№ п/п | Название практики | Вид практики | Место практики в учебном плане | Формируемые компетенции | ||||
Курс | Се- местр | Сроки | Кол-во недель | Трудо-емкость в ЗЕТ | ||||
1. | Производствен-ная практика в ДОУ для детей с ЗПР | производственная | 1-я неделя апреля – 4-я неделя апреля | ПК-2, ПК-5 | ||||
2. | Производствен-ная практика в ДОУ для детей с нарушением интеллекта | производственная | 3-я неделя марта – 1-я неделя апреля | 4,5 | ПК-1, ПК-3 | |||
3. | Производствен-ная практика в ДОУ для детей с нарушениями слуха | производственная | 1-я неделя ноября – 3-я неделя декабря | 4,5 | ПК-2, ПК-6 | |||
4. | Производствен-ная практика в ДОУ для детей с нарушением зрения | производственная | 3-я неделя ноября – 5 неделя ноября | 4,5 | ПК-1, ПК-4 | |||
5. | Производствен-ная практика в ДОУ для детей с НОДА | производственная | 1-я неделя декабря – 3-я неделя декабря | 4,5 | ПК-3, ПК-5 | |||
6. | Преддипломная практика | производственная | 4-я неделя мая – 1-я неделя июня | ПК-8, ПК-9 |
Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структурыдефекта при слуховой депривациивыделенных в аудиолого-педагогической классификации В.С. Неймана, педагогической классификации Р.М. Боскис знанием основных технологий диагностики и коррекции нарушений слуха, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка с нарушениями слуха, инновационных технологий интеграции, инклюзии, социализации лиц с нарушениями слуха.
|
|
В процессе теоретической подготовки и на основе предыдущих практик студенты должны овладеть умениями анализировать речевые нарушения при слуховой депривации; определять первичные и вторичные проявления в структуре дефекта;планировать коррекционную работу с детьми;разрабатывать фрагменты фронтальных и индивидуальных занятий с детьми разного возраста и с разной степенью выраженности недоразвития слуха и речи, обосновывать структуру занятия и методику работы;определять содержание занятий (отбор языкового, речевого, дидактического, игрового материала), анализировать содержательный компонент коррекционного занятия;использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии лиц с нарушениями слуха;умениями планировать свою профессиональную деятельность; навыками и приёмами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности.
|
|
Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин: «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи, зрения», «Современный русский язык с основами языкознания», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Дошкольная сурдопедагогика», «Социализация детей с ОВЗ», «Невропатология», «Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха», «Социально-правовая защита лиц с ОВЗ»; «Вербальные и невербальные средства коммуникации»; «Технические средства диагностики и коррекции слуха и речи»; «Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха».
1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося. В период прохождения практики обучающиеся получают знания, умения и владения, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ», «Взаимодействие специалистов в оказании помощи детям с ОВЗ», «Основы интегрированного обучения детей с ОВЗ», «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ», «Проектирование коррекционно-образовательного процесса», «Итоговая государственная аттестация».
1.4. Цель и задачи практики.
Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельностив качестве сурдопедагога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями слуха.
Задачи практики:
- о знакомление с задачами и функциями сурдопедагога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями слуха, со спецификой работы в данной конкретной организации;
- изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с нарушениями слуха с учетом их возрастных особенностей;
- овладение у мениями анализировать занятия сурдопедагога, методами и методиками обследования состояния слуха и речи дошкольников со слуховой депривацией, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями слуха, умениями составления конспектов и проведения индивидуальных занятийс учётом возрастных особенностей учащихся; занятий по развитию речи и всех занятий в соответствии с программой обучения детей с нарушениямит слуха;
- навыком сбора информации для проведения лекции или доклада по основным теоретическим вопросам; навыками составления рекомендаций по воспитанию и обучению дошкольников с нарушениями слуха, навыками составления конспектов и проведения занятий в соответствии с программами воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения (таблица 3).
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП) | Планируемые результаты (конкретизированные цели) | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
ПК-2 - готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты | З.1. Требования к организации слухо-речевой среды; содержанию воспитания, обучения и коррекционнойработы с детьми с нарушениями слуха. | У.1. Выбирать методическое, дидактическое, программное, информационно-компьютерное и техническое обеспечение для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха. | В.1. Навыками и приёмами осуществления коррекционной работы сурдопедагогом с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха в различных организационных формах системы образования, здравоохранения и социального обеспечения. | |
2. … | ПК – 6 способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы | З.2.Теоретические основы организации контроля процесса обучения; достижения планируемых результатов. | У.2. Осуществлятьвходной, текущий, итоговый контроль усвоения знаний и способов деятельности глухих и слабослышащих детей. | В.2. Навыками диагностики слухо-речевых возможностей детей с нарушениями слуха до и после проведения коррекционной работы и определения адекватных условий обучения. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
|
|
2.1. Содержание практики представлено в таблице4
Таблица 4
Содержание практики
№ п/п | Виды работ, перечень заданий | Трудоемкость (в часах) | Учебно-методическое обеспечение | Код компетен-ции | |
на базе практи-ки | самостоя-тельная работа | ||||
Производственная практика в качестве сурдопедагога Вводный этап | |||||
1.1. | Общее ознакомление обучающихся с образовательной организацией, педагогическим коллективом, сурдопедагогом, психологом, руководителем от ОО. | 1, 2, 3, 4, 5, 7 | ПК – 2 ПК - 6 | ||
1.2. | Ознакомление с коррекционно-образовательным и учебно-воспитательным процессами образовательной организации | 8, 9, 10, 11 | ПК-2 | ||
1.3. | Посещение не менее пяти занятий сурдопедагога; наблюдение за процессом проведения (методы, приёмы, наглядно-дидактические пособия, особенности речи учителя-логопеда) индивидуальных и групповых занятий; изучение нормативно-правового обеспечения, регулирующего отношения участников коррекционно-образовательного процесса в образовательной организации для детей с тяжёлыми нарушениями речи | 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 | ПК-2 | ||
1.4. | Обследование двух детей с нарушениями слуха | 7, 8, 11, 19, 20 | ПК-2, ПК-6 | ||
1.5. | Ознакомление с различными видами консультационной работы сурдопедагога (с родителями, педагогами, другими специалистами образовательной организации); образовательной организации; оформление индивидуального плана работы на первый период практики | 1, 18, 19, 20, 21, 22, 23 | ПК-2, ПК-6, | ||
Производственная практика в качестве сурдопедагога Основной этап | |||||
1.6. | Составление конспектов индивидуальных и групповых занятий и занятий; согласование конспектов с сурдопедагогом; проведение 6 занятий; оформление документации по практике; подготовка консультации для родителей | 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 | ПК-2, ПК-6 | ||
1.7. | Составление конспектов индивидуальных и групповых занятий; согласование конспектов с сурдопедагогом; проведение 6 занятий; оформление документации по практике; подготовка консультаций для родителей; согласование консультаций с сурдопедагогом | 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 | ПК-2, ПК-6 | ||
1.8. | Составление конспектов индивидуальных и групповых занятий; согласование конспектов с сурдопедагогом; проведение 6 занятий; оформление документации по практике; проведение 2 консультаций для родителей по развитию слухового восприятия речи у детей | 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 | ПК-2, ПК-6 | ||
1.9. | Составление конспектов зачётных занятий; согласование конспектов ссурдопедагогом; проведение 6 занятий; оформление документации по практике; составление консультации для педагогов | 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 | ПК-2, ПК-6 | ||
Производственная практика в качестве сурдопедагога Итоговый этап | |||||
1.10. | Составление конспектов зачётных индивидуальных и групповых занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных индивидуальных и групповых занятий(не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ зачётных занятий других практикантов (не менее пяти за неделю); согласование консультации для педагогов с сурдопедагогом; ведение дневника практики | 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 22, 23 | ПК-2, ПК-6 | ||
1.11. | Составление конспектов зачётных занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ пяти зачётных занятий других практикантов; проведение консультации для педагогов | 1, 2,3, 4,5, 8, 9, 10, 11, 12, 13,14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 | ПК-2, ПК-6 | ||
1.12. | Составление конспектов зачётных занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ зачётных занятий других практикантов (не менее пяти за неделю); проведение консультации для педагогов с сурдопедагогом | 1, 2,3, 4,5, 8, 9, 10, 11, 12, 13,14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 | ПК-2, ПК-3, ПК-4 | ||
1.13. | Составление конспектов зачётных занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ зачётных занятий других практикантов (не менее пяти за неделю); проведение консультации для педагогов | 1, 2,3, 4,5, 8, 9, 10, 11, 12, 13,14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 | ПК-2, ПК-6 | ||
1.14. | Проведение зачётных занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ зачётных занятий других практикантов (не менее пяти за неделю); подведение итогов производственной практики в качестве сурдопедагога; оформление документации по данным этапам практики | 1, 2,3, 4,5, 8, 9, 10, 11, 12, 13,14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 | ПК-2, ПК-6 |
|
|