double arrow

Тема 15. Методика использования информационных технологий в обучении истории

 

План

1. Современные информационные технологии в образовании

2. Виды ЭСО и педагогическая целесообразность их использования на учебных занятиях

3. Образовательные ресурсы Internet. Типология ресурсов

 Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие

всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов. В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:

· Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

· Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;

· Индивидуализация работы самого учителя;

· Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

· Усиление мотивации к обучению;

· Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

· Обеспечение гибкости процесса обучения.

Электронное средство обучения - программно-методическое обеспечение для использования учащимися в образовательном процессе по конкретному предмету на всех этапах образовательного процесса.

Классификация электронных средств обучения:

§ Электронное издание – «оцифрованный текст»;

§ Электронный учебник – «оцифрованный учебник», содержит кроме текста, графических или видео изображений материалы для организации обучения (набор упражнений и заданий для формирования учебных умений и навыков);

§ программное средство учебного назначения;

§ электронный образовательный ресурс.

Программные средства по функциональному назначению подразделяются:

§ диагностические, тестовые программы;

§ инструментальные программные средства (ИПС);

§ предметно-ориентированные программные среды;

§ ПС, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры;

§ ПС, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента;

§ управляющие ПС;

§ учебные среды программирования;

§ ПС, обеспечивающие выполнение некоторых функций преподавателя;

§ ПС, предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства;

§ сервисные программные средства, обеспечивающие комфортность работы пользователя;

§ игровые ПС.

Программные средств по методическому назначению подразделятся:

§ обучающие программные средства;

§ программные средства (системы) - тренажеры;

§ контролирующие программные средства;

Теоретический раздел. Конспект лекций

§ информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства;

§ имитационные программные средства;

§ моделирующие программные средства;

§ демонстрационные программные средства;

§ учебно-игровые программные средства;

§ досуговые программные средства.

К основным преимуществам электронных образовательных ресурсов относятся: отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов - интерактива, мультимедиа, моделирования сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях; возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося; неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.

Возможности использования электронных образовательных ресурсов: использование информации, размещенной на учебных и научных Web-сайтах для подготовки учебно-методических материалов, рефератов, проектных работ; возможность online коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания; создание Web-сайта учебного курса и размещение его во всемирной паутине (дистанционное обучение); размещение личных Web-сайтов преподавателей и учащихся, создание и участие в Интернет-проектах.

Основные преимущества и дидактические возможности электронных средств обучения. Применение электронных средств обучения в учебном процессе позволяет:

§ индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

§ расширить возможности контроля с обратной связью и диагностикой;

§ осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;

§ осуществлять самоподготовку и тренаж;

§ моделировать реальные процессы;

§ улучшать наглядность;

§ усиливать мотивацию обучения.

Среди различных средств обучения, которые применяются в настоящее время в образовательных учреждениях, особого внимания заслуживают электронные интерактивные доски. Основное назначение такой доски – отображение графических и текстовых файлов, а также видеоматериалов, работа с ними, ведение электронного протокола урока или лекции. Подобное оборудование может использовать в своей работе различные виды актуального программного обеспечения. Преимущества, которые несут с собой интерактивные доски для школы, очевидны и несомненны. Ведь с их помощью можно не только привлечь и удержать внимание к изучаемому материалу. Но еще и задействовать различные каналы восприятия – как зрительное, так и слуховое, и кинестетическое. А информация, которая поступает сразу по нескольким каналам, легче усваивается и надолго остается в памяти.

Управление информацией, которая представлена на такой доске, осуществляется стилусом, выполняющим на ее экране такую же функцию, какую на компьютерном дисплее выполняет мышь. На поверхности интерактивной доски можно выполнять любые операции с файлами: открывать их, перемещать, редактировать, вносить пометки к тексту, представленному на доске, заполнять подготовленные шаблоны. Все пометки затем могут сохраняться в памяти компьютера, и с этими файлами в дальнейшем можно работать, как и с любыми компьютерными документами.

Благодаря тому, что электронная доска позволяет не просто воспроизводить компьютерные файлы, а управлять ими, возможности учителя и учеников на уроке значительно расширяются. Дети сами могут становиться непосредственными участниками изложения материала, что позволяет удерживать их интерес в течение всего урока. Неудивительно, что использование интерактивной доски многие считают для современной школы не роскошью, а настоятельной необходимостью. Ведь подобное оборудование позволяет усовершенствовать обучение практически любому предмету.

Установка интерактивного оборудования не представляет большой сложности. Доска размещается в том же месте, где традиционно находится и обычная классная доска. Она фиксируется на стене с помощью надежных креплений, при необходимости, доска может также быть установлена на стойке. Источником изображения является компьютер или проектор. Писать на доске можно цветным маркером, а управлять файлами с помощью стилуса или, для определенных моделей, пальца. Цена на интерактивные доски зависит, в первую очередь, от того, на основе какой технологии модель была создана. В зависимости от этого, в настоящее время различают несколько видов подобного оборудования: электромагнитные, ультразвуковые, инфракрасные, сенсорные доски. Среди этого многообразия можно легко выбрать доску, оптимально подходящую для решения любых образовательных задач.

Интернет-ресурс – набор логически законченной, структурированной информации, предоставляемой посредством сети Интернет. Источником информационно-образовательных ресурсов для школ могут быть порталы (сайты) вузов. Большая категория образовательных Интернет-ресурсов - сайты учреждений общего среднего образования. Как правило, это ресурс, отражающий структуру образовательного учреждения и ряд информационных разделов об истории школы, преподавателях, новости и др. В большинстве случаев эти ресурсы состоят из набора гипертекстовых документов, не содержат интерактивных элементов, просты по своей структуре. Материалы для данных ресурсов готовятся и обновляются нерегулярно, данные ресурсы не являются средством информационной или методической работы в школе. Чаще всего такие сайты результат освоения кем-то из сотрудников навыков Web-технологий, указания вышестоящего руководства или необходимости формального представления адреса сайта для участия в программах различного уровня, конкурсах и т.п.

Существуют различные классификации образовательных ресурсов:

Ресурс для самостоятельной работы учащихся. Требования, предъявляемые к ресурсам этой категории: простота изложения, учитывающая возрастные особенности контингента; высокая наглядность; соответствие программе обучения; наличие системы контроля знаний, позволяющей учащемуся правильно оценить результаты обучения и получить рекомендации по организации дальнейших занятий.

Ресурс для подготовки учителя к уроку. В данной категории можно выделить еще две подкатегории: ресурсы для подбора наглядных материалов и методические ресурсы. Основными требованиями к данному виду ресурсов являются достоверность содержащейся в нем информации и избыточность.

Ресурс для самообразования учителя. К данной категории ресурсов следует отнести различные сайты дистанционного обучения, а также сайты институтов и обществ.

Ресурс для организации практической работы на уроке. Сюда относятся ресурсы позволяющие использовать интернет и мультимедиа технологии для проведения виртуальных экспериментов, лабораторных работ.

Ресурс для организации внеурочной работы по предмету. Это сайты, на которых присутствуют различные интерактивные викторины, конкурсы, размещены материалы по организации интересных опытов.

При выборе Интернет-ресурсов старайтесь опираться на официальные источники – источники официальных организаций и проектов, источники, где при каталогизации работают эксперты, источники, о которых пишут. Подбирая ресурс, посмотрите на его соответствие официальной программе обучения, на компетентность автора. Формируйте копилку необходимых вам ресурсов в своей компьютерной сети. При использовании неофициальных источников не надейтесь, что при обращении следующий раз ресурс будет находиться в том же месте сети. Масса факторов, которые могут на это повлиять: отсутствие Интернет-связи в нужный момент, закрытие, перенос

или переименование источника, изменение структуры ресурса. При использовании и цитировании Интернет ресурсов соблюдайте закон об авторских правах. Обращайте внимание на специальные сообщения об условиях распространения ресурса, знаки ©.

 

Список литературы

Теоретический раздел. Конспект лекций

1. Кравченя, Э.М. Средства обучения в педагогическом образовании / Э.М. Кравченя. – Минск: БГПУ, 2004.

2. Новик, И.А. Компьютер как средство обучения. Практикум / И.А. Новик. – Минск: БГПУ, 1996.

3. Потапенко, Н.И. Электронные средства обучения: методические рекомендации / Н.И. Потапенко. – Минск: РИПО, 2005.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: