Тема 13. Повторение в обучении истории

 

План

1. Основные виды повторения

2. Методика организации повторения на уроке истории

 Роль повторения в усвоении знаний исключительно велика: повторение позволяет закрепить в памяти учащихся основные факты, понятия, идеи, их взаимосвязь и взаимообусловленность; систематизировать знания учащихся, расширять и углублять их; выработать у учащихся умение применять ранее усвоенные знания, использовать их в качестве инструмента познания.

Основные виды повторения:

1. первичное (закрепление)

2. текущее

3. результативное (обобщающее)

4. передэкзаменационное.

Первичное повторение происходит сразу же после изучения нового материала на уроке. Оно призвано зафиксировать внимание учащихся на важных фактах, понятиях, теоретических выводах, которые были сделаны на уроке. Выделяют 2 вида первичного повторения: сопровождающее повторение (после рассмотрения каждого из пунктов плана изучения нового материала, учитель проводит беседу, в которой обращает внимание детей на главное в только что услышанном, затем идет изучение следующего пункта плана урока и снова проводится беседа; последующее повторение (оно проводится сразу после изучения нового материала в виде развернутой беседы, обобщения учителем, записи терминов, понятий, работы с учебником, картами, иллюстрациями, документами).

Первичное повторение является обязательным в 5-8 классах, т.к. учащиеся не могут самостоятельно выделить главное. В 9-11 классах первичное повторение является факультативным, его можно проводить, можно не проводить. Однако в конце урока учитель проводит обобщение. Текущее повторение - это повторение по связи ранее пройденного с изучаемым на уроке материалом. Это основной вид повторения, он должен присутствовать на каждом из этапов урока. Его основная цель: систематизация изучаемых знаний, установление связи по линии изучаемых фактов, понятий, закономерностей.

Обобщающее повторение. Целью такого вида повторения является обобщение знаний, полученных учениками при изучении определенного раздела, темы в курсе истории. Как правило, оно проводится на специальных уроках повторения и обобщения. Важно осуществлять этот вид повторения в системе. На результативных уроках обращается внимание на проблемы, которые оказываются наиболее сложными для усвоения учениками. В старших классах результативный урок можно проводить как семинар, игру, дискуссию. Необходимо помнить, что обобщающий урок - это не урок проверки знаний, поэтому организовывать его в форме конкретной работы, фронтального опроса нельзя!

Передэкзаменационное повторение проводится в выпускных классах. Его основной целью является подготовка учащихся к экзамену по истории. Передэкзаменационное повторение можно провести в виде обобщающих лекций на основе главных проблем. Передэкзаменационное повторение сочетается с консультативными и индивидуальными занятиями перед экзаменом.

 

Список литературы

1. Багдановіч, І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе / І.І Багдановіч. – Мінск: БДПУ, 2009.

2. Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М., 1999.

3. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории в 2 ч. Ч. 2 / А.Т. Степанищев. - М.: Владос, 2002.

4. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. - М.: Владос, 2000.

 

Тема 14. Использование современных технологий обучения истории

 

План

1. Понятие «технология»

2. Отличия технологии и методики обучения

3. Функции технологии

4. Методика использования в обучении истории современных технологий

 

Этимология слова «технология» (от греческого «техне» – мастерство, искусство, «логос» – наука). В современном понимании технология – это совокупность знаний о способах осуществления производственных процессов, гарантирующих получение определенного результата. Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940–1950-х гг. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических средств и программированного обучения. Педагогическая технология – это совокупность способов (методов, приемов, операций) педагогического взаимодействия, создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определенный результат этого развития.

Необходимо отметить, что с одной стороны понятия «методика» и «педагогическая технология» в некотором роде синонимичны, хотя между ними существуют и различия. Так, методика изучает разнообразные методы обучения и воспитания, не выстраивая из них определенные логические цепочки. Технология же всегда предполагает логику, последовательность педагогических методов и приемов, совместных действий учителя и ученика, которые дают конкретный результат. Таким образом, технология отличается от методики своей алгоритмичностью, которая допускает творчество педагога и воспитанника.

Владение педагогическими технологиями является компонентом готовности педагога к профессиональной деятельности. Прежде чем использовать тот или иной технологический прием, педагог соотносит его со своей педагогической типологией, профессиональной «Я-концепцией», «окрашивает» своей индивидуальностью, отвечает на вопросы: «зачем я буду использовать это прием?», «Что дает его использование?».

В педагогическом процессе технология выполняет ряд функций.

Организационно-деятельностная функция предполагает: организацию деятельности педагога, организацию педагогом деятельности ученика (создание условий), взаимоорганизацию педагогом и учеником совместной деятельности, организацию учеником своей деятельности.

Проектировочная (прогностическая) функция отражает: предвидение участниками педагогического процесса его возможных результатов, моделирование педагогического взаимодействия, прогноз уровня развития ученика и педагога в процессе реализации педагогической технологии.

Коммуникативная функция предполагает: коммуникативную деятельность педагогов и родителей – участников педагогического процесса, обмен информацией между учителем и учеником, создание условий взаимопонимания педагога и воспитанника.

Рефлексивная функция обеспечивает: осознание педагогом и учеником себя в сложившейся педагогической ситуации, оценку объективности результата педагогического взаимодействия, осмысление и освоение опыта взаимодействия, фиксирование состояния и причин развития.

Развивающая функция заключается: в создании условий развития ученика и педагога, в обеспечении средствами саморазвития учителя и учащихся.

Классифицируя существующие педагогические технологии выделяют макротехнологии, определяющие философию, стратегию педагогического процесса, и микротехнологии – конкретные приемы, тактику педагогического взаимодействия. Примерами макротехнологий являются: коллективная творческая деятельность (КТД), развивающее обучение, развитие экологической культуры. К микротехнологиям относятся: игра-путешествие, пресс-бой, защита фантастических проектов, викторина, пресс-конференция, метаплан.

Процесс работы педагога с технологиями имеет определенную последовательность:

- знакомство с ними на этапе изучения;

- применение, адаптация на этапе практики;

- осмысление и внесение собственных элементов;

- формирование собственной, индивидуальной технологии.

В отечественной и зарубежной практике существует множество педагогических технологий, и потому педагогу необходимо тщательно их отбирать для использования в педагогическом процессе. Среди требований, предъявляемых к педагогическим технологиям, называют, во-первых: соответствие половозврастным особенностям участников педагогического процесса, специфике педагогической ситуации, индивидуальным интересам и потребностям учащихся, поставленным целям и задачам развития участников педагогического процесса, содержанию педагогического процесса (обучения и воспитания), принципам организации и осуществления педагогического процесса, уровню развития учащихся. Во-вторых, сообразность индивидуальности педагога, деятельный подход (педагогические технологии, используемые в педагогическом процессе, направлены, прежде всего, на организацию деятельности ученика), культуросообразность (соответствие педагогических технологий сложившейся социокультурной ситуации, времени). В-третьих, высокий развивающий потенциал, гармония с другими педагогическим средствами (содержанием, методами и приемами, общением, деятельностью), возможности творческого преобразования.

Педагогу, чтобы обеспечить высокую эффективность использования педагогических технологий, необходимо выполнять следующие условия: иметь достаточно полное описание технологии, обладать необходимыми дидактическими средствами для реализации технологии, иметь высокий уровень владения педагогом педагогической техникой, педагогическими методами и приемами. Систематично ее использовать, должно присутствовать разнообразие, последовательная смена различных видов технологий, используемых в педагогическом процессе, рефлексия реализованных педагогических технологий.

Подробное описание педагогических технологий приводится во вспомогательном разделе (см. рубрику «Банк данных современных педагогических технологий»).

Список литературы

1. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик; под ред. Е.Ф. Сивашинской. - Минск: Экоперспектива, 2010.

Теоретический раздел. Конспект лекций

2. Комлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С. Комлев. - Минск: Университетское, 2000.

3. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. - М.: Знание, 1991.

4. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.:МГУ, 2003.

5. Педагогические игры / Сост. О.А. Минич, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-Принт, 2005.

6. Кашлев, С.С. Современные технологии обучения / С.С. Кашлев. - Минск: Университетское, 2000.

7. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. - Минск: Белорусский верасень, 2005.

8. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. - Минск: Тетра-Системс, 2011.

9. Калинкина, Е.Г. Дебаты на уроках истории / Е.Г. Калинкина. - М.: РОССПЭН, 2002.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: