Петрозаводский государственный университет
Кольский филиал
Кафедра горного дела и обогащения
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
| По дисциплине | Процессы открытых горных работ |
| Тема: | Расчет параметров основных процессов добычи полезного ископаемого и вскрышных пород |
| 36 вариант |
| Автор: студент гр. | Шалеев Б.И. | ||||
| (шифр) | (подпись) | (Ф.И.О.) |
| Оценка: | ||
| Дата: |
Проверил
| Руководитель работы | Билин А.Л. | ||||
| (должность) | (подпись) | (Ф.И.О.) |
Апатиты
2017 г.
Таблица 1 - Исходные данные
| Название | Параметры | ||
| Извлечение вскрыши, млн. м3/год | |||
| Кварциты: | Табличное (прил. 6) | Коэффициент варианта (прил. 17) | В проекте |
| плотность, т/м3 | 3,07 | 1,1 | 3,38 |
| прочность на сжатие, МПа | 1,2 | 259,2 | |
| прочность на растяжение, МПа | |||
| Средняя отдельность в массиве, м | 0,5 | ||
| Ширина вскрышной площадки, м | |||
| Высота уступа, м | |||
| Марка бурового станка | СБШ-160 | ||
| Марка ВВ | |||
| обводненные условия | Гранитол 7а |
3. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ПОГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
Таблица 3.1 – Исходные условия для 3 главы:
| Показатель | Условное обозначение | Значение | Размерность |
| Высота уступа | Ну | м | |
| Производительность по вскрыше | Ав | млн. м3/год | |
| Тип руд | кварциты | ||
| Плотность руд | р | 3,38 | т/м3 |
3.1. Объемы выемочных работ.
3.1.1. Для вскрышных пород объемы заданы исходными условиями, т.е. Ав’ = 9 млн м3/год 3.1. Выбор марки применяемого экскаватора.
В рыхлых породах высота уступа принимается равной высоте черпания экскаватора (Нчmax). При выемке взорванных скальных пород высота развала допускается равной 1,5 Нчmax.
В нашем случае высота уступа задана.
3.2.1. Высота развала:
Нр = 1,3 Ну = 1,3 * 10 м = 13 м
В зажатых условиях 1.4 вместо 1.3.
3.2.2. Необходимая высота черпания экскаватора;
Нчmax = Нр / 1,5 = 8,7 м
3.2.3. По высоте черпания принимаем для сравнения (по приложению 12)
экскаваторы ЭКГ-10 и ЭГ-10 (табл. 3.2).
Таблица 3.2 – Основные параметры экскаваторов.
| Показатели | ||
| Марка экскаватора | ЭГ-10 | ЭКГ-10 |
– Емкость ковша, м3 | 10/8 | |
– Радиус черпания на горизонте установки экскаватора, м | 12,0 | 12.6 |
– Максимальный радиус черпания, м | 14,0 | 18.4 |
– Максимальная высота черпания, м | 14,0 | 13.5 |
– высота разгрузки, м | 11,0 | 5.7 |
– высота разгрузки при наибольшей высоте, м | - | 8,6 |
– радиус разгрузки, м | - | 15,4 |
– мощность сетевого двигателя, кВт | ||
– время цикла, сек | ||
– масса с противовесом, т | ||
– радиус поворота хвостовой части, м | 6,4 | 7,8 |
| Цэкск – Примерные цены экскаваторов (цены 2000 г.), тыс. $ |
3.3. Параметры забоя и схема маневров самосвалов в забое.
Подготовка скальных пород к выемке осуществляется буро-взрывными работами.
Выемка пород осуществляется из развала поперечными заходками. (При железнодорожном транс-
порте – продольными заходками)
3.3.1. Ширина заходки при погрузке ГП в автосамосвалы:
= 12 ÷ 14,4
для ЭГ-10и 12,6 ÷ 15,2 м для ЭКГ-10.
При продольных заходках и работе с железнодорожным транспортом ширина заходки (
) должна быть кратна ширине развала.
3.3.2 Схема работы при маятниковом движении:
а)
б)
3.4. Теоретическая (паспортная) производительность экскаватора(при повороте на 90о
и «погрузке» воздуха):
QЭт=3600*E/tц , м3/час
Для кварцита ЭГ-10 QЭ10т = 3600 * 10/24 = 1500 м3/час,
ЭКГ-10 QЭ15т = 3600*10/26 = 1385 м3/час.
3.5. Часовая (техническая) производительность:
QЭч = QЭт * kц/kп * kн/kр * kгк * kуо , м3/час
гдеkц - коэффициент цикла (1,0 при 90о, 0,9 при 135о и 0,8 при 180о);
kп – коэффициент породы (0,9 – для песчаников и песков, 1,0 – для глинистых ГП, 1,15 – для полускальных, 1,0 для хорошо и 1,4 для плохо взорванных ГП);
kн – коэффициент наполнения ковша (от 0,5 для тяжелых скальных пород до 1,1 для песка, в нашем случае для вскрышных пород kн =0.7);
kр – коэффициент разрыхления породы в ковше (от 1,1 для песка до 1,5 для плотных кварцитов, для скальных – 1,4);
kгк – коэффициент геометрии копания (1,0 – для мехлопат, работающих по принципу совковых лопат, и 1,3 – для гидравлических экскаваторов, работающих по принципу штыковых лопат);
kуо – коэффициент (учета) удлиненного оборудования мехлопат (1,0 – для базовых моделей и 1,25 – для моделей с удлиненным оборудованием).
Для кварцита:
ЭГ-10 QЭ10ч = 1500 * 0,9 / 0,9 * 0,7/1,1 * 1,3 * 1,0 = 1241 м3/час,
ЭКГ-10 QЭ15ч = 1385 * 0,9 / 0,9 * 0,7/1,1 * 1,0 * 1,0 = 881 м3/час.
3.6. Сменная производительность:
QЭсм=QЭч * Тсм * kив * kоо * kук, м3/смену.
Тсм = 8 часов – время смены,
kив – коэффициент использования рабочего времени Для средней организации работ и тупиковой схемы подачи автотранспорта kив=0,6 (табл.3.3).
Таблица 3.3 – Коэффициент использования рабочего времени экскаватора kив.
| Способ транспорта | Схема подачи | Организация работ Средняя Хорошая | |
| Железнодорожный | Сквозная | 0,7 | 0,8 |
| Тупиковая | 0,5 | 0,7 | |
| Автомобильный | Кольцевая | 0,7 | 0,8 |
| Тупиковая | 0,55 | 0,65 | |
| Конвейерный | Непрерывная | 0,75 | 0,85 |
kоо – коэффициент основных операций (0,85÷0,9), принимаем 0,85.
kук– коэффициент управления качеством руд (1,0 – для вскрыши, 0,6÷0,8 – для руд), принимаем 1,0
Для кварцита: ЭГ-10 QЭ10см=1241* 8 * 0,55 * 0,85 * 1,0= 4641 м3/смену, ЭКГ-10 QЭ8см=881 * 8 * 0,55 * 0,85 * 1,0= 3295 м3/смену.
3.7. Месячная производительность:
QЭмес = QЭсм * nсм * kтг * kсез * kтр , м3/месяц
nсм = (30-4) *3 = 78 смен - количество смен работы в месяц за вычетом взрывных дней.
kтг - коэффициент технической готовности (0,8-0,9 для нового и 0,55-0,65 для изношенного оборудования);
kсез - сезонный коэффициент (0,8 зимой и 1,0 летом, в среднем за год – 0,9);
kтр - коэффициент транспорта (1,0 - для автотранспорта, 0,9 - для конвейерного транспорта, 0,8 - для железнодорожного транспорта)
Для вскрыши: ЭГ-10 QЭ10мес = 4641 * 78 * 0,8 *0,9 * 1,0 = 260639 м3/месяц,
ЭКГ-10 QЭ15мес = 3295 * 78 * 0,8 *0,9 * 1,0 = 185044 м3/месяц.
3.8. Годовая производительность:
QЭгод= QЭмес *12 * kто
где: 12 – число месяцев работы в год.
kто – коэффициент (учета времени) технического обслуживания
(для ЭКГ-4,6 – 0,93; ЭКГ-8И – 0,9; ЭКГ-12,5 – 0,89; ЭГ-0,88).
Для вскрыши: ЭГ-10 QЭ 10 год = 260639 * 12 * 0,88 = 2752348 м3/год = 2,75 млн. м3/год ЭКГ-10 QЭ15год = 185044 * 12 * 0,89 = 1976268 м3/год = 1,98 млн. м3/год
3.9. Необходимое количество экскаваторов.
Nэкск = Агод‘/ QЭгод
Для извлечения вскрыши:
ЭГ-10 Nэкск10 =9/ 2,75 = 3,3 ≈ 4 шт., и ЭКГ-10 Nэкск15 = 9/ 1,98 = 4,5 ≈ 5 шт.
3.10. Капвложения в добычное оборудование.
Zэ = Цэ * Nэ р * К$
К$=30 руб./$ – расчетный курс доллара в 2003-2004 гг.
Для ЭГ-10 Zэ = 1,0 * 4 * 30 = 120 млн.руб.
Для ЭКГ-10 Zэ = 1,6 * 5 * 30 = 240 млн.руб.
3.11. Оценка себестоимости экскавации горной массы
Элементы расходов:
3. Амортизационные отчисления.
4. Ремонтный фонд.
5. Расходы на электроэнергию (для электрических).
6.. Расходы на топливо (для дизельных).
3.11.1. Оплата труда
При непрерывной рабочей неделе на один списочный экскаватор необходимо 5 сменных бригад (с ремонтниками). В бригаде ЭКГ - 2 рабочих: машинист – в среднем 45 тыс. руб. в месяц
и помощник – 35 тыс. руб
В бригаде ЭГ – 1 машинист – в среднем 50 тыс. руб. в месяц.
Годовые затраты

ЭГ – 10:
тыс. руб. =12 млн. руб.
ЭКГ – 15:
тыс. руб. = 24 млн. руб.
3.11.2. Социальные отчисления
,
млн. руб.
млн. руб.
3.11.3. Амортизация
Нормативный срок эксплуатации экскаваторов при непрерывной работе составляет:
– гидравлических – 7 лет;
– канатных – 10 лет.
,
млн. руб.
млн. руб.
3.11.4. Ремонт
Расходы на запасные части и ремонт составляют около 10% от стоимости экскаваторов.
,
млн. руб.
млн. руб.
3.11.5. Расходы на электроэнергию:
ZЭКГэн = Рдв. ´ Тк ´ Кив ´ Ктг ´ Кдо´Кз ´ Ц эл. ´ Nэкс
Рдв.- мощность двигателя, кВт
Тк = 365 ´ 24 = 8760 ч. - календарный фонд времени. 8.76 – тыс. ч;
Кив = 0,65 коэффициент использования календарного времени;
Ктг = 0.8 – коэффициент технической готовности в зависимости от степени изношенности
(0.85÷0.6);
Кдо = 0.85 – коэффициент (учета) дополнительных операций (для электрического, для ди-
зельного – 0.95);
Кз = 0.65 – коэффициент средней загрузки двигателя;
Ц эл. = 1.6 – цена электроэнергии, руб./кВт×ч.
Nэкс – количество экскаваторов.
ЭКГ – 10: ZЭКГэн = 630 ´ 8,76 ´ 0,65 ´ 0,8 ´ 0,85´0,65 ´ 1,6 ´ 5 = 12685 тыс.руб =
= 12,69 млн.руб
3.11.6. Расходы на дизельное топливо

qуд = 0.2 л/ кВт×ч – удельный расход дизельного топлива;
Ц ДТ = 18 руб./л – оптовая цена дизельного топлива.
3.11.7. Сводка и сопоставление эксплуатационных затрат
| ЭГ-10 | ЭКГ-10 | ||||
| Зарплата | 18,2 | 36,1 | |||
| Отчисления | 4,11 | 6,3 | 8,21 | 12,3 | |
| Амортизация | 17,14 | 26,1 | 13,5 | 20,3 | |
| Ремонт | 18,2 | 8,1 | 12,2 | ||
| Электроэнергия | - | - | 12,69 | 19,1 | |
| Диз.топливо | 20,56 | 31,2 | - | - | |
| Всего, млн. руб. | 65,81 | 100% | 66,5 | 100% | |
| Объём добычи | Млн м3 | Млн м3 | |||
| На 1 м3 | 7,31 | руб./м3 | 7,39 | руб./м3 |
3.12. Выбор марки экскаватора и выводы
По минимуму капвложений и себестоимости экскавации принимаем 4 экскаватора ЭГ-10.
Капвложения в экскаваторы составляют 120 млн. руб. Годовые эксплуатационные затраты
– 65,81 млн. руб. Себестоимость экскавации составляет 7,31 руб/ м3.
4. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ
Таблица 4.1 – Исходные условия для 4 главы:
| Показатель | Условное обозначение | Значение | Размерность |
| Извлечение вскрыши | Ав’ | млн. м3/год | |
| Тип вскрышных пород | кварциты | ||
| Плотность вскрышных пород | γв | 3,38 | т/м3 |
| Расстояние транспортирования вскрыши, км | Lв | 3,5 | км |
| Высота подъема вскрыши, м | Н тр в | м |
4.1. Объемы вывозки.
В отличие от предыдущего объемы вывозки оцениваются в тоннах:
Для вскрышных пород: Ав = Ав’ × g в = 9 ×3,38 = 30,42 млн. т/год
4.2. Обоснование типоразмера автосамосвала.
В соответствии с прочностными и технологическими качествами автосамосвалов при расстоянии транспортирования около 2,5 км оптимальное количество ковшей при загрузке машин для тяжелых пород составляет 4, а при расстоянии более 5 км возрастает до 10.
4.2.1. Вес породы в одном ковше для:
- вскрыши – gк= E * γ * kн/kр * kуо = 10*3,38 *0,7/1,4 * 1,0 = 16,9 т.
4.2.2. Оптимальная грузоподъемность а.с.
gа = (4÷10)* gк = (4 ÷ 10) * (17 ÷ 19) = 68 ÷ 190 т
4.2.3. Для сравнения принимаем БелАЗ-75131 (130 т) и Cat-789 (154 т).
Таблица 4.2 – Техническая характеристика автосамосвалов (по приложению 14):
| Ед.изм. | БелАЗ-75131 | Cat-789 | |
| Грузоподъемность, | т | ||
| Масса без груза, | т | ||
| Коэффициент тары | 0.81 | 0.87 | |
| Мощность двигателя, Рдв | кВт | ||
| Энерговооруженность | кВт/т | 5.08 | 4.65 |
| Объем кузова | |||
| геометрический | м3 | ||
| с "шапкой" | м3 | ||
| Минимальный радиус поворота | м | ||
| Примерная стоимость | тыс. $ |
4.3. Определение времени обслуживания а.с.
4.3.1. Число ковшей погрузки руды в кузов.
nк = ga/gк (округляют до 0.5)
Для вскрыши: nк55 = 130/ 17= 7,7 è nк55’ = 8,0;
nк БЕЛАЗ-75091 = 154/ 17= 9,1 è nк БЕЛАЗ-75091’ = 9,0.
4.3.2. Коэффициент использования грузоподъемности (должен находиться в приделах от 0.9 до 1.05 по условиям рационального использования шин):
kИГ = nк’ / nк
Для вскрыши: kИГ 55 = 8/7,7 = 1,04; kИГ 091 = 9/9,1 = 0,99.
4.3.3. Паспорт погрузки:
Таблица 4.3 – Паспорт погрузки для автосамосвалов.
| Показатели | E | γ | kн | kр | kуо | gк | ga | nк / nк’ | kИГ |
| Ед. изм. | м3 | т/м3 | т | т | шт. | ||||
| Вскрыша | 3,38 | 0.7 | 1.1 | 1.0 | 8/7,7 | 1,04 | |||
| 9/9,1 | 0,99 |
4.3.4. Время погрузки.
tпогр = nц * tц * kп /(kц*kгк*kук), сек
где nц – количество циклов (если nк’ = 4.5 то nц = 5), коэффициенты см. п. 3.4÷3.5.
Для вскрыши: tпогр 55 =8 * 24 * 0,9 /(0.9*1,3*1) = 148 сек;
tпогр 091 = 9* 24 * 0,9 /(0.9*1,3*1) = 167 сек.
4.3.5. Время обслуживания.
tобсл = tпогр + tз, сек
где tз – время замены автосамосвала (90 сек для тупиковой схемы маневров и 60 сек для петлевой)
Для вскрыши: tобсл 55 = 148 + 90 = 238 сек; tобсл 1200 = 167 + 90 = 257 сек.
4.4. Определение скорости и времени движения на различных участках трассы.
Общее расстояние транспортирования вскрыши составляет 3500 м. Общая высота подъема груза – 120 м.
4.4.1. Характеристика трассы
Суммарная длина автоуклонов
Lу = Нтр / 0,08 = 120 / 0,08 = 1500 м
Суммарная длина горизонтальных участков
Lг = Lтр – Lу = 3500 – 1500= 2000 м
Разбиваем длины на несколько участков (табл. 4.4 и 4.5, рис. 4.1 и 4.2).
Таблица 4.5 – Характеристика породной трассы
| Участки | ||||||||||
| Уклоны | ||||||||||
| Расстояние, м | ||||||||||
| Высота подъема, м | ||||||||||
| Типы дорог | Призабойные | Основные | Отвальные | |||||||
| Основное сопротивление движению |

4.4.2. Динамическая характеристика автосамосвалов υ = f (ωΣ ) (рис. 4.3) на j-м элементе трассы рассчитывается по формуле расчета устоявшейся скорости
υj = ( 3.6 * Рдв * ηом * ηт) / (Ма * g * ωпj), км/час
где Рдв – мощность двигателя; ηом – коэффициент отбора мощности двигателя (0.7);
ηт – КПД трансмиссии (0.88); Ма – масса автомобиля с грузом, т (для расчета динамической характеристики Ма = Мт+Gа, для расчета скорости Ма = Мт+ nк’ *gк); g = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения для Земли); ωΣ – общее сопротивление движению, доли ед.
4.4.2. Определение скоростей и времени движения а.с. на участках

Полное сопротивление
ωпj = ij + ωоj + ωвj, Н/кН
Сопротивление воздушной среды ωв учитывается при скоростях движения больше 15 км/ч. (табл. 4.6).
Таблица 4.6 – Учет удельного сопротивления воздушной среды.
| υгр I, км/час | ||||
| ωп, Н/кН | 0,1 | 1,3 | 3,5 |
Расчет скорости υгр i осуществляем (табл. 4.7 и 4.8) по формуле пп. 4.4.2. сначала без уче-
та, а затем, если необходимо, – с учетом сопротивления воздушной среды. Скорость в забое и на
отвале ограничивается 15 км/ч. На коротких (<100 м) горизонтальных вставках и виражах на
подъем скорость не меняется. Порожняком на горизонтали ограничивается 40 км/ч, на спуск – 30
км/ч, развороты – 20 км/ч.
Время движения по j-м элементам трассы
tj = Lj * 3.6 / υj ,.сек
Таблица 4.7– Расчет времени движения на элементах вскрышной трассы
| j | Lj, м | ij, ‰ | ωоj, Н/кН | ωвj, Н/кН | ωпj, Н/кН | БелАЗ-75131 | CAT789 | ||||||
| υгр j, км/ч | tгр j, сек. | υпор j, км/ч | tпор j, сек. | υгр j, км/ч | tгр j, сек. | υпор j, км/ч | tпор j, сек. | ||||||
| 1,3 | 51,3 | ||||||||||||
| 1,3 | 51,3 | ||||||||||||
| 1,3 | 81,3 | ||||||||||||
| Всего |
Общее время движения на рудной трассе:
- а.с. БелАЗ-75131: груженого – 884 секунды и порожнего – 576;
- а.с. CAT789: груженого – 902 секунды и порожнего – 576.
4.5. Время рейса
tр = tобсл + tгр + tпор + tразгр + tдоп
где: tразгр – время разгрузки с учетом маневров у пункта разгрузки (60 сек. для а.с. грузоподъемностью до 100 т и 90 сек. с Gа > 100 т); tдоп – дополнительное время задержек и маневров во время рейса, зависит от плеча откатки и схемы проезда (для автосамосвалов – 60÷120 секунд, для автопоездов 60÷180 секунд, для дизель-троллейвозов – 120÷180 секунд).
Для вскрыши:.
- а.с. БелАЗ-75131 tр 55 = 238+ 884 + 576 + 90 + 90 = 1878 сек = 31.3 мин;
- а.с. CAT789 tр 091 = 257 + 902 + 576 + 90 + 90 = 1915 сек = 31.9 мин.
4.6. Среднетехнические скорости
Для вскрыши:.
- а.с. БелАЗ-75131 υср 145 =2* LΣ *3.6 / tр = 2*3500 * 3.6 / 1878 = 13.4 км/ч;
- а.с. CAT789 υср 1200 = 7000 * 3.6 / 1915 = 13.2 км/ч.
4.7. Количество автосамосвалов в экскаваторно-автомобильном комплексе (ЭАКе).
n А эак = tр / tобсл
(округляем, преимущественно, в меньшую сторону)
Для вскрыши:.
- а.с. БелАЗ-75131 n А эак = 1878/ 238 = 7.9 => 8 а.с.;
- а.с. CAT789 n А эак = 1915 / 257 = 7.5 => 7 а.с..
4.8. Возможная сменная производительность а.с.
4.8.1. Количество рейсов в смену
n Р см = 60 * Тсм *Ки / t р
(округляем, преимущественно, в меньшую сторону)
где: Тсм = 8 ч – время смены; Ки – коэффициент использование а.с. в течение смены (для БелАЗов с Ga < 60 т – 0.75; от 60 до 100 т – 0.8; >100 т – 0.85; для зарубежных а.с. с Ga< 100 т – 0.85; >100 т – 0.9).
Для вскрыши:.
- а.с. БелАЗ-75131 n Р см = 60 * 8 *0.85 / 31.3 = 13.04 => 13 рейсов;
- а.с. CAT789 n Р см = 60 * 8 *0.9 / 31.9 = 13.5 => 13 рейсов.
4.8.2. Производительность автосамосвала
QАС см = Ga * Киг * n Р см, т
где: Киг – Коэффициент использования грузоподъемности (см. пп. 4.2.2).
Для вскрыши: - а.с. БелАЗ-75131 QАС см = 130 * 1.04 * 13 = 1757 т/см;
- а.с. CAT789 QАС см = 154 * 0.99 * 13 = 1982 т/см.
4.9. Расчет парка автосамосвалов
4.9.1. Средняя сменная производительность карьера
QК см = АГ *
* Кн / n см / n дн, т/см
где: АГ – годовая производительность, млн. м3;
– плотность пород, т/м3; Кн = 1.15 – коэффициент неравномерности горных работ; nсм = 3 – количество рабочих смен в сутках; nдн = 340 – количество рабочих дней в году при непрерывной работе карьера для северных условий.
Для вскрыши: QК В см = 9000000 * 3,38* 1.15 / 3 / 340 = 34297 т/см.
4.9.2. Рабочий парк
NА р(в) = QК В см / QАС см, а.с.
Для вскрыши: - а.с. БелАЗ-75131 N А в =34297 / 1757 = 19.5;
- а.с. CAT789 N А в =34297/ 1982 = 17.3.
4.9.2. Инвентарный парк
NА и = NА в / kТГ, а.с.
(округляем, преимущественно, в большую сторону)
где: kТГ – коэффициент технической готовности а.с. (для БелАЗов с Ga < 60 т – 0.7; от 60 до 100 т – 0.75; от 100 до 140 т – 0.8; >140 т – 0.85; для зарубежных а.с. с Ga< 140 т – 0.85; >140 т – 0.9).
Для: - а.с. БелАЗ-75131 NА и =19.5 /0,8 = 24.4 => 25 а.с.;
- а.с. CAT789 NА и = 17.3/ 0,9 = 19,2 => 20 а.с..
4.10. Транспортный расчет выполняется для автосамосвала БелАЗ-75131 и CAT789.
4.10.1. Средняя годовая производительность:
Для БелАЗ-75131: QАС год = (Ав *
в ) / NА и = (9* 3,38) / 25 = 1.217 млн. т/год.
Для CAT789: QАС год = (Ав *
в ) / NА и = (9* 3,38) / 20 = 1.521 млн. т/год.
4.10.2. Средняя транспортная работа автосамосвала:
QАтр = (Ав *
в * Lв) / NА и = (9 *3,38*3,5) / 25 = 4.259 млн. т*км/год.
QАтр = (Ав *
в * Lв) / NА и = (9 *3,38*3,5) / 20 = 5.324 млн. т*км/год.
4.10.3. Средний годовой пробег а.с.
Lгод = QАтр / (GА * kИП) = 4259 / (130 * 0.48) = 68.3 тыс. км,
Lгод = QАтр / (GА * kИП) = 5324 / (154 * 0.48) = 72.02 тыс. км,
где kИП = 0.48÷0.49 – коэффициент использования пробега.
4.11. Капвложения в автотранспорт
Zас = n АС и * Ц ас * К$, млн. руб,
Где К$ = 30 руб./$ – расчетный курс доллара в 2003-2004 гг.
Для: - а.с. БелАЗ-75131 Zас = 25 * 0.7 * 30 = 525 млн. руб.;
- а.с. CAT789 Zас = 20 * 1.5 * 30 = 900 млн. руб.
4.12. Оценка себестоимости транспортирования горной массы
Себестоимость транспортирования, в соответствии с экономическим содержанием расходов, подразделяют на несколько основных элементов:
2) Социальные начисления на зарплату
4) Износ шин
5) Затраты на запасные части и ремонт
6) Расходы на горюче-смазочные материалы
4.12.1. Оплата труда
Расчет ведется по инвентарному парку, т.е. в нем учтено количество и зарплата ремонтни-
ков. На одну единицу парка приходится 5 водителей. В расчете учитывается средняя общая за-
работная плата в размере 50 тыс. руб. в месяц (ЗПмес).
Годовой фонд заработной платы водителей и ремонтников составляет:
Сзп =12*ЗПм*Nи*5 =12*50*25*5=75000 тыс. руб. =75 млн. руб.
Сзп =12*ЗПм*Nи*5 =12*50*20*5=60000 тыс. руб. =60 млн. руб.
4.12.2. Социальные отчисления
Совокупные социальные отчисления, объединяющие налоги в «Фонд социального страхо-
вания», в «Пенсионный фонд» и в «Фонд медицинского страхования», составляют 34.2%
Сзп =0,342*Сзп = 0,342*75=25.65 млн. руб.
Сзп =0,342*Сзп = 0,342*60=20.52 млн. руб.
4.12.3. Амортизация
Списание автосамосвала осуществляется по ставке пробега исходя из общего пробега.
(350 тыс. км – для БелАЗов грузоподъемностью до 75 т, 500 – для БелАЗов более 90 т, 700 – для зарубежных)
Сам= ∙Zас∙* Lгод/350=525*68.3/500 = 71.72 млн. руб
Сам= ∙Zас∙* С$ * Nи * Lгод/350=900*72.02/700 = 92.60 млн. руб
4.12.4. Затраты на запасные части составляют около 10% от стоимости автосамосвала
Сам= ∙Zас∙* 0,1 =525*0,1=52500 тыс. руб = 52.5 млн. руб
Сам= ∙Zас∙* 0,1 =900*0,1=90000 тыс. руб = 90 млн. руб
4.12.5. Отчисления на износ шин (Сш), как правило, считают отдельно от общих затрат на запасные части, вследствие дороговизны колёс и их относительно небольшого срока службы, составляющего 60 тыс. км., учитывая, что для автосамосвала требуется 6 шин.
СШ = Lг/60 *6 * ZШ * Nи = 68.3/60 *6* 300 *25 = 51.23 млн. руб
СШ = Lг/60 *6 * ZШ * Nи = 62,5/60 *6* 380 *20 = 47.5 млн. руб

Рис. 4.4 – Зависимость стоимости шин от грузоподъемности (2010 г.)
4.12.6. Расходы на дизельное топливо (СТ).
Расход дизельного топлива на рейс:
, л/рейс (2.4),
где
- коэффициент тары (отношение веса машины с топливом(q) к грузоподъемности); LТР = 3,5 км – среднее расстояние транспортирования; Н = 120 м – средняявысота подъема руды;
= 0,035 Н/кН – удельное сопротивление дорожного покрытия (0,025-0,035 Н/кН) – для временных призабойных дорог – 0,06 Н/км; Ga - грузоподъемность автосамосвала.
qтопл = 0,78 * [(1.04+2*0,81) * (0,035 * 3,5+120/1000)] * 130= 66 л/рейс
qтопл = 0,78 * [(0.99+2*0,87) * (0,035 * 3,5+120/1000)] * 154= 80 л/рейс
Расход дизельного топлива на км:
, л/рейс,
Км=1.15 – коэффициент, учитывающий маневры и работу двигателей в гаражах
Кз = 1.15 зимний коэффициент, 1,1 – в среднем за год для северных условий.
qуд = 66 / 3,5 * 1,15*1,1 = 24 л/км
qуд = 80 / 3.5 * 1,15*1,1 = 29 л/км
Годовой расход дизельного топлива:
, л/год,
qГОД = 24*68300* 25 = 40980000 л
qГОД = 29*72020* 20 = 41771600 л
При оптовой стоимости (2010 г.) 1 литра дизельного топлива Ст, = 24 руб./литр годовые затраты:
СТ= qГОД *∙Ст =40980000* 24 = 983.52 млн. руб
СТ= qГОД *∙Ст =41771600* 24 = 1003 млн. руб
4.12.7 сводка затрат
| БелАЗ-75131 | Cat789 | ||||
| № | млн. руб. | % | млн. руб. | % | |
| Оплата труда | 5.9 | 4,6 | |||
| Отчисления | 25.65 | 20.52 | 1,7 | ||
| Амортизация | 71.72 | 5,7 | 92.6 | ||
| Ремонт | 52.5 | 4,2 | 6,9 | ||
| Шины | 51.23 | 4,1 | 47.5 | 3,6 | |
| Дизельное топливо | 983.52 | 78,1 | 76,4 | ||
| Всего затрат | 1259.62 | 1313.62 | |||
| Количество самосвалов | шт | шт | |||
| Затраты на одну машину | 50.39 | млн. руб. | 65.68 | млн. руб. | |
| Удельная транспортная работа | 4.259 | млн. т*км/АС | 5.324 | млн. т*км/АС | |
| Себестоимость грузоперевозок | 11.83 | руб./т*км | 12.34 | руб./т*км |
4.12.8. Себестоимость вывозки
Стр 131 = Z Σ / (NА и × QАтр) = 1259.62 / (25× 4.259) = 11.83 руб./т×км;
Стр 1200 = 1271 / (20 × 5.324) =11.94 руб./т×км.
4.13. Выбор самосвала
По капвложениям (525 и 900 млн. руб) эффективней приобретение 25 единиц автосамосвалов БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 т.
4.14. Определение пропускной способности главной дороги
4.14.1. Грузонапряженность дороги определяется из условия сосредоточения всего транспортного потока на одном автоуклоне системы автосъездов:
nгр = NА и * 60 / tр, а.с./ч = 25 * 60 / 31.3 = 47.9 а.с./ч.
4.14.2. Пропускная способность
nпр = 1000 * υгр min / (kНП * Lбез), а.с./ч =
= 1000 * 11 / (1.25* 50) = 176 а.с./ч,
где kНП = 1.25 – коэф. неравномерности потока; Lбез = 50 м – безопасное расстояние между самосвалами с учетом их длины.
4.14.3. Коэффициент запаса пропускной способности
kз.п.с. = n пр / n гр ≥ 2.
kз.п.с. = 176 / 47.9 = 3.7
По мере углубки карьера необходимое количество автосамосвалов увеличивается, что по-
степенно снижает коэффициент запаса пропускной способности автодорог.
В нашем расчете для автосамосвалов БелАЗ-75131 коэффициент запаса пропускной спо-
собности больше 2 – нет необходимости предусматривать разделение грузопотока или применение трехполосной автомобильной дороги на магистральном выезде из карьера.
На действующих карьерах (чаще всего) рудные и породные грузопотоки разделены изна-
чально, а иногда и породный имеет два потока на разные отвалы. В этих случаях грузонапряжен-
ность считается по части грузопотока.
4.15. Технологический расчет
4.15.1. Минимальное количество работающих экскаваторов для выполнения средней сменной программы
Nэкск раб = QК см / (
* QЭсм), экск.
QЭсм – сменная производительность экскаватора, м3/смену (см. п. 3.6).
Для вскрыши:. Nэкск раб = 34,297 * 103 / (3,38 * 4641) = 2,2 экск.
4.15.2. Сопоставление количества экскаваторов и автосамосвалов в ЭАКе, сменных и годовых объемах добычи (табл. 4.9).
Таблица 4.9 – Соотношения автосамосвалов и экскаваторов
| ЭАК | За смену | За год | |
| Для вскрыши | |||
| Экскаваторов | 2,2 | ||
| Автосамосвалов | 19,5 | ||
| Отношение АС к экск. | 8,9 | 6,25 |
Таблица 4.10 – Необходимое количество автосамосвалов на линии в зависимости от количества
экскаваторов в работе.
| Для руды | |||
| Количество экскаваторов на погрузке | |||
| Выпуск самосвалов на линию |
4.16. Выводы по автотранспорту
В соответствии с расчетом по себестоимости для вывозки горной массы рациональней яв-
ляется приобретение 25 единиц автосамосвалов БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 т.
Капвложения в автосамосвалы – 525 млн. руб. Годовые эксплуатационные затраты – 1259,62
млн. руб. Себестоимость вывозки составляет 11,83 руб/ т×км.
1. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ БУРОВЫХ РАБОТ
Таблица 1.1 – Исходные условия для 1 главы:
| Показатель | Условное обозначение | Значение | Размерность |
| Извлечение вскрыши | Ав’ | млн. м3/год | |
| Тип вскрышных пород | Кварциты | ||
| Прочность пород на сжатие | σсж п | 259,2 | МПа |
| Прочность пород на растяжение | σр п | 7,0 | МПа |
| Плотность пород | п | 3,38 | т/м3 |
| Марка бурового станка | СБШ-160 |
Исходные прочностные свойства ГП определяются испытаниями образцов или берутся из справочников или кадастров физико-механических свойств пород. При этом 1600кГс/см2 = 160МПа.
1.1. Объемы буровых и взрывных работ.
1.1.1. Для вскрышных пород объемы заданы исходными условиями, т.е. Ав’ = 9 млн. м3/год.
1.2. Определение прочности ГП при сдвиге.
По известным прочностям горных пород (ГП) при сжатии и растяжении σсдв определяем с помощью кругов Мора (рис. 1.1):
Для кварцитов σсдв = 21 МПа.

Рисунок 1.1 – Круги Мора для кварцитов
Определение относительного показателя трудности бурения, категории и класса буримости

для кварцитов:
21,98.
Кварциты относятся к V классу, 22 категории, исключительно труднобуримые ГП
Табл.1.2 Классификация ГП по трудности бурения
| Показатель буримости, Пб | Класс ГП | Наименование класса | Категории |
| 1-5 | I | легкобуримыё | 1÷5 |
| 5,1 - 10 | II | средней трудности бурения | 6÷10 |
| 10,1 – 15 | III | труднобуримые | 11÷15 |
| 15,1 – 20 | IV | весьма труднобуримые | 16÷20 |
| 20,1 – 25 | V | исключительно труднобуримые | 21÷25 |
1.4. Крепость пород по Протодьяконову первоначально определялась по простейшей формуле
f = σсж / 10
Однако, после уточнения методики измерения прочностных свойств пород, для пород с
σсж > 75 МПа, для приближения прочностных свойств к табличным значениям М.М. Протодьяконова применяют формулу Барона
_________
f = σсж / 30 + Ö σсж / 3
Для кварцитыов: ______
f = 259,2 / 30 + Ö 259,2 / 3 = 8,64 + 9,30 = 17,94» 18
1.5 Характеристика применяемого станка
Таблица 1.3 – Техническая характеристика станка (приложение 7).
| Тип станка | СБШ – 160 |
| Диаметры долот, мм | 151, 161 |
| Глубина бурения, м | |
| Угол наклона скважин от вертикали, градусов | 0, 15, 30 |
| Рациональные прочности пород по Протодъяконову, f | |
| Вес станка, т | |
| Максимальное усилие подачи, кН | |
Скорость вращения бурового става, | 0-150 |
| Установленная мощность, кВт | |
| Экипаж, чел. | |
| Примерная цена (2000 г.), тыс.$ |
1.6 Обоснование диаметра долота
1.6.2. При применении упрощенной формулы оптимального диаметра
dд о = Кк * dк
где: Кк – коэффициент (кондиционного) куска, равный 0.1; 0.2; 0.3, соответственно, для
весьма трудно-, трудно-, и средней трудности взрываемых пород (см. п. 2.1);
dк – размер кондиционного куска (1500 мм для пород и 1200 мм для руд).
Таким образом, оптимальный диаметр
для кварцитов: d д о = 0,1 * 1500 = 150 мм.
Исходя из паспортных диаметров долот станков для сравнения принимаем:
d д = 151 мм и 161 мм
р
– Емкость ковша, м3
– Радиус черпания на горизонте установки экскаватора, м
– Максимальный радиус черпания, м
– Максимальная высота черпания, м
– высота разгрузки, м
– высота разгрузки при наибольшей высоте, м
– радиус разгрузки, м
– мощность сетевого двигателя, кВт
– время цикла, сек
– масса с противовесом, т
– радиус поворота хвостовой части, м






