Сами. Но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» — то

Есть «Ира кушала?» Вопросительными словами дети пользуются реже, но

Могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?»

Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах ви-

Димой, наглядной ситуации.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей,

С которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отно-

Шения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие

Чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался»,

«жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хоро-

Ший», «красивый».

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой

Деятельности и самообслуживании.

Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любую пи-

Щу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности.

52 53

Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того,

Как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помо-

Гает ребенку выполнять несложные (состоящие из одного, а к концу года

Из 2–3 действий) поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблю-

Дать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно»,

«нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объектно-на-

Правленный характер.

На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество

С взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. При

Этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, вы-

Разительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений

С помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством

Общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только

С близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается

Тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг

С другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры

(«Прятки», «Догонялки»).

Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не

Сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого

Партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его.

Он активно протестует против вмешательства в свою игру.

Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что

Стоит рядом. Отобрав игрушку у соседа, но не зная, что делать дальше, ма-

Лыш просто бросает ее. Воспитателю следует пресекать подобные факты,

Чтобы у детей не пропало желание общаться.

Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предмет-

Но-игровой деятельности и режимных процессах, а поскольку предметно-

Игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятель-

Ность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать.

Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала

Осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а за-

Тем играть вместе по 2–3 человека, вести себя в группе соответствующим

Образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог

Сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т. д. При этом они пользу-

Ются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.

На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формиро-

Вать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум го-

Дам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести пред-

Мет, необходимый соседу для продолжения игры (кубики, колечки для

Пирамидки, одеяло для куклы). Подражая маме или воспитателю, один

Малыш пытается «накормить, причесать» другого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: