствах для выполнения транспортных работ нередко используют тракторы с прицепами и тележками, а также гужевой транспорт.
Их планирование, организация и выполнение должно осуществляться в соответствии с ОСТ 46.0.141 – 83.
Погрузку, транспортировку и выгрузку животных проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009 – 76.
Транспортные технические средства в обязательном порядке комплектуют первичными средствами пожаротушения согласно требований ГОСТ 12.2.019 – 86.






