double arrow

Типовые оценочные материалы по теме 8.

Тема 8. Факторы обеспечения конкурентоспособности предприятия

Задачи. Алгоритм решения задач

Задача 3. Оценка конкурентоспособности на основе восприятия экономических контрагентов

Проанализировать шансы нового товара на принятие его рынком путем оценки соответствия его характеристик интересам экономических контрагентов товаропроизводителя (продавца): потребителей, посредников, поставщиков, общественных и государственных институтов, инвесторов и т.п.

Предварительно необходимо определиться с товаром и рынком. Определить основные характеристики товара и рынка. Дальше необходимо установить основные экономические параметры, которые влияют на рыночный успех или на успех нового товара.

Необходимо провести оценку соответствия интересам субъектов местного рынка продукции предприятия. Оценить шансы нового товара быть воспринятым рынком. Характеристики продукции предприятия и основных конкурентов, которые работают на анализируемом рынке, приведены в табл. 1

 

 

Таблица 1. - Характеристики товаров - конкурентов

Товар Показатель
                 
                   
                   
                   
                   
Весовые характеристики                  

 

Решение

1.Очертим круг заинтересованных субъектов рынка.

Проведенный анализ показал, что учитывать нужно интересы следующих субъектов рынка - экономических контрагентов предприятия:

потребителей;

поставщиков сырье;

органов местной власти;

банка, который предоставляет кредит на приобретение оборудования;

посредников (частные предприниматели, которые занимаются реализацией в розницу).

2. Определим степень заинтересованности предприятия товаропроизводителя, а также его экономических контрагентов в новой продукции.

 

Таблица 2. Оценка соответствия нового товара интересам товаропроизводителя

Характеристики товара Вес Оценка по порядковой и балльной шкале
Полностью отвечает (4) Достаточно отвечает (3) Частично отвечает (2) Практически не отвечает (1) Полностью не отвечает (0)
Прибыльность            
Технологичность изготовления            
Качество товара            
Наличие потребителей            
Наличие каналов сбыта            
Сырьевая обеспеченность            

 

Перечень характеристик, по которым будет проводиться оценка, определен экспертным методом. Как эксперты были отобраны представители потребителей, поставщиков, органов местной власти, банка, посредников. Путем их опроса были определены основные оценочные характеристики.

 

Таблица 3. Оценка соответствия нового товара интересам поставщиков

Характеристики товара Вес Оценка по порядковой и балльной шкале
Полностью отвечает (4) Достаточно отвечает (3) Частично отвечает (2) Практически не отвечает (1) Полностью не отвечает (0)
Прибыльность            
Стабильность заказов            
Объемы заказов            

 

Таблица 4. Оценка соответствия нового товара интересам органов местной власти

Характеристики товара Вес Оценка по порядковой и балльной шкале
Полностью отвечает (4) Достаточно отвечает (3) Частично отвечает (2) Практически не отвечает (1) Полностью не отвечает (0)
Наполнение местного бюджета            
Обеспечение занятости местного населения            
Обеспечение населения высококачественным продуктом            

 

Таблица 5. Оценка соответствия нового товара интересам банка

Характеристики товара Вес Оценка по порядковой и балльной шкале
Полностью отвечает (4) Достаточно отвечает (3) Частично отвечает (2) Практически не отвечает (1) Полностью не отвечает (0)
Неразвитый кредитный риск            
Быстрая окупаемость            
Объем кредитования            

 

 

Таблица 6. Оценка соответствия нового товара интересам посредников

Характеристики товара Вес Оценка по порядковой и балльной шкале
Полностью отвечает (4) Достаточно отвечает (3) Частично отвечает (2) Практически не отвечает (1) Полностью не отвечает (0)
Стабильность снабжения            
Спрос на продукцию            
Прибыльность            

 

3. Рассчитаем оценки соответствия нового товара интересам каждого из субъектов рынка. Расчеты проводим за формулой

О=∑Пі*Ві (1)

где П - балльная оценка і-ой характеристики; В. - весомость і-ой характеристики.

Товары, которые получили оценку соответствия интересам хотя бы одного из субъектов рынка ниже чем 2,0 исключаются из дальнейшего рассмотрения.

Для принятия решений относительно целесообразности вывода нового товара на рынок применяется табл. 7.

Таблица 7. Оценка шансов нового товара на рыночный успех

Оценка Соответствие интересам субъектов рынка Уровень ожидаемых совокупных расходов Уровень ожидаемых совокупных доходов Решение
3,0 < 1 <4 Полная Низкие Высокие Все шансы на успех
2,5 < 1 < 3,0 Достаточно полная Воздержанные Воздержанные Шансы на успех есть, но нужно анализировать более тщательно
2,0 < І<2,5 Частичная Высокие Низкие Шансы на успех проблематичны. Провести уточняющий анализ

Задача 4. Оценка конкурентоспособности предприятия по конкурентным
факторам успеха

1. Сформировать перечень КФУ, которые принимают за базу оценки конкурентоспособности с учетом отраслевых особенностей (таблица 1)

Таблица 1 - Тип и содержание КФУ

Тип Содержание КФУ
   
КФУ, зависящие от технологии Качество проведенных научных исследований (особенно важно в фармацевтике, медицине, аэрокосмической индустрии и других высокотехнологических областях) Возможность инноваций в производственном процессе Возможность разработки новых товаров Степень овладения существующими технологиями
КФУ, относящиеся к производству Низкая себестоимость продукции (экономия на масштабах производства и т.п.) Качество продукции (снижение количества дефектов, уменьшение потребности в ремонте) Высокая степень использования производственных мощностей (важно в капиталоемких областях) Выгодное местонахождение предприятия, которое содействует экономии на транспортных расходах Доступ к квалифицированной рабочей силе Высокая производительность труда (важно для трудоемких областей) Возможность изготовления большого количества моделей продукции разных размеров Возможность выполнения заказов потребителей
КФУ. относящиеся к реализации продукции Широкая сеть оптовых дистрибьюторов / дилеров Широкое присутствие в точках розничной торговли Наличие точек розничной торговли, которые принадлежат компании Низкие расходы на реализацию Быстрая доставка
КФУ, относящиеся к маркетингу Высокая квалификация сотрудников отдела реализации Доступная для клиентов система технической помощи при покупке и использовании продукции Аккуратное выполнение заказов покупателей (небольшое количество ошибок и возвратов) Разнообразие моделей и видов продукции Искусство продаж Привлекательный дизайн (упаковка) Гарантии для покупателей (важны при заказах по почте, при реализации новых продуктов и т.п.)
КФУ, относящиеся к профессиональным привычкам Особый талант (очень важен при предоставлении профессиональных услуг) Ноу-хау в сфере контроля качества Компетентность в сфере дизайна (особенно важна в текстильной промышленности) Степень овладения определенной технологией Способность (умение) создавать эффективную рекламу Способность быстро переводить новые товары со стадии разработки в промышленное производство
КФУ, связанные с организационными возможностями Уровень информационных систем (особенно важен при осуществлении авиаперевозок, аренде автомашин, в индустрии кредитных карт, гостиничного дела) Способность быстро реагировать на быстро меняющуюся рыночную ситуацию, (хорошо налаженный процесс принятия решений, необходимость в малом количестве времени для вывода новых товаров на рынок) Большой опыт и ноу-хау в сфере менеджмента
Другие КФУ Благоприятный имидж и репутация фирмы у покупателей Общие низкие расходы (не только производственные) Выгодное расположение (особенно важное для розничной торговли) Приятные в общении, доброжелательные сотрудники Доступ на финансовые рынки (особенно важен для молодых фирм, которые работают в рискованных или капиталоемких областях) Наличие патентов

2. Экспертным путем для каждого КФУ устанавливается вес, в общей оценке.

3. Экспертным путем проводится оценка каждого КФУ в баллах.

 

Таблица 2 – Оценка конкурентоспособности предприятия

КФУ Вес (аі) Значение КФУ
Предприятие Конкурент 1 Конкурент 2 Конкурент 3
КФУі КФУі*аі КФУі КФУі*аі КФУі КФУі*аі КФУі КФУі*аі
1.                  
2.                  
                 
Сумма                  

 

4. Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности как сумма или среднее значение баллов по всем КФУ соответствующего предприятия.

5. Расчеты интегрального показателя конкурентоспособности с учетом веса каждого индикатора

6. Определяется конкурентные преимущества и недостатки.

7. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: