Построение, организация и методика проведения занятия

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным упражнениям являются организованные занятия на прогулках.

Занятия спортивными упражнениями направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.

Основной целью занятий спортивными упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники.

Отличительная черта занятий спортивными упражнениями – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятия. Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Скука приходит тогда, когда ребята остаются без дела, когда их заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей: они порой «забывают» о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с занятия с желанием продолжить его.

Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.

Обучение спортивным упражнениям протекает более успешно при реализации всех обще-дидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры являются довольно сложными для дошкольников. При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания.

Не менее важна индивидуализация процесса обучения спортивным упражнениям. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку. Содержание занятий строится с учетом физической подготовленности, индивидуальной одаренности детей к определенному виду движений и их желаний.

В процессе обучения спортивным упражнениям чрезвычайно важно обеспечить сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять.

Занятие спортивными упражнениями, как и занятие, обучающее основным движениям, состоит из трех взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть занятия может варьироваться в зависимости от содержания упражнений в основной части занятия. В этой части занятия проводится разминка с целью подготовки организма ребенка к более интенсивной работе в основной части. Важной задачей первой части занятия является развитие интереса у детей к предстоящим движениям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале. В эту часть занятия можно включать и упражнения, подводящие к изучению движений в основной части занятия. Продолжительность вводной части во второй младшей группе от 3 до 4 мин, в средней – от 4 – 5 мин, в старшей – от 4 до 6 мин.

В основной части занятия намечаются задачи по обучению детей спортивным упражнениям, по воспитанию физических качеств. Сначала предусматривается ознакомление детей с новым материалом, затем – повторение и закрепление уже известного и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков. Более целесообразно планировать на одном занятии обучение детей действиям одного вида спортивных упражнений.

В основной части уместно сочетание более интенсивных упражнений с менее интенсивными, что обеспечивает оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм ребенка. Движения подбираются энергичные, быстрые, требующие выносливости, повышающие функциональное состояние организма. Продолжительность основной части занятии от 12 до 20 мин.

В спортивной игре дети обычно увлекаются и ведут себя очень эмоционально. Поэтому важно следить за самочувствием ребят, чтобы физическая нагрузка на организм ребенка не превышала его возможности.

Целью заключительной части занятия является снижение общей возбудимости функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние. При этом пульс ребенка снижается и приближается к норме. Эту часть занятия составляют ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, а также упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп, или спокойная игра. Противопоказаны упражнения с длительными статическими положениями тела. Продолжительность заключительной части занятия во второй младшей группе 3 мин, в средней – 4 мин, в старшей – 5 мин.

Занятия спортивными играми и упражнениями отличаются многообразием форм проведения. На начальном этапе обучения иногда целесообразно применять свободные действия и любимые игры детей (с мячом, с клюшкой, с велосипедом и другим инвентарем), пользуясь имеющимся разнообразным оборудованием на площадке. При этом можно предложить детям выполнить те действия, которыми они слабо владеют или, выполняя их, допускают много ошибок.

В конце зимнего и летнего сезона целесообразно проводить контрольные занятия, целью которых являются учет двигательных навыков, умений детей и анализ усвоения программного материала по развитию спортивных действий. Эти занятия начинаются с разминки, в основной части проводятся контрольные упражнения в виде состязаний, и заканчиваются занятия малоподвижной, спокойной игрой, спокойной ходьбой в сочетании с дыхательными упражнениями, сбором инвентаря и подведением итогов.

Планирование спортивных упражнений на прогулке

Правильное планирование спортивных упражнений на прогулке позволяет в определенной системе и последовательности использовать их достигая наиболее высоких результатов в учебно-воспитательном процессе и создавать целесообразный двигательный режим для детей. Только при тщательном планировании работы можно достичь высоких результатов в физическом совершенствовании.

В планирование необходимо вносить целесообразные изменения в зависимости от длительности зимы, летнего сезона, условий проведения занятий.

В предложенном планировании занятия спортивными играми и упражнениями на прогулке сочетаются с подвижными играми, а также с другими формами физического воспитания в режиме дня. Чем дети старше, тем больше доступных им спортивных упражнений и игр. Если во второй младшей и средней группах дети обучаются 5 видам спортивных упражнений, то в старшей группе уже 10, а в подготовительной к школе группе – 13 видам спортивных упражнений и игр. В течении четырех лет (начиная со второй младшей группы) предусмотрено большое количество занятий. Например, ходьбе на лыжах отведено 115 занятий, катанию на велосипедах 105 занятий, в то время как более сложным упражнениям и играм, доступным детям только подготовительной к школе группы, таким, как настольный теннис, - меньше (соответственно 15 занятий). Чаще всего при переходе детей из младших групп в старшие количество занятий одного и того же вида спортивных упражнений и игр увеличивается. Например, ходьбе на лыжах во второй младшей группе отводится 20 занятий, в средней и в старшей – 30, а в подготовительной к школе группе – 35 занятий в год.

При определении количества занятий спортивными играми и упражнениями нужно учитывать возраст детей. Также воспитателям необходимо учитывать природные и климатические условия и индивидуальные особенности детей своей группы.

Воспитатель сам определяет, в какие дни недели и на какой прогулке (утренней или вечерней) целесообразнее обучать спортивным играм и упражнениям в зависимости от погоды, от времени проведения физкультурных занятий и других условий. Если физкультурные занятия в этот день проводятся после обеда или совсем не проводятся, то обучению спортивным играм и упражнениям лучше посвящать утреннюю прогулку.

Возрастная группа Количество занятий в неделю
Вторая младшая группа Средняя Старшая Подготовительная к школе 1 - 2 (в зависимости от погоды) 2 – 3 4 – 5 Ежедневно (на утренней или вечерней прогулке)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: