Цель работы: научить оценивать влияние факторов макросреды на деятельность организации.
Методические указания по выполнению практической работы
Любая фирма действует в окружении определенной внешней среды, которую можно разделить на макро и микросреду. Наиболее существенными параметрами внешней среды фирмы, влияющими на ее стратегическое поведение являются факторы макросреды на которые фирма не может оказывать прямого влияния. Она должна постоянно следить за их изменением и учитывать в своей деятельности.
Задание. Выберите из таблицы один из предложенных вариантов двух видов бизнеса.
| Вариант | Фирма 1 | Фирма 2 |
| Добыча нефти | Переработка нефтепродуктов | |
| Добыча железной руды | Машиностроение | |
| Переработка нефтепродуктов | АЗС |
В расчетной таблице:
1. впишите в соответствующие позиции макрофакторы, влияющие на деятельность фирмы;
2. проставьте ранги важности факторов для каждого из перечисленных организаций, ранги проставьте по одному из группы факторов, сумма рангов должна равняться единице.
| Макрофакторы | Влияние на бизнес | ||||
| Фирма 1 | Фирма 2 | ||||
| Баллы | Ранг | Баллы | Ранг | ||
| Политические факторы | |||||
| Президентские выборы | |||||
| Законодательное регулирование деятельности | |||||
| Политическая стабильность в регионе | |||||
| Итого: | Итого: | ||||
| Экономические факторы | |||||
| Уровень доходности населения | |||||
| Доступность кредита | |||||
| Состояние цен на товары, услуги, работы | |||||
| Итого: | Итого: | ||||
| Технологические факторы | |||||
| Моральный износ оборудования | |||||
| Использование новых технологий | |||||
| Модернизация производства с учетом достижения науки | |||||
| Итого: | Итого: | ||||
| Природные факторы | |||||
| Климатические условия | |||||
| Отсутствие некоторых видов сырья | |||||
| Условия работы | |||||
| Итого: | Итого: | ||||
| Культурно – демографические факторы | |||||
| Традиции и обычаи общества | |||||
| Плотность населения | |||||
| Миграция населения | |||||
| Поло-возрастной состав населения | |||||
| Итого: | Итого: | ||||
3. Оценить степень влияния факторов внешней среды на бизнес фирмы для этого проставьте ответы по шкале:
1 – не влияет;
2 – слабо влияет;
3 – умеренно влияет;
4 – сильно влияет;
5 – очень сильно влияет.
4. Сумму баллов умножьте на ранг и получите оценку факторов макросреды организации. Выявите, какие факторы оказывают наибольшее а какие наименьшее влияние на каждый вид бизнеса.
Контрольные вопросы:
1. Понятие маркетинговая среда;
2. Факторы микросреды организации;
3. Факторы макросреды организации;
4. Факторы прямого и косвенного воздействия на организацию.