Тема 10. Методика работы с печатными источниками при обучении истории

План

1. Место и роль печатных источников при обучении истории

2. Приемы работы с текстом учебника

3. Роль исторических документов в обучении истории

4. Методика использования исторических документов

5. Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках истории

 Использование словесно-печатного метода на уроках истории подразумевает работу учителя и учащихся с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой. Ядро основного текста учебника составляют знания об основных понятиях, законах, теориях, способах деятельности. Непосредственно к основному тексту относится все то, что определяет логику изложения материала в учебнике, логику его построения.

При работе с текстом учебника учитель должен тщательно изучить структуру и содержание параграфа. Необходимо соотнести объяснение учителя на уроке с содержанием учебника, не повторяя его и в то же время, не отходя от него далеко. Важно отобрать фрагменты текста, которые могут быть использованы для организации самостоятельной работы учащихся. При этом необходимо учитывать реальные возможности каждого класса, степень его подготовленности к самостоятельному усвоению учебного материала и отбирать фрагменты, доступные большинству учащихся.

Следует выделять два типа заданий по тексту учебника:

а) вопросы, требующие конкретного лаконичного ответа (термины, понятия, даты, выводы),

б) самостоятельное знакомство с одним из аспектов проблемы.

Необходимо отметить, что самостоятельная работа учащихся с текстом учебника не должна рассматриваться изолированно от остальных этапов их работы на уроке. Самостоятельная работа эффективна лишь в том случае, если является элементом общей структуры урока. Учителю необходимо четко сформулировать и определить задачи учащихся.

Задания для работы с текстом учебника:

1. Выпишите определения понятий, данные в учебнике; сравните их с определениями в словаре.

2. На основе параграфа (параграфов одной темы) составьте хронологическую таблицу (календарь событий).

3. Нанесите на контурную карту (покажите на карте) историко-географические объекты, которые упоминаются в тексте.

4. Составьте (...) план параграфа (пункта параграфа).

5. Подберите примеры, раскрывающие основную идею текста параграфа, подтверждающие главный вывод, иллюстрирующие теоретические выводы и заполните конкретизирующую таблицу.

6. Составьте сравнительно-обобщающую таблицу по итогам сопоставления двух и более однородных фактов, изложенных в учебнике.

7. Изучите логику рассмотрения конкретного вопроса в учебнике истории и составьте логическую схему, раскрывающую ход рассуждения автора.

8. Цифровую информацию, данную в тексте параграфа, преобразуйте в график, статистическую таблицу или диаграмму.

9. Самостоятельно сформулируйте выводы по каждому пункту параграфа и обобщающий вывод ко всему тексту.

10. Расскажите об историческом событии, изложенном в параграфе, от имени одного из его участников, в разговоре действующих лиц и т.д.

11. Проиллюстрируйте содержание параграфа или его части собственными рисунками.

12. Придумайте свои заголовки к параграфу и его подпунктам, свои вопросы и задания к ним.

13. На основе параграфа составьте тематический кроссворд.

При работе с текстом учебника можно ставить вопросы к тексту, использовать комментированное или аналитическое чтение.

Пример вопросов для комментированного чтения по теме «Древний Египет»:

1. В какой части Африки находится Египет? Покажите на карте территорию этой страны.

2. Почему Нил считается одной из самых больших рек в мире?

3. Что такое папирус? Знаете ли вы, как египтяне использовали это растение?

4. Что такое пороги? Покажите на карте Древнего Египта их расположение.

5. Что такое дельта? Где она расположена? Покажите это район Египта на карте.

Вопросы для аналитического чтения:

1. В древности у страны, расположенной в северо-восточной Африке, было другое название – Та Кемет, «Черная земля». Как вы думаете, почему древние жители так называли свою родину?

2. Выскажите предположение, почему первоначальный топоним (название страны) не сохранился. Откуда могло взяться другое, трудно объяснимое название?

3. Подумайте, какую часть территории своей страны древние египтяне называли «черной землей»? С каким цветом они связывали другие земли?

4. Почему район впадения Нила в Средиземное море называется дельтой? Могли ли такое название придумать древние египтяне?

Исходя из материала учебника, можно составить смысловой, стереотипный или тезисный план.

Важную роль в работе с текстом учебника отыгрывает составление логических схем. Логические схемы являются важным средством выявления и использования заложенных в учебнике возможностей организации учебного процесса в любом случае, когда объектом изучения являются однородные по своему характеру явления. Логические схемы представляют собой сжатое текстуальное изложение тех позиций, установок, которые призваны направлять в учебном процессе изучение всех однородных по своему характеру объектов. Эти установки внутренне связаны между собой, составляют логическое единство, систему. Эта система является средоточием основных идей, понятий, связей, закономерностей, характерных для той группы объектов, применительно к которой схема разработана.

Важную роль в обучении истории отыгрывает использование документов. Особенностью исторических документов, используемых в школе, является то, что они представлены в обработанном виде и адаптированы к познавательным возможностям учащихся. Вместе с тем, необходимо учащимся научить работать с этими документами, уметь их анализировать и характеризовать. Исходя из этого, а также специфики документа, учитель строит и методику работы с документальными источниками на уроке.

Вопросы к документу в зависимости от его вида:

Вид документа Типология вопросов и заданий к нему
Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий 1. Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания) 2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности? 3. Объясните основные/новые понятия, употребляющиеся в тексте документа. 4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом? 5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах? 6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа? 7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции.
Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка 1. Покажите на карте государства, составившие этот документ. 2. Охарактеризуйте исторические условия его создания. 3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом. 4. Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах). 5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу? 6. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный — и почему? 7. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу. 8. Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил.
Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации 1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды? 2. Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился? 3. К чему призывает и что осуждает автор документа? 4. Интересы какого слоя населения он выражает? 5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами? 6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа? 7. Дайте историческую оценку документу.
Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения 1. Какие исторические факты излагаются в документе? 2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события. 3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летоисчисления. 4. Как автор объясняет причины. Излагает ход и определяет значение исторических событий? 5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания? 6. В чем позиция автора совпадает / не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение / несовпадение можно объяснить? 7. Оцените значимость этого документе в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям.
Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, очевидцев   1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям? 2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждение текстом источника. 3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам? 4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту? 5. Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему? 6. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?
Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения 1. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника. 2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей определите примерное время действия или написания произведения. / Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху. 3. Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятым. Как вы думаете, с какой целью автор сделал это? 4. Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами? 5. К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор? 6. Насколько он оказался объективным и беспристрастным в передаче событий или автор совершенно к этому не стремился? 7. В каких других литературных произведениях вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространенность?

Художественная литература решает те же задачи исторического познания, но иными, только свойственными ей средствами – средствами образного, картинного отображения прошлого и настоящего. Чтение исторической литературы дает навыки самостоятельного анализа событий и документов, учит умению делать простые сопоставления и обобщения, пробуждает к активности на уроках, развивает воображение, помогает закрепить и повторить пройденное. Оно формирует политические убеждения, воспитывает нравственно. Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. И всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания.

В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, - обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.

Отрывки из произведений художественной литературы, используемые на уроках истории, должны в себе содержать: живое изображение исторических событий, изучение которых предусмотрено школьной программой; образы исторических деятелей и изображение народных масс; картинное описание обстановки, в которой разворачиваются события прошлого. Художественная литература помогает лучше усваивать исторические события. Но не каждое произведение художественной литературы может быть использовано на уроке истории. Нужен тщательный отбор. Отбирая произведения художественной литературы для уроков истории необходимо учитывать два момента. Во-первых, познавательно- воспитательную ценность материала (т.е. правдивое изложение исторических явлений), во-вторых, его высокую художественную ценность.

Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы: литературные памятники изучаемой эпохи и историческую беллетристику. К литературным памятникам относятся произведения, созданные в ту эпоху, которую изучаем, т.е. произведения, написанные современниками описываемых явлений и событий. Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом. Конечно, нужно учитывать, что литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени сквозь призму взглядов автора, поэтому необходим критический подход к художественному произведению.

Другую группу составляют произведения исторической беллетристики (исторический роман, повесть). Эти произведения не являются ни литературными памятниками эпохи, ни живым свидетельством ее современников, поэтому не могут служить историческим источником. Но они могут быть прекрасным средством ознакомления учащихся с результатами изучения прошлого, притом в увлекательных сюжетах, конкретных образах и выразительных характерах, т.е. наиболее доступно и интересно. Эти произведения дают нам средства для конкретизации и иллюстрации излагаемого учебного материала, помогают картинности самого изложения.

Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика ее применения: включить образы художественной литературы в изложение на уроке; краткий пересказ художественного произведения; использование кратких стихотворных цитат, которые, как правило, сжаты, выразительны, производят сильное впечатление, легко запоминаются; использование пространных цитат описательного или повествовательного характера; разбор литературного памятника. Разбор литературного памятника проводится либо методом комментированного чтения, либо методом развернутой беседы. На обобщающих уроках учащимся предлагается отрывок из литературного произведения, по которому они должны назвать события или исторического деятеля, рассказать все, что им известно об этом событии или деятеле.

Можно предложить учащимся прорецензировать историческое произведение (на выбор), составить аннотацию (см. образец).

Образец аннотации:

1. Эпоха (период), событие (явление), отраженные в произведении.

2. Наиболее важные и яркие события произведения.

3. Исторические и типические персонажи и коллизии, происходившие с ними.

4. Отношение автора к описываемым событиям и героям.

5. Каково твое собственное мнение о книге? Каковы, на твой взгляд, художественные достоинства книги?

6. Что узнает читатель из произведения?

Планируя использование на уроке того или иного отрывка, надо исходить из конкретных целей урока, основного содержания и каждый раз определять, какой из литературных материалов, в каком объеме и в какой форме целесообразно привлечь.

 

Список литературы

1. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории в 2 ч. Ч. 2 / А.Т. Степанищев. - М.: Владос, 2002.

2. Вяземский, Е.Е. Методические рекомендации учителя истории. Основы профессионального мастерства / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Центр педагог. мастер., 2004.

3. Вагин, А.А. Художественная литература в преподавании новой истории / А.А. Вагин. – М.: Просвещение, 2002.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: