double arrow

Тема 11. Урок истории и подготовка к его проведению

 

План

1. Урок как основная форма организации учебного процесса истории

2. Типология уроков истории

3. Структура урока истории

4. Основные этапы подготовки учителя к уроку

5. Современные требования к уроку истории. Схема анализа урока

 

Большой арсенал средств обуславливает множество форм обучаемого процесса. Каждая форма имеет свои особенности при использовании, поэтому важное место здесь занимает разработка и усовершенствование различных форм обучения. В Беларуси используется классно-урочная система обучения. Она была разработана еще Я. Коменским. Однако нельзя сказать, что эта система совершенна. Она нивелирует психологические и физиологические особенности учащихся, т.к. она рассчитана на среднего ученика. Наиболее оптимальной является индивидуальная форма обучения.

В основе классно-урочной системы лежат 2 элемента:

1) класс - это группа учеников постоянного состава, которые имеют одинаковый возраст и обучаются по одной программе;

2) урок - занятия, которые проводит учитель в школе. Они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию и позволяют выполнять программу.

Выделим составные части урока:

1) цели обучения;

2) полноценное содержание обучения;

3) различные звенья обучения (усвоение новых знаний, их повторение и проверка);

4) множество форм и приемов учебной деятельности.

Однако урок не является единственной формой обучения. Существуют еще учебные экскурсии, консультации, дополнительные занятия, самостоятельное чтение исторической литературы, а также различные формы организации внеурочной (внеклассной) работы - кружки, олимпиады, викторины. Каждый урок осуществляет заключительный этап в формировании знаний. Поэтому важнейшей из задач является повышение эффективности урока. Качество каждого урока определяет качество личности человека, который учится в школе.

В методике преподавания истории много разговоров и споров ведется насчет типологии уроков. Эту проблему учитель решает каждый день, поэтому он определяет тип планируемого урока. Существует много типов уроков. Некоторые насчитывают более 60 (т.к. используются разные критерии для определения типов уроков). Наиболее часто в качестве основного критерия берется основная дидактическая цель, которая решается на уроке, либо основные звенья процесса изучения истории, а также основные методы проведения урока. Выделим следующие типы уроков:

1) комбинированный;

2) изучение нового материала;

3) повторно - обобщающий;

4) урок проверки и учета знаний.

Здесь в основу положены основные дидактические цели, которые ставятся на уроке.

Есть типология уроков, в основе которой лежит 2 критерия: основная дидактическая цель и возрастные особенности учащихся. Для 5 класса - 3 типа уроков: комбинированный, изложение в форме рассказа, урок-повторение. Для 6-8 классов - 7 типов: вводный, сообщения нового материала, разбор нового материала, заключительный по теме, урок-опрос, выработки умений и навыков, составной урок (включает все звенья процесса обучения). Для 9-11 классов: урок-повторение, урок-обобщение, реферативный урок (конференция). Следующий вариант типологии уроков: комбинированный, изучения нового материала, урок-беседа, урок повторения и обобщения, зачетный с написанием контрольной работы, урок повторения и учета знаний путем опроса, урок работы с документом (исследовательский урок), урок-экскурсия, урок-самостоятельной работы, реферативный урок.

Также в методике преподавания истории существует 2 классификации:

Первая классификация - по основным звеньям обучения (основной дидактической цели):

1) урок изучения нового материала;

2) урок проверки знаний;

3) урок повторения и обобщения;

4) комбинированный урок.

Вторая классификация - по способу проведения урока:

1) урок-лекция;

2) урок-семинар;

3) урок-лабораторная работа;

4) урок-практическая работа;

5) урок-диспут;

6) урок-конференция;

7) телеурок;

8) киноурок;

9) урок-экскурсия.

Под структурой урока необходимо понимать сочетание на нем тех или иных звеньев процесса обучения, которые реализуются через соответствующие формы работы. Считается обязательным на уроке проверка знаний, преподавание нового материала, его закрепление, а также домашнее задание. В структуре любого урока закономерно присутствуют основные звенья организации процесса обучения. А именно: организация класса на работу на уроке, изучение, повторение, проверка знаний и домашнее задание. Однако соотношение между этими этапами на уроках разных типов разное.

  Комбинированный урок Урок изучения нового материала
Организация класса 1-2 мин. 1-2 мин.
Проверка знаний 15 мин. проверка не проводится, повторение – 5 мин.
Изучение нового 20 мин. 30 мин.
материала    
Повторение и 5-7 мин. 5 мин.
закрепление    
Домашнее задание 1-2 мин. 1-2 мин.

При выборе структуры урока необходимо помнить, что она не должна быть стереотипной, шаблонной. Так, например, на комбинированном уроке проверку можно проводить не только в начале урока, но и в конце, и в середине. При выборе структуры необходимо помнить об особенностях усвоения информации на уроке, выявленных психологами. Самым благоприятным для усвоения материала является время с 4 по 26 минуту (100% усвоения информации), 26-34 - 50%, 34-43 - 20%. Важно каждый элемент урока проводить разнообразно (например, индивидуальный опрос, фронтальная проверка, составление плана, диаграмм, таблиц, опрос по цепочке). Правильный выбор структуры позволяет оптимально организовать процесс обучения.

Чаще всего в школе используют комбинированный урок. Во многом это связано с тем, что на таком уроке успевают не только опросить учащихся, но и изложить новый материал. Первый этап - организационный момент. Он включает в себя приветствие. Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. После приветствия традиционно определяют отсутствующих. Смысл этого действия заключается в том, что учитель выражает свое отношение к факту отсутствия того или иного ученика. Затем идет проверка готовности учащихся к занятию. Здесь вы должны обратить внимание на внешний вид учеников и состояние рабочего места. При соблюдении такта и чувства меры можно использовать этот момент для формирования вкуса учащихся. Следующим моментом является организация внимания учащихся. Вы должны настроить учащихся на работу.

Второй этап - проверки знаний. На этом этапе мы ставим задачу глубоко и всесторонне проверить знания группы учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Мы закрепляем, уточняем и систематизируем знания учащихся. Необходимо помнить, что в ходе опроса отдельных учащихся необходимо организовать деятельность всех учащихся. Чаще всего на этом этапе используют устный опрос. Главное - активизировать в ходе опроса одного ученика внимание, память, деятельность всего класса, включить всех учащихся в активную работу. Опрос, чтобы втянуть в работу весь класс, должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.

Очень важным приемом является организация учителем рецензирования своих одноклассников по единой схеме: полнота ответа, его обоснованность, правильность, логичность композиции, культура речи, умение применять знания на практике. В результате оценку получает и тот, кто отвечал, и тот, кто рецензировал.

Третий этап - подготовки учащихся к усвоению нового материала. Он включает в себя: сообщение темы изучения нового материала; формулировка вместе с учащимися целей и задач изучения нового материала; показ фактической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его усвоению; постановка перед учащимися учебной задачи. Во многих случаях цели и задачи можно объяснить ученикам одновременно с сообщением темы. Однако существует несколько способов сообщения темы, цели и задачи. Например, в виде проблемного задания, эвристического вопроса, познавательной задачи.

Четвертый этап - усвоения новых знаний. На этом этапе ставится задача дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона. Необходимо добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. Добиться усвоенияучащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения. Этот этап содержит следующие моменты. Организация внимания. Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для учащихся учебного материала. В ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениями и навыками рационально учиться. Осуществлять этот этап на основе создания ситуации, когда основным работником (субъектом) процесса обучения, основным ответственным лицом за свою учебу и поведение становится ученик.

При осуществлении этого этапа необходимо помнить, что сущность обучения состоит не в изложении учебного материала, а в изучении этого материала учащимися под руководством учителя с использованием последних продуктивных методов и приемов. Для достижения положительных результатов учителю необходимо: актуализировать чувственный опыт и опорные знания учащихся; широко использовать различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения. Необходимо стремиться к максимально творческому участию учеников в освоении нового материала; использовать в процессе учения сменные диалогические пары; проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала.

Пятый этап – закрепления новых знаний. Здесь учитель ставит задачу закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Необходимо добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Этот этап включает следующие элементы: закрепление новых знаний и умений, методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний; углубление осмысления учащимися учебного материала. Проверка понимания сущности новых понятий учащимися; закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях; выработка соответствующих навыков и умений. И последний, шестой этап - информации учащихся о домашнем задании. Необходимо не только сообщить о домашнем задании, но и разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность его выполнения. Подвести итоги урока. Здесь необходимо сказать о том, как работал класс, кто из учащихся особенно старательно работал, что нового узнали учащиеся. Чтобы заинтересовать учащихся в выполнении домашнего задания можно поставить познавательную задачу, заинтересовав их таким образом.

Готовясь к каждому уроку учитель определяет тему и цели урока. Условием успешной подготовки является правильное определение его целей. Общие цели обучения истории определяются школьными программами. Они включают 3 основных аспекта:

1) образовательный,

2) развивающий,

3) воспитательный, т.к. при определении целей эти аспекты должны быть отражены. Таким образом, цели урока должны содержать: указание на содержание изучаемого материала (на главные факты, последовательность их рассмотрения и основные идеи урока); на воспитательную значимость изучаемого материала; что будет сделано для развития познавательных возможностей учащихся, формирование у них умений и навыков.

Чтобы определить цели урока необходимо: ознакомиться с содержанием исторического материала; осуществить структурно-функциональный анализ материала (выделить главные и важные в образовательно-воспитательных отношениях факты, основные понятия и идеи); сделать оценку познавательных возможностей учащихся класса, уровня их обучаемости и только после этого формулировать задачи урока.

В плане-конспекте отмечаются:

Методические приемы Ход урока
Индивидуальный, фронтальный, групповой опрос, беседа, работа с учебником, хрестоматией   1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания (содержание вопросов). 3. Изучение нового материала (план изучения, конспективно, что будете говорить (содержание)). 4. Первичное повторение (закрепление). (Вопросы, виды работы). 5. Домашнее задание.

Учителю необходимо также подготовиться к использованию карт, таблиц, подумать, как оформить записи на доске.

Требования к уроку:

Полноценность исторического содержания урока. Урок и его содержание должны соответствовать современному уровню развития исторической науки. Это значит, что факты должны быть достоверными, а их анализ и обобщение должны подводить к объективным, научно обоснованным выводам. Необходимо выделять опорные знания и уделять их усвоению особенное внимание. Сообщение знаний должно сочетаться с освоением учащимися особенностей познания истории как науки.

Полноценность педагогического замысла. Полноценность педагогического замысла реализуется через правильное определение роли урока в системе исторического образования и оптимальное сочетание образовательных, воспитательных и развивающих целей, которые будут выражаться на уроке. Умелое использование закономерностей познавательного процесса, учет уровня обучаемости учащихся и в соответствии с этими дифференцированными знаниями работы на уроке. Оптимальный отбор средств и методов.

Активная познавательная деятельность учеников на уроке. Использование различных видов самостоятельной работы, как доминанты усвоения готовых знаний. Это достигается путем развития теоретического мышления, формирования умений и навыков у учеников, посредством использования различных приемов применения и переноса знаний, через опору на разные виды внимания, восприятия, запоминания. Учет мотивации ученика при организации различных видов работы на уроке.

Гибкость методики урока. Реализуется через правильный выбор учителем различных источников сообщения знаний и использования разных приемов учебной работы на уроке, через умение перестроить методику по ходу урока, сделав ее более доступной (либо сложной) в зависимости от того как ее воспринимают ученики.

Высокая результативность урока. Достигается через умение добиваться усвоения главного на самом уроке. Умение реализовать цели урока, которые были определены в его начале. Учитель должен выработать в себе педагогическое мастерство, а именно: должен наблюдать за работой коллег, организовать собственную работу.

Схема анализа урока:

1. Научно-исторический профиль урока:

  • точность и правильность сообщаемых на уроке исторических фактов;
  • правильность разбора и обобщения фактов, их оценок;
  • последовательность изложения;
  • полнота изложения;
  • общая оценка урока с точки зрения его соответствия современному положению исторической науки.

2. Методическая характеристика урока:

  • структура урока;
  • целенаправленность урока;
  • методическая характеристика основных элементов урока (проверка знаний, изучение нового материала, закрепление);
  • повторение на уроке;
  • работа над историческими терминами и понятиями;
  • воспитательная работа на уроке;
  • работа с картой, иллюстрациями, историческими документами;
  • работа па усвоению хронологии;
  • самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке, ее организация.

3. Педагогическое поведение учителя:

  • знание учителем учеников;
  • контакт с классом, умение организовать его поведение и дисциплину;
  • умение владеть собой, владение голосом, жестами, мимикой;
  • движение по классу;
  • внешний вид учителя.

4. Характеристика учащихся на уроке:

  • исторические знания учащихся и их уровень;
  • поведение учеников;
  • интерес к работе;
  • активность;
  • типичные проявления сильных, средних и слабых учеников на уроке.

 

Список литературы

1. Анализ современного урока. - Минск, 2001.

2. Безрукова, В.С. Все о современном уроке: проблемы и решения / В.С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2004.

3. Дормаш, С.В. Технология учебного процесса / С.В. Дормаш, Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт, 2004.

4. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. - М., 2000.

5. Комлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С. Комлев. - Минск: Университетское, 2000.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: