Содержание критерия
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
· развивающее обучение;
· проблемное обучение;
· разноуровневое обучение;
· коллективную систему обучения (КСО);
· технологию решения исследовательских задач (ТРИЗ);
· использование исследовательского метода в обучении;
· проектные методы обучения;
· технологию «дебаты»;
· технология модульного и блочно-модульного обучения;
· лекционно-семинарско-зачетная система обучения;
· технологию развития «критического мышления»;
· технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;
· обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
· информационно-коммуникационные технологии;
· здоровьесберегающие технологии;
· систему инновационной оценки «портфолио»,
· технология дистанционного обучения и др.
Измерения и способ подтверждения критерия
При оценке образовательного учреждения по этому критерию можно выделить:
- общее количество и виды современных педагогических технологий, используемых в учебном процессе ОУ в целом и по ступеням образования;
- долю педагогов, эффективно использующих конкретные педагогические технологии, в том числе, по ступеням образования, а также доля педагогов, прошедших подготовку в области современных педагогических технологий;
- динамику этих показателей.
О реальном уровне использование информационных технологий в учебном процессе можно также судить по оснащенность компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер), готовности преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий (доля преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере).
В программе развития Учреждения данные об использовании современных образовательных технологий могут содержаться в аналитической части программы и в описании концепции развития школы, а также в стратегических и тактических планах с указанием конкретных сроков их введения в массовую практику работы Учреждения у разных групп учителей.
Оценивание
При оценке работы Учреждения по критерию «эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе» общественным экспертам следует уделить внимание не только количественным показателям их реализации в практике, но в большей степени тому эффекту, который получен учреждением от их внедрения. Данные о результативности освоения новых технологий могут содержаться в аналитической части программы или в специально подготовленной Претендентом информационной справке-приложению к программе. Таким образом, экспертную оценку по данному критерию следует проводить с учетом данных по первому критерию: «высокое качество результатов обучения и воспитания»
Критерий «обеспечение доступности
Качественного образования»
Содержание критерия
В контексте реализации данного направления национального проекта под доступностьюкачественного образования предлагается понимать совокупность условий, созданных общеобразовательным учреждением для того, чтобы обучающиеся в нем дети имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с особенностями возрастного этапа, индивидуальными склонностями и предпочтениями, а также психо-эмоциональными и интеллектуальными особенностями.
Следовательно, об уровне доступности качественного образования для школьников, созданных в Учреждении, можно судить
· по характеру реализуемых им образовательных программ (содержанию и технологиям);
· наличию вариантов программ для разных групп школьников, обучающихся в данном Учреждении, то есть полноте удовлетворения их образовательных запросов;
· а также по качеству их выполнения, которое, в свою очередь, обусловливается качеством преподавания, зависящем от мастерства и заинтересованности учителей в достижении высоких результатов.
Внутреннем условием, обеспечивающим качественную реализации школьных образовательных программ, является также их преемственность и завершенность, которая обеспечивается использованием учебно-методических комплектов одной линии.
Таким образом, чем более дифференцированной и вариативной будет система образования Учреждения, целостней и завершенней, реализуемые в ней программы и выше квалификация, а также заинтересованность в качественной работе его учителей, тем выше будут степень вероятности того, что обучающиеся в нем дети будут являться «потребителями» качественного образования.
Доступность качественных образовательных программ или «образовательных траекторий» обеспечивается также выполнением школой Закона об образовании Российской Федерации, гарантирующим право ребенка на получение образования в любом общеобразовательном учреждении. В связи с этим доступность обеспечивается наличием в школе открытых и прозрачных процедур зачисления учащихся на все ступени школьного образования и во все классы согласно имеющемуся в школе количеству посадочных мест, и наличием у родителей и учащихся возможностей для осуществления их выбора образовательной программы.
Кроме этого в содержание критерия «доступность качественного образования включается понятие финансовой доступности образовательных услуг и транспортной доступности образовательного учреждения для уже обучающихся и потенциальных школьников.
Критерием финансовой доступности служит бесплатность образования или наличие платы за дополнительные образовательные услуги в размере, не превышающим ту сумму, которую семья ребенка может заплатить за образования без ущерба для своего семейного бюджета. Естественно, что в различных территориальных муниципальных образованиях и регионах эти суммы различны и выявляются при помощи специальных исследований. Желательно, чтобы общественные эксперты владели данной информацией.
Транспортная доступность учреждения обеспечивается наличием надежного и безопасного для учащихся транспортного сообщения или организацией специального подвоза школьников. Время, за которое дети доезжают от места своего проживания до образовательного учреждения не должно превышать 20 минут.