Есть «Ира кушала?» Вопросительными словами дети пользуются реже, но
Могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?»
Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах ви-
Димой, наглядной ситуации.
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей,
С которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отно-
Шения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие
Чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался»,
«жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хоро-
Ший», «красивый».
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой
Деятельности и самообслуживании.
Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любую пи-
Щу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности.
52 53
Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того,
Как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помо-
|
|
Гает ребенку выполнять несложные (состоящие из одного, а к концу года
Из 2–3 действий) поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблю-
Дать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно»,
«нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объектно-на-
Правленный характер.
На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество
С взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. При
Этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, вы-
Разительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений
С помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством
Общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только
С близкими, хорошо знакомыми ему людьми.
На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается
Тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг
С другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры
(«Прятки», «Догонялки»).
Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не
Сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого
Партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его.
Он активно протестует против вмешательства в свою игру.
Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что
Стоит рядом. Отобрав игрушку у соседа, но не зная, что делать дальше, ма-
Лыш просто бросает ее. Воспитателю следует пресекать подобные факты,
|
|
Чтобы у детей не пропало желание общаться.
Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предмет-
Но-игровой деятельности и режимных процессах, а поскольку предметно-
Игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятель-
Ность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать.
Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала
Осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а за-
Тем играть вместе по 2–3 человека, вести себя в группе соответствующим
Образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог
Сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т. д. При этом они пользу-
Ются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.
На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формиро-
Вать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум го-
Дам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести пред-
Мет, необходимый соседу для продолжения игры (кубики, колечки для
Пирамидки, одеяло для куклы). Подражая маме или воспитателю, один
Малыш пытается «накормить, причесать» другого.