Тема 2. Судебная власть и система органов, 4 страница

 

В Южной Корее должность судьи считается одной из самых уважаемых в обществе. Как правило, судьями становятся адвокаты или прокуроры с определенным опытом работы в юриспруденции. Претенденты на должность судьи обязательно сдают специальный экзамен, по результатам которого комиссия определяет дальнейшую судьбу претендента. В зависимости от занимаемой должности, стажа работы и имеющихся званий ежемесячная зарплата судей составляет от 5 до 10 тысяч долларов и повышенная по сравнению с другими категориями государственных служащих пенсия по выходу в отставку.

В Турции независимость и светский характер судебной власти были закреплены первой конституцией Турецкой Республики в 1924 году. До этого в стране действовали религиозные суды, основывавшиеся на положениях шариата. В соответствии с конституцией судьи независимы и назначаются на должность на неопределенный срок. Предельный возраст судей не должен превышать 65 лет. Должность судьи одна из уважаемых в обществе. Однако ежемесячная зарплата начинающего судьи суда первой инстанции невелика и составляет около 1,5 тысячи долларов. Вышестоящие судьи получают дополнительные льготы в виде служебного комфортабельного жилья в престижных районах проживания и других государственных благ. Это рассматривается как стимул для начинающих судей, которые в начале карьеры направляются в провинциальные районы, где им предоставляется служебное жилье и хорошая юридическая практика.

В Англии судебная система едина для Англии и Уэльса. В Шотландии и Северной Ирландии действуют свои национальные судебные системы. Примерно 95% установленных правонарушений, предусматривающих наказание в виде лишения свободы на срок до 6 месяцев, рассматриваются в судах магистратов на бесплатной основе судьями, не имеющими юридического образования.

Судья в Англии назначается только из числа барристеров или солиситоров, постоянно работающих на своих должностях. Назначение судей осуществляет специальная комиссия по судебным назначениям. Английские судьи не имеют права заниматься любой политической деятельностью (быть членом политической партии, выдвигать свою кандидатуру на выборах, иным образом поддерживать политические партии), кроме пассивного избирательного права (право избирать). Им запрещено иметь любой дополнительный заработок, кроме получения гонораров за литературные труды. Судьям разрешено иметь акции. Солиситорам, считающимся судебными служащими и работающих в судах на договорной основе, разрешается иметь собственный бизнес. Как правило, они имеют собственные адвокатские конторы.

Английский судья независим от всех ветвей власти. Это непреклонное правило скрупулезно соблюдается и контролируется обществом. Решение судьи может быть пересмотрено по инициативе одной из сторон процесса только в апелляционном суде. Единственная зависимость судьи предусмотрена только от решения жюри присяжных, уполномоченных выносить вердикт в пределах законодательно предусмотренной дилеммы: "виновен - невиновен".

Профессия судьи весьма уважаемая (это проистекает от вековых традиций уважения к праву) и весьма высокооплачиваемая как по национальным, так и по мировым уровням. Поэтому вопрос о возможности получения взяток судьями в Англии не стоит. Судья районного суда получает годовую зарплату, практически равнозначную зарплате министра - 102921 фунт стерлингов (более 150 тысяч долларов). Судья Высокого суда получает 172753 фунта, а Лорд - Верховный судья - 239845 фунтов. Для сравнения отметим, что оклад Премьер-министра Великобритании составляет 142500 фунтов в год, а средняя зарплата в стране - 25000 фунтов в год.

Кроме заработной платы английские судьи обладают солидным социальным пакетом. Им оплачиваются служебные транспортные расходы (билет первого класса на поездах), бензин при поездках на автомобиле, гостиничные расходы (из расчета 120 фунтов стерлингов за сутки). Частично оплачивается аренда жилья в случае, если судья не обладает собственным жильем в местности, где он работает.

Несколько иначе обстоит дело с отношением к профессии судьи в Китае. В стране действует многоступенчатая судебная система (народные суды первой ступени, средней и высшей, а также Верховный суд Китая). Низшей (первой) инстанцией является народный суд, действующий на уровне городов или уездов, входящих в состав провинций или автономных районов. В основном они рассматривают административные правонарушения и малозначительные (мелкие) преступления.

Народный суд средней инстанции формируется на уровне городов центрального подчинения либо административных центров провинций. Они уполномочены рассматривать уголовные дела в том числе по преступлениям, связанным с посягательством на государственную безопасность, и преступлениям, совершенным на территории Китая иностранцами.

Народный суд высшей инстанции имеет право рассматривать дела о преступлениях, по которым может выноситься смертный приговор. Высшей судебной инстанцией является Верховный суд Китая, имеющий право на пересмотр любого решения, вынесенного нижестоящими судами страны.

Профессия судьи в Китае не пользуется большой популярностью. Это объясняется высокой ответственностью и невысокой ежемесячной зарплатой. Например, судьи первой инстанции получают до 150 долларов, а судьи среднего звена - 500 - 600 долларов. Избрание на должность судьи осуществляется на заседаниях собрания народных представителей различных уровней в зависимости от уровня суда (законодательные органы власти). Этому предшествует обязательная процедура сдачи кандидатом в судьи строгого экзамена, на котором помимо знаний юриспруденции особое внимание уделяется вопросам здоровья претендента на должность. Вся информация о судьях (особенно о судьях высших инстанций) в стране засекречена и фактически приравнена к государственной тайне. С учетом специфики судейской профессии, связанной с вынесением "непопулярных решений", в этом есть рациональное зерно, которое может быть полезно и для применения в современной России.

В судебной системе США действует строгое разделение по полномочиям между федеральным уровнем и уровнем штатов (всего их 50).

В федеральную систему судов входят окружные, специальные, апелляционные и специальные апелляционные суды во главе с Верховным судом США. Численность работающих в них судей составляет около 3200 судей. Эти суды уполномочены рассматривать споры по патентам, авторским правам и вопросам интеллектуальной собственности, по делам о банкротстве, вопросам, связанным с международными договорами и торговлей, спорами между штатами.

Любое дело (уголовное или гражданское) по законодательству США может быть рассмотрено в суде присяжных по желанию одной из сторон (обвиняемый или потерпевший, истец или ответчик). Ежегодно в стране проходит около 120 тысяч процессов с участием суда присяжных. Это составляет около 90% всех процессов в мире с участием присяжных заседателей.

Ежегодная зарплата судьи в США считается достойной и в зависимости от статуса судьи и его места работы составляет от 100 до 170 тысяч долларов. Председатель Верховного суда США получает 223 тысячи долларов в год.

Работа судей в США считается небезопасной, хотя случаи нападения на них крайне редки. В 2005 году были жестоко убиты родственники судьи в Чикаго. В то же время в 2009 году количество зафиксированных анонимных угроз в адрес судей резко увеличился и достиг почти 1300 случаев. По данным службы, обеспечивающей безопасность судей, в отношении около 70% судей США поступали угрозы. Каждая поступившая угроза всесторонне анализируется и проверяется. По результатам проводимого расследования принимается решение о необходимости круглосуточного слежения за предполагаемым преступником. Специализированное управление защитных операций отвечает за физическую защиту около 2000 федеральных судей, около 5000 судебного персонала и 400 зданий судов.

Среди других приемов и способов, применяемых американскими судьями в целях самозащиты, применяются: частое изменение маршрутов движения; установка домашней сигнализации; уклонение от регистрации в качестве избирателей; защита персональных данных.

В России, по данным Судебного департамента <1>, за 2008 - 2010 годы в отношении судей судов общей юрисдикции и мировых судей было совершено 296 противоправных деяний, из которых: 10 убийств, 43 разбоя и грабежа, 176 краж, 27 поджогов и 41 посягательство на жизнь и здоровье. Из 10 уголовных дел, возбужденных по фактам убийств судей, было раскрыто только два.

--------------------------------

<1> См.: Емельянова Светлана, Орлов Петр. Мантия под прицелом (федерального судью расстреляли из автоматов на пороге его дома) // РГ. 2010. 9 сентября.

 

Например, в 2010 году с заявлениями о предоставлении защиты обратились 13 судей Московского городского суда <1>. В четырех случаях угрозы в их адрес были высказаны прямо в зале судебного заседания. Судебные процессы, во время которых судьям поступали угрозы, велись по различным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации - торговля наркотиков, грабеж, а также даже незначительные кражи.

--------------------------------

<1> См.: Шаров Андрей. Судья как мишень (служители столичной третьей власти оказались под прицелом криминальных структур) // РГ. 2010. 22 сентября.

 

Для сравнения отметим и другую статистику. В России ежегодно при исполнении служебного долга в среднем погибает от 400 до 420 сотрудников полиции (ранее милиции).

Конституция Российской Федерации 1993 года предусматривает ряд важных принципов организации и осуществления правосудия, требования, предъявляемые к судьям судов РФ. Эти принципы и начала организации судов и деятельности судей конкретизируются, развиваются и постоянно дополняются в текущем законодательстве государства. В первую очередь о них говорится в Законе РФ от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации".

К судьям предъявляются следующие требования. Во-первых, судья должен иметь гражданство Российской Федерации. Из этого следует, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть судьями судов Российской Федерации. Во-вторых, судьями могут быть граждане России, достигшие возраста 25 лет. В-третьих, для занятия должности судьи обязательно высшее юридическое образование. В-четвертых, наличие стажа работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Например, в 2011 году средний возраст московских судей составлял: в Московском городском суде - около 48 лет; в районных судах - около 44 лет; в мировых судах - 28 лет <1>.

--------------------------------

<1> См.: Барщевский Михаил. Суд без тайн (интервью с председателем Московского городского суда Ольгой Егоровой) // Российская газета. 2011. 14 апреля. N 80.

 

Понятие "юридическая профессия" означает, что гражданин, претендующий на должность судьи, уже работал судьей либо был следователем, прокурором, адвокатом, юрисконсультом, секретарем судебного заседания, нотариусом. Оно охватывает также научную и преподавательскую деятельность в области права. В статье 119 Конституции Российской Федерации говорится о дополнительных требованиях к судьям, которые могут быть установлены федеральным законом.

Во многих европейских государствах существует обязательное требование к кандидатам на должность судьи, - это наличие определенного стажа работы в должности адвоката. Считается, что этот опыт в новой должности будет способствовать смелости в принятии сложных решений, выработке гражданской позиции "и умелой адаптации юридических формул жизни" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Адвокат готовится судить (беседа Михаила Барщевского с заместителем Министра юстиции РФ Василием Лихачевым) // Российская газета. 2010. 16 декабря. N 285.

 

В Законе о статусе судей сформированы такие требования: судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы; при исполнении своих полномочий судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности; судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Имеется еще одно специфическое требование, предъявляемое к кандидату в судьи - сдача квалификационного экзамена, который принимается состоящей при органе юстиции комиссией (ее профессиональный состав утверждается квалификационной коллегией судей). Если судья нарушил какое-либо из предусмотренных законом требований, то квалификационная коллегия судей вправе приостановить или прекратить его полномочия.

В соответствии со статьей 13 Закона о статусе судей, полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей в случаях, когда:

- было дано согласие соответствующей квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или на его заключение под стражу;

- судья занимается деятельностью, не совместимой с его должностью;

- судья был подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности соответственно определением или решением суда, вступившим в законную силу;

- судья был признан безвестно отсутствующим в установленном законом порядке решением суда, вступившим в законную силу.

В соответствии со статьей 14 данного Закона полномочия судьи прекращаются в случаях:

письменного заявления судьи об отставке;

продолжения судьей деятельности, не совместимой с его должностью, несмотря на предупреждение соответствующей квалификационной коллегии судей или приостановление его полномочий;

истечения срока полномочий - для судьи, срок полномочий которого установлен законом (имеются в виду мировые судьи, а также судьи федеральных районных судов, судьи военных судов (гарнизонов, армий, флотилий));

состоявшегося о нем и вступившего в законную силу обвинительного приговора суда;

признания его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

утраты судьей гражданства РФ;

объявления его умершим в установленном законом порядке решением суда, вступившим в законную силу;

смерти судьи;

совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи.

Своим Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации <1> признал не противоречащими Конституции Российской Федерации следующие законодательные положения:

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2008 года N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 61 и 121 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статей 21, 22 и 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.Н. Белюсовой, Г.И. Зиминой, Х.Б. Саркитова, С.В. Семак и А.А. Филатовой" // Российская газета. 2008. 14 марта.

 

1. Пункт 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей Российской Федерации", согласно которому за совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

2. Пункт 11 статьи 6.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей Российской Федерации", согласно которому полномочия председателей судов могут быть досрочно прекращены в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей.

3. Пункт 6 статьи 21, пункты 1 и 2 статьи 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", которыми в производстве по досрочному прекращению полномочий судьи и председателю соответствующего или вышестоящего суда предоставляется право проводить проверку жалоб, содержащих сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, обращаться с представлением в квалификационную коллегию судей о прекращении полномочий судьи, а также участвовать в заседаниях квалификационных коллегий судей и высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Прорабатываются вопросы о необходимости прохождения кандидатами в судьи обязательных специальных психологических исследований на предмет профессиональной пригодности. Высказываются предложения о строительстве гостиниц для присяжных заседателей, где они смогли бы проживать во время участия в судебных процессах. Это позволит избежать внешнего воздействия на их будущую позицию по выносимому решению.

Конституция Российской Федерации (ст. 120) устанавливает важнейший, можно сказать, основополагающий принцип деятельности судей - их независимость и подчинение только закону. Независимость судей - основная гарантия и условие функционирования объективного и самостоятельного правосудия, способного в точном соответствии с законом защитить права и интересы человека и гражданина. Независимость и суда в целом, и судьи обеспечивается тем, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Установленный в статье 121 Конституции Российской Федерации принцип несменяемости судей, во-первых, является одним из основополагающих демократических начал организации и деятельности суда; во-вторых, служит гарантией подлинной независимости и стабильности в работе судей, полномочия которых не ограничены определенным сроком. Опасность быть освобожденным судьей может возникнуть только в силу истечения срока полномочий судьи. В ч. 2 ст. 121 говорится, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Выше уже говорилось - со ссылками на соответствующие статьи законодательства о статусе судей - об основаниях приостановления и прекращения полномочий судьи.

Один из важнейших принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации (ст. 122), - неприкосновенность судей. Этот принцип - серьезная гарантия обеспечения независимости судей. В статье 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" была установлена система гарантий обеспечения неприкосновенности судей. Неприкосновенность судьи охватывает ограждение личности судьи от всяких посягательств, а также неприкосновенность его жилища и служебного помещения, используемого им транспорта и средства связи, его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов. В то же время в законодательство Российской Федерации были внесены изменения, что в установленном законом порядке судья подлежит уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.

Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

В части 2 статьи 122 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом <1>. В соответствии со статьей 16 Закона о статусе судей, судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда.

--------------------------------

<1> См., например: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"; Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей Российской Федерации"; Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".

 

"Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению" <1>. Гарантии неприкосновенности распространяются на мировых судей, а также народных заседателей и членов их семей (в период осуществления ими правосудия) <2>.

--------------------------------

<1> См.: пункт 5 приложения N 1 ("Выписка из нормативных правовых актов о лицах, обладающих неприкосновенностью") Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2009 года N 248 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органа внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан" // Российская газета. 2009. 17 июля.

<2> См.: Там же. Пункты 6 и 7.

 

В 2005 - 2008 годах около 1500 судей Российской Федерации были привлечены к дисциплинарной ответственности. Еще около 300 были досрочно лишены своих полномочий. За первое полугодие 2009 года Высшая квалификационная коллегия судей досрочно прекратила полномочия двух судей, а квалификационные коллегии судей в субъектах Российской Федерации такие решения вынесли в отношении 32 судей, и 172 судьям были вынесены предупреждения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Досье "РГ" // Российская газета. 2009. 11 ноября.

 

2.9. Гласность в деятельности судов

 

Гласность является одним из основополагающих принципов деятельности всех органов государственной власти. Его практическая реализация имеет большое общественное значение, позволяющее гражданам страны относиться с доверием к решениям, принимаемым органами власти, и особенно при решении конфликтных ситуаций. Этот принцип наиболее ярко проявляется в деятельности судов всех видов.

Необходимость наличия у населения веры в справедливость и торжество закона имеет большое социальное звучание. Ее отсутствие может привести к нежелательным социальным последствиям вплоть до насильственного изменения конституционного строя. Такой печальный опыт имеется в истории практически каждого государства, в том числе и у России.

Принцип гласности действий органов государственной власти в Российской Федерации способствует наиболее полной и эффективной реализации в практической деятельности конституционного принципа взаимной ответственности между государством и населением.

Граждане и хозяйствующие субъекты в Российской Федерации по-прежнему испытывают определенные затруднения при получении информации в сфере правосудия при доступе в залы судебных заседаний. Прямым результатом такого положения дел стали многочисленные обращения граждан в Европейский суд по правам человека. Так, по решениям Европейского суда по правам человека Российская Федерация выплатила истцам: в 2002 году 11000 евро, в 2003 году - 10000 евро, в 2004 году - 566072 евро, в 2005 году - 614733 евро, 5540 английских фунтов, 140546 рублей 25 копеек <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 года N 583, утвердившее федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2007 N 214 и от 14.02.2008 N 68).

 

Постепенно формируется правовой механизм реализации принципа гласности. В качестве одного из примеров подобного рода является Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Он регулирует взаимные отношения, с одной стороны, между органами исполнительной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации), уполномоченными осуществлять государственный контроль (надзор), и органами местного самоуправления, уполномоченными осуществлять муниципальный контроль за деятельностью, а с другой стороны - юридических лиц и частных предпринимателей <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно об этом см.: Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Российская газета. 2008. 30 декабря.

 

В целях практической реализации принципа гласности в деятельности судов Российской Федерации принят Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" <1>, который вступает в силу с 1 июля 2010 года. Его основные положения прошли апробацию в сложившейся практике деятельности судов и нашли свое отражение в законодательстве, предназначенном регламентировать деятельность судебной системы Российской Федерации.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" // Российская газета. 2008. 26 декабря.

 

Действие этого Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов всех видов, "а в отношении информации о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - также законодательством субъектов Российской Федерации" (пункт 2 статьи 2 Федерального закона).

Информация о деятельности судов может предоставляться в различных формах: устной (во время личного приема, по телефону); в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

В то же время действия этого федерального закона не распространяются на виды отношений, связанных со следующей информацией (пункт 4 статьи 2):

о порядке осуществления конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судопроизводстве в арбитражном суде, порядке производства в квалификационных коллегиях судей;

о порядке исполнения судебных актов;

об отношениях, связанных с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества;

о порядке информационного взаимодействия, осуществляемого судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества.

Доступ к информации о деятельности судов предусмотрено обеспечивать следующими способами (статья 6 Федерального закона):

присутствие заинтересованных лиц в открытом судебном заседании;

обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации;

размещение информации о деятельности судов в сети Интернет;

размещение информации о деятельности судов в служебных помещениях судов, Судебного департамента и его территориальных органов, органов судейского сообщества;

ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;

предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.

 

2.10. Независимость судей

 

Принцип независимости судей помимо Конституции Российской Федерации отражен и конкретизирован также в ряде федеральных конституционных и федеральных законов. К ним необходимо отнести следующие Законы: "О статусе судей в Российской Федерации"; "О Конституционном Суде Российской Федерации"; "Об арбитражных судах"; "О судоустройстве"; Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Российской Федерации.

Содержание данного принципа правосудия состоит в стремлении государства обеспечить такие условия, в которых суд может иметь реальную возможность принимать ответственные решения на прочной основе предписаний закона, и только закона, а не без вмешательства, давления или иного воздействия извне.

Опыт многих десятилетий и даже столетий показывает, что суд относится к числу таких государственных учреждений, решения которых находятся всегда в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто граждан. Все они так или иначе заинтересованы в результатах судебного разбирательства конкретных дел. Поэтому возникает искус оказания влияния на суды. Избежать этого помогает реальный статус независимости судьи, который конституционно установлен и законодательно гарантирован.

Принцип независимости судей должно рассматриваться не как привилегия судей на право вынесения соответствующего судебного вердикта, а как их важнейшая обязанность, вытекающая из гарантированного Конституцией Российской Федерации права человека на беспристрастное судебное разбирательство. Независимость судей обеспечивается:

предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: