Тема 3. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
Дискуссия на темы
1.Концепция и стратегия обеспечения экономической безопасности России.
2.Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности (методы, механизмы, инструменты и их адаптация к российским условиям).
3.Механизмы обеспечения экономической безопасности.
Доклады на темы
1. Социальная политика и уровень жизни населения в стратегии обеспечения экономической безопасности.
2.Экономическая безопасность России в области продовольствия
3.Особенности обеспечения экономической безопасности России в современных условиях.
Типовые оценочные материалы по теме 4.
Тема 4. Регулирование конкуренции на национальном и международном уровнях
Дискуссия на темы
1.Недобросовестная конкуренция: национальное и международное регулирование
2.Надгосударственное регулирование межфирменных экономических отношений
3. Конкуренция, антимонопольное регулирование и ВТО
|
|
4. Международная конкуренция и тарифное регулирование
Доклады на темы
1.Конкурентная политика государства и направления ее регулирования.
2.Методы защиты конкуренции. Антимонопольное регулирование.
3. Анализ конкурентной среды в России и ее регулирование.
Типовые оценочные материалы по теме 5.
Тема 5. Методология и опыт оценки внутренней конкурентоспособности регионов России
Дискуссия на темы
1.Конкурентоспособность национальной экономики, ее отраслей и отдельных экономических агентов.
2.Цели и задачи оценки внутренней конкурентоспособности регионов России.
3.Конкурентные преимущества региона.
4.Факторы экономического потенциала регионов России.
Доклады на темы
1.Конкурентоспособность региона.
2.Факторы конкурентоспособности, характеризующие экономический потенциал регионов.
3.Структура валового регионального продукта и конкурентоспособность
Типовые оценочные материалы по теме 6.
Тема 6. Конкурентоспособность национальной экономики и глобализация
Дискуссия на темы
1.Потенциальные возможности российской экономики.
2.Современный потенциал России.
3.Оценка социально-экономической ситуации России.
4.Дисбалансы в статусе России как геополитической державы.
Доклады на темы
1.Основы и масштабы глобализации.
2.Цели, институт и инструменты глобализации.
3.Факторы, обеспечивающие национальную экономическую безопасность России в условиях глобализации.
Типовые оценочные материалы по теме 7.
Тема 7. Система управления конкурентоспособностью предприятия
|
|
Задачи. Алгоритм решения задач
Задача 1. Оценка интенсивности конкуренции
Для получения полной картины на рынке рассчитываются показатели доли рынка и интенсивности конкуренции.
Индекс концентрации
, (1)
где CRi - индекс концентрации определенного количества (n) предприятий, %;
qi- доля продажи і-го предприятия, %
Значение CR3 для трех самых больших предприятий означает:
CR3 < 45 % - рынок концентрирован;
45 % < CR3< 70 % - рынок умеренно концентрирован;
CR3 < 70 % - рынок высококонцентрированный.
Четырех частичный показатель концентрации ()
, (2)
где ОР - общий объем реализации продукции заданного ассортимента, тыс. руб.;
ОР1, … ОР4 - объем реализации продукции первых самых больших предприятий, тыс. руб.;
n - общее количество предприятий, которые реализуют максимальные объемы продукции в общем количестве реализации продукции на данном рынке.
Показатель представляет собой общую долю 4-х первых предприятий рынка, которые реализуют максимальный объем продукции в общем объеме реализации продукции на данном рынке. Позволяет оценить степень монополизации рынка и является величиной, обратной к интенсивности конкуренции.
Индекс Херфиндаля ()
Показатель дает возможность оценить распределение рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов. Значение индекса Херфиндаля увеличивается по мере роста концентрации в отрасли и достигает 1 при чистой монополии.
или , (3)
, (4)
где - это доля -го предприятия в общем объеме реализации продукции данного ассортимента.
Этот индекс может иметь значения от 0 до 10.000 (или от 0 до 1,000). Он представляет собой сумму квадратов рыночных долей всех компаний определенной отрасли, причем большее значение индекса будет означать более концентрированный рынок (значит меньше конкуренции и больше рисков для клиентов). Степень концентрации рынка:
индекс имеет значение ниже 0,1 (или 1.000) — незначительная концентрация рынка,
индекс имеет значение от 0,1 до 0,18 (или от 1.000 до 1.800) — средняя концентрация рынка,
индекс имеет значение выше 0,18 (или 1.800) — высокая концентрация рынка.