Задача 2. Анализ деятельности конкурентов

Целью анализа конкурентов является определение направлений деятельности и способов ведения конкурентной борьбы, однако это связано с определенными трудностями, поскольку отрасль может характеризоваться деятельностью десятков или сотен предприятий. Практика стратегического анализа доказала необходимость использовать группу предприятий для повышения качества добытых аналитических данных.

Определение главных конкурентов позволяет более эффективно строить свою конкурентную стратегию и тактику, экономит время и деньги на проведение анализа конкурентов. Классификация конкурентов может осуществляться на основе многих подходов (табл.1)

Признак Типы конкурентов
Тип потребителей и товаров, которые им предлагаются прямые конкуренты - предлагают похожие товары и услуги похожим категориям покупателей; товарные конкуренты – продают одинаковую продукцию разным группам покупателей; косвенные конкуренты - продают разные товары похожим категориям потребителей; неявные конкуренты - фирмы разного профиля, которые выпускают разную продукцию и предлагают ее разным группам потребителей. Самую большую угрозу несут прямые конкуренты, наиболее низкую - неявные конкуренты.
Тип рыночной стратегии фирмы, склонные к рыночной экспансии, которые действуют на географически сопредельных рынках; фирмы, которые следуют стратегии дифференциации производства работают в данной или сопредельных отраслях; большие фирмы-покупатели продукции данной компании; большие поставщики материалов, сырья и оборудования для данной компании; малые фирмы, которые вследствие поглощения большой компанией становятся сильными конкурентами на рынке;
Тип нужд, которые удовлетворяются на рынке продукцией основных фирм-конкурентов конкуренты, которые ориентируются на удовлетворение всего комплекса запросов, которые предъявляются потребителем к данному товару; конкуренты, которые специализируются на удовлетворении специфических нужд отдельных сегментов рынка; конкуренты, которые намечают выход на рынок с аналогичной продукцией; конкуренты, которые обслуживают другие рынки аналогичной продукцией, выход которых на данный рынок является вероятным; конкуренты, которые изготавливают товары-заменители, способны вытеснить данный продукт на рынке.
Конкурентная позиция фирмы фирмы, ориентированные на внутренний рынок (их стратегические намерения ограничиваются стремлением продолжительного конкурентного преимущества на рынке своей страны; такие фирмы строят свое конкурентное поведение на условиях внутреннего рынка и рассматривают события, которые происходят на международном рынке, лишь с точки зрения их влияния на условия внутреннего рынка своей страны); компании, чьим стратегическим намерением является достижение глобального доминирования или, по крайней мере, высокого положения среди лидеров мирового рынка; такие фирмы осуществляют какую-нибудь из форм глобальной стратегии; компании, чьей основной стратегической целью является защита доминирующего положения на местном рынке, хотя они и реализуют долю своей продукции за границей (как правило, до 20%) и осуществляют операции на нескольких или многих зарубежных рынках; компании, которые стремятся к увеличению доли продаж по всему миру и основной стратегической ориентацией которых являются рынки зарубежных стран; такие компании имеют многонациональную стратегию и могут получать большие прибыли от международных операций

 

Каждый из этих типов конкурентов имеет разный механизм влияния на предприятие — объект исследования. Самую большую угрозу имеют прямые конкуренты, наиболее низкую — неявные конкуренты. Однако только по товарам и потребителям тяжело определять уровень конкурентоспособности предприятия. Надо проводить более глубокий анализ конкуренции и конкурентов.

Стратегическая группа конкурентов — это определенное количество предприятий, которые занимают близкие позиции на рынке и конкурируют между собой на основе одних и тех самых конкурентных преимуществ и одинаковыми методами.

Предприятия оказываются в одной и той самой стратегической группе, если они отвечают по крайней мере одному из указанных требований:

близкая структура ассортимента продукции;

• использование одной системы распределения;

• одинаковые тип и степень вертикальной интеграции;

• предложение покупателям аналогичных услуг и технической помощи в эксплуатации;

• направленность на одних и тех самых заказчиков;

• удовлетворение спроса покупателей, которые нуждаются в одинаковых особенностях в изделиях;

• использование одних и тех самых приемов рекламы в средствах массовой информации;

• применение идентичных технологических подходов к изготовлению и обслуживанию продуктов (или предоставлению услуг);

• работа в одном интервале параметров «цена — качество»;

• наличие идентичных стратегических ориентиров и механизмов их достижения;

• одинаковое поведение на рынке

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: