Типовые оценочные материалы по теме 3

Тема 3. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности

Дискуссия на темы

1.Концепция и стратегия обеспечения экономической безопасности России.

2.Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности (методы, механизмы, инструменты и их адаптация к российским условиям).

3.Механизмы обеспечения экономической безопасности.

 

Доклады на темы

1. Социальная политика и уровень жизни населения в стратегии обеспечения экономической безопасности.

2.Экономическая безопасность России в области продовольствия

3.Особенности обеспечения экономической безопасности России в современных условиях.

 

 

Типовые оценочные материалы по теме 4.

Тема 4. Регулирование конкуренции на национальном и международном уровнях

Дискуссия на темы

1.Недобросовестная конкуренция: национальное и международное регулирование

2.Надгосударственное регулирование межфирменных экономических отношений

3. Конкуренция, антимонопольное регулирование и ВТО

4. Международная конкуренция и тарифное регулирование

 

Доклады на темы

1.Конкурентная политика государства и направления ее регулирования.

2.Методы защиты конкуренции. Антимонопольное регулирование.

3. Анализ конкурентной среды в России и ее регулирование.

Типовые оценочные материалы по теме 5.

Тема 5. Методология и опыт оценки внутренней конкурентоспособности регионов России

Дискуссия на темы

1.Конкурентоспособность национальной экономики, ее отраслей и отдельных экономических агентов.

2.Цели и задачи оценки внутренней конкурентоспособности регионов России.

3.Конкурентные преимущества региона.

4.Факторы экономического потенциала регионов России.

 

Доклады на темы

1.Конкурентоспособность региона.

2.Факторы конкурентоспособности, характеризующие экономический потенциал регионов.

3.Структура валового регионального продукта и конкурентоспособность

 

Типовые оценочные материалы по теме 6.

Тема 6. Конкурентоспособность национальной экономики и глобализация

Дискуссия на темы

1.Потенциальные возможности российской экономики.

2.Современный потенциал России.

3.Оценка социально-экономической ситуации России.

4.Дисбалансы в статусе России как геополитической державы.

 

Доклады на темы

1.Основы и масштабы глобализации.

2.Цели, институт и инструменты глобализации.

3.Факторы, обеспечивающие национальную экономическую безопасность России в условиях глобализации.

 

Типовые оценочные материалы по теме 7.

Тема 7. Система управления конкурентоспособностью предприятия

Задачи. Алгоритм решения задач

Задача 1. Оценка интенсивности конкуренции

Для получения полной картины на рынке рассчитываются показатели доли рынка и интенсивности конкуренции.

Индекс концентрации

, (1)

где CRi - индекс концентрации определенного количества (n) предприятий, %;

qi- доля продажи і-го предприятия, %

Значение CR3 для трех самых больших предприятий означает:

CR3 < 45 % - рынок концентрирован;

45 % < CR3< 70 % - рынок умеренно концентрирован;

CR3 < 70 % - рынок высококонцентрированный.

 

Четырех частичный показатель концентрации ()

, (2)

где ОР - общий объем реализации продукции заданного ассортимента, тыс. руб.;

ОР1, … ОР4 - объем реализации продукции первых самых больших предприятий, тыс. руб.;

n - общее количество предприятий, которые реализуют максимальные объемы продукции в общем количестве реализации продукции на данном рынке.

Показатель представляет собой общую долю 4-х первых предприятий рынка, которые реализуют максимальный объем продукции в общем объеме реализации продукции на данном рынке. Позволяет оценить степень монополизации рынка и является величиной, обратной к интенсивности конкуренции.

Индекс Херфиндаля ()

Показатель дает возможность оценить распределение рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов. Значение индекса Херфиндаля увеличивается по мере роста концентрации в отрасли и достигает 1 при чистой монополии.

или , (3)

, (4)

где - это доля -го предприятия в общем объеме реализации продукции данного ассортимента.

Этот индекс может иметь значения от 0 до 10.000 (или от 0 до 1,000). Он представляет собой сумму квадратов рыночных долей всех компаний определенной отрасли, причем большее значение индекса будет означать более концентрированный рынок (значит меньше конкуренции и больше рисков для клиентов). Степень концентрации рынка:

индекс имеет значение ниже 0,1 (или 1.000) — незначительная концентрация рынка,

индекс имеет значение от 0,1 до 0,18 (или от 1.000 до 1.800) — средняя концентрация рынка,

индекс имеет значение выше 0,18 (или 1.800) — высокая концентрация рынка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: