Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности базируется на сравнении единичных параметров анализируемой продукции с базой сравнения. Результат оценки: достигнут ли уровень в целом:,по каким параметрам он недостигнут, какие параметры больше всего отличаются от базовых.
Если в качестве базы оценки принимается образец, расчеты единичного показателя конкурентоспособности проводится по формуле:
, (1)
(2)
где qі - единичный показатель конкурентоспособности по і-му техническому параметру;
рі - величина і-го параметра для анализируемой продукции;
рі0 - величина і-го параметра для изделия, принятого за образец.
Из формул выбирают ту, в которой росту единичного показателя соответствует повышение конкурентоспособности (например: оценки производительности - формула (1) а для удельных расходов топлива - формула (2).
Если технические параметры продукции не имеют физического выражения (например: комфортность, внешний вид, соответствие моде), то для предоставления этим параметрам количественных характеристик необходимо использовать экспертные методы оценки в баллах.
|
|
Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факторы конкурентоспособности анализируемой продукции сравнительно с товаром-аналогом. Он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции, особенно для ее сравнения с гипотетическим образцом.
Комплексный метод оценки конкурентоспособности основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сравнении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.
Расчеты группового показателя по техническим параметрам (кроме нормативных) проводится по формуле:
(3)
Ітп – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам.
qі единичный показатель конкурентоспособности по i-м техническому параметру
аі- вес і--го параметра в общем наборе технических параметров.
Анализ результатов:
а) полученный групповой показатель Ітп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности на весь набор технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяется спрос потребителей.
б) базой для определения веса каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, которые базируются на результатах рыночных исследований, опросах потребителей, семинарах, выставках образцов;
в) в случае трудностей, которые возникают во время проведения рыночных исследований, а также с целью упрощения расчетов и проведения ориентированных оценок по техническим параметрам может быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр - полезный эффект, который дальше используется для сравнения (для повышения точности оценки необходимо учесть влияние на его значение эргономичных, эстетичных т а экологических параметров).
|
|
Расчеты группового показателя по экономическим параметрам осуществляются на основе определения полных расходов потребителя па приобретения-потребление (эксплуатацию) продукции по такой формуле:
(4)
где Іеп - групповой показатель по экономическим параметрам
С, С0 - полные расходы потребителя относительно оцениваемой продукции.
Интегральный показатель конкурентоспособности рассчитывается по формуле:
(5)
По смыслу показатель Ккон отображает расхождение между сопоставимой продукцией в потребительском эффекте, который приходится на единицу расходов покупателя, при приобретении и потреблении изделия.
Если Ккон<1, то рассмотренный товар уступает образцу в конкурентоспособности, а если Ккон>1, то превосходит, при одинаковой конкурентоспособности Ккон=1.