Тема 2. Судебная власть и система органов, 5 страница

правом судьи на отставку;

неприкосновенностью судьи;

системой органов судейского сообщества;

гарантиями со стороны государства профессиональной карьеры судей;

предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Еще А.Ф. Кони высказывался за необходимость ограждения судьи "от условий, дающих основание к развитию в нем малодушия и вынужденной угодливости". В современной России многое делается для создания реальных условий независимости судей от влияния местных властей. Однако до идеала в этом вопросе пока еще необходимо пройти значительный путь. Например, по состоянию на март 2008 года 710 судей судов общей юрисдикции не имели квартир. Еще 1520 человек были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Проблемы социального характера могут быть одной из причин, "которая устанавливает непосредственно ту самую коррупционную составляющую, что потом может сделать суд совершенно зависимым" <1>.

--------------------------------

<1> Шкель Тамара. Квартирный вопрос суд не испортит // Российская газета. 2008. 15 марта.

 

Опыт многих десятилетий и даже столетий показывает, что суд относится к числу таких государственных учреждений, решения которых находятся всегда в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто граждан. Все так или иначе заинтересованы в результатах судебного разбирательства конкретных дел.

Поэтому у "власть имущих" иногда возникает искус оказания воздействия на суды (использование "административного ресурса"). Избежать этого позволяет комплекс мер, среди которых выделяются: реальный статус независимости судьи, который конституционно установлен; признание обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательное закрепление единства статуса судей; финансирование функционирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В целях практической реализации принципа независимости судей для осуществления мероприятий по обеспечению жильем судей и работников судебной системы в рамках федеральной целевой программы <1> в 2007 - 2011 годах выделялось 2672 млн. рублей, в том числе:

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 года N 583, утвердившее федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2007 N 214 и от 14.02.2008 N 68).

 

для судей и работников аппаратов арбитражных судов - 514,3 млн. рублей;

для судей Верховного Суда Российской Федерации - 110,7 млн. рублей;

для судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции, военных судов, а также для работников Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - 2047 млн. рублей.

Одной из форм влияния на судей в России является "телефонное право", которое представляет собой способ воздействия на судью с целью формирования "нужного" для заинтересованных лиц итогового решения с использованием элементов административного ресурса и авторитета (публичности) обратившегося.

В СССР практически открыто такая практика применялась партийными комитетами соответствующих уровней и чаще всего в категоричной (императивной) форме вплоть до указания назначения вида и меры юридической ответственности. Времена изменились, но укоренившаяся с годами стойкая привычка у "власть имущих" сохранилась. Тем более действующее законодательство предусматривает право депутатов законодательных органов государственной власти на официальные запросы, в том числе и в суды. В определенных случаях на соответствующих финансовых условиях "организаторами" таких запросов являются специальные посредники.

В целях повышения эффективности борьбы с "телефонным правом" Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Антон Иванов стал использовать принцип гласности в сочетании с возможностями технического прогресса. Он дал указание на официальном сайте Суда размещать поступающие обращения должностных лиц, интересовавшихся ходом рассмотрения конкретного дела "не по делу". В связи с введением такой практики количество обращений "не по делу" сократилось в десятки раз <1>.

--------------------------------

<1> См.: Куликов Владислав. Телефонное право напоказ (Высший Арбитражный Суд начал публиковать ходатайства высоких чиновников по конкретным делам) // Российская газета. 2009. 14 апреля.

 

2.11. Невмешательство в деятельность судей

 

Среди гарантий независимости судей особое место занимает предусмотренная законом процедура осуществления судопроизводства, в соответствии с которой гарантируется недопустимость вмешательства в деятельность судьи. Всякое вмешательство в его деятельность столь опасно для правосудия, что влечет за собой различные виды ответственности вплоть до уголовной.

Так, в соответствии со ст. 176.1 УК РСФСР, воздействие в какой бы то ни было форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему и полному рассмотрению конкретного дела либо добиться вынесения незаконного судебного решения наказываются исправительными работами на срок до одного года или штрафом от трех до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда. Те же действия, совершенные с использованием служебного положения, наказываются более сурово. Кроме того, в УК Российской Федерации существует целый ряд норм, санкции которых определяют наказание за угрозу по отношению к судье и оскорбление судьи.

Процессуальное законодательство устанавливает, что в совещательной комнате, где обсуждается и принимается судебное решение, никто не может находится, кроме судей, уполномоченных рассматривать данное конкретное дело. Все, что происходит в совещательной комнате, должно держаться в тайне. Разглашение тайны совещательной комнаты является безусловным основанием для признания вынесенного решения недействительным и его отмены.

Согласно п. 2 ст. 10 Закона "О статусе судей в Российской Федерации", судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. Таким образом, ни органы представительной власти, ни средства массовой информации, ни должностные лица или же гражданин не вправе требовать от судьи каких бы то не было объяснений по существу дела.

В Российской Федерации, как и в других государствах, абсолютное большинство судебных решений носит обвинительный характер. В 2008 году российскими судьями к лишению свободы было приговорено около 314 тысяч человек, а в 2009 году - 303357 человек. Рейтинг судов по федеральным округам, выносящих оправдательные приговоры по состоянию на февраль 2010 года, выглядел следующим образом: Южный федеральный округ - 1,06%; Уральский федеральный округ - 0,89%; Центральный федеральный округ - 0,86%; Дальневосточный федеральный округ - 0,82; Приволжский федеральный округ - 0,79%; Северо-Западный федеральный округ - 0,73%; Сибирский федеральный округ - 0,68% <1>.

--------------------------------

<1> См.: Досье РГ // Российская газета. 2010. 4 февраля.

 

За первое полугодие 2010 года суды общей юрисдикции Российской Федерации рассмотрели уголовные дела в отношении 566 тысяч человек, из которых 24% были освобождены от уголовной ответственности. 4,3 тысячи человек были оправданы. В отношении 9 тысяч человек уголовные дела были прекращены за отсутствием состава или события преступления. В отношении 103,5 тысячи человек уголовные дела были прекращены по нереабилитирующим основаниям (деятельное раскаяние, примирение потерпевших с обвиняемыми и т.д.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Куликов Владислав. В зоне особого внимания (Председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев о новых поправках в Уголовный кодекс) // Российская газета. 2010. 2 декабря.

 

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации <1> в 2010 году были приговорены к лишению свободы более 265 тысяч человек. А всего за этот год было осуждено более 845 тысяч человек. Более 553 тысяч человек были осуждены в особом порядке по упрощенной процедуре. Условно-досрочно были освобождены 118625 человек.

--------------------------------

<1> См.: Куликов Владислав. Свобода по тарифу (число арестантов в стране снизилось почти на 10 тысяч человек) // Российская газета. 2011. 27 апреля.

 

Социальный состав осужденных из года в год не меняется. Около 540 тысяч осужденных нигде не работали, не имели официальных источников доходов и не учились. Почти 280 тысяч осужденных были ранее судимы. Общая сумма залогов по сравнению с 2009 годом увеличилась вдвое и составила 835 миллионов рублей. Всего на стадии предварительного следствия были отпущены под залог 1164 человека (в 2009 году - 1221 человек), из них 52 человека сбежали.

 

2.12. Несменяемость судьи и правила

приостановления его полномочий. Отставка судьи

 

Статья 12 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" гласит: "Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке, установленном настоящим Законом".

Правила приостановления или прекращения полномочий ограждают его от произвольных решений тех или иных должностных лиц или органов, обнаруживающих намерения избавиться от "неудобного" или "несговорчивого" судьи.

Приостановление полномочий - это временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. Законодательство дает четкий и исчерпывающий перечень случаев, когда такое отстранение возможно. Оно допустимо, если:

- квалификационная коллегия судей дала согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу;

- судья занимается деятельностью, не совместимой с его должностью;

- судья был подвергнут принудительным мерам медицинского характера или же ограничен в дееспособности соответственно определением или решением суда, вступившим в законную силу;

- судья был признан безвестно отсутствующим в установленном законом порядке решением суда, вступившим в законную силу.

Приостановление полномочий означает, что судья временно не может выполнять свои обязанности. Однако это не лишает его гарантий неприкосновенности, не снижает уровень материального обеспечения и, как правило, не препятствует получению заработной платы и иного вознаграждения за труд кроме случаев, когда он подвергнут аресту.

Судья возобновляет исполнение своих обязанностей после того, как отпали основания для приостановления его полномочий.

Прекращение полномочий - это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей. Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований, коими являются:

- подача письменного заявления об отставке;

- продолжение судьей действий, не совместимых с его должностью;

- истечение срока полномочий судьи, если он установлен законом;

- вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи;

- вступление в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным;

- утрата судьей гражданства РФ;

- объявление судьи умершим согласно судебному решению;

- смерть судьи;

- совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи.

Решение о прекращении полномочий судьи принимается соответствующей квалификационной коллегией и может быть обжаловано в Верховном Суде РФ.

Статья 15 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" регулирует процесс отставки судьи, под которым законодательство понимает уход или почетное удаление судьи с должности. Уход судьи производится по его инициативе. Удаление же является вынужденным шагом и происходит в случае истечения полномочий судьи (если он установлен), признания его недееспособным в установленном законом порядке или из-за болезни, которая в течение длительного времени мешает судье выполнять свои обязанности.

Пребывающий в отставке судья сохраняет за собой звание судьи и наделяется, как и активно работающий судья, гарантиями неприкосновенности. Он остается членом судейского сообщества и может быть повторно избран судьей.

"Судья федерального суда, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 17 июля 2009 года N 157-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и в статьи 17 и 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // Российская газета. 2009. 22 июля.

 

Зарубежная практика по основаниям отставки судей свидетельствует о следующем. В США и Англии судьи, срок полномочий которых формально не ограничен, занимают свои должности до тех пор, пока, по мнению парламентов стран, ведут себя достойно. В Конституции США отражено, что основаниями отставки судьи являются государственная измена, взяточничество или другие серьезные правонарушения. В Англии - "измена принципам чести и правосудия".

По общему правилу полномочиями по отставке обладают лица, назначающие на должность. В Японии численность Верховного суда страны составляет 15 человек. Судьи назначаются правительством, а председатель Верховного суда - императором по представлению кабинета правительства. Перед ними они и ответственны. Кроме того, одновременно с выборами в нижнюю палату парламента избиратели вправе выразить недоверие любому судье Верховного суда. Это влечет за собой его отстранение от занимаемой должности. Судьи других судов отстраняются от занимаемых должностей специальным судом, образуемым из числа депутатов парламента.

В Германии отстранить от должности федерального судьи (за нарушение принципов конституции страны) уполномочен Федеральный конституционный суд по ходатайству бундестага.

 

2.13. Неприкосновенность судьи

 

Важным средством обеспечения независимости судьи является гарантия неприкосновенности его личности, жилища, судебного помещения, используемого им транспорта и средств связи, корреспонденции имущества и документов. Данный вопрос регулируется статьей 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", которая гласит, что личность судьи неприкосновенна. Это выражается в следующих ситуациях: судья может быть привлечен к административной и уголовной ответственности; кроме того, он не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятые решения, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено Генеральным прокурором РФ при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, кроме того, заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора РФ.

Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно и принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или же доставленный в органы внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.

Проникновение в жилище или же служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивания его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих непосредственно ему имущества и документов производятся только лишь с санкции прокурора соответствующего уровня или по решению суда и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации.

Законодательство предусматривает запрет на помещение персональных данных судей в сети Интернет, так как по вполне понятным причинам (профессиональная деятельность) такая информация может быть причиной возникновения реальной опасности им и близких им людей. Бывают случаи нарушения этой нормы.

Например, в декабре 2011 года в сети Интернет были размещены персональные данные на мирового судью 26-летнюю Ольгу Боровкову, обслуживающую два мировых участка в городе Москве. Одной из основных версий этого факта является то, что она назначала административные аресты получившим определенную известность с налетом скандальности "несогласным" Сергею Удальцову, Илье Яшину, Алексею Навальному, Борису Немцову и другим.

Кроме того, этот случай следует рассматривать как реальную попытку оказания давления и на других судей (своего рода факт психологического устрашения) с целью вынесения в будущем выгодного для определенного круга лиц судебного решения, что запрещено действующим законодательством.

По поводу случившегося председатель Мосгорсуда О. Егорова вынуждена была обратиться к начальнику ГУ МВД по Москве В. Колокольцеву о необходимости предоставления мировому судье О. Боровковой государственной защиты.

 

2.14. Органы судейского сообщества в Российской Федерации

 

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" и со статьей 3 Федерального закона от 14 марта 2002 года "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

- Всероссийский съезд судей;

- конференции судей субъектов Российской Федерации;

- Совет судей Российской Федерации;

- советы судей субъектов Российской Федерации;

- общие собрания судей судов;

- Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

- квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;

- Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи <1>;

--------------------------------

<1> Абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 388-ФЗ.

 

- экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи <1>.

--------------------------------

<1> См.: ст. 3 Федерального закона от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2011).

 

Органы судейского сообщества призваны обсуждать вопросы судебной практики и совершенствования законодательства, проводить общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей, рассматривать актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей, представлять интересы судей в государственных органах и общественных объединениях, избирать соответствующие квалификационные коллегии судей.

Через органы судейского сообщества судьи имеют возможность решать вопросы, связанные с любыми проблемами осуществления их профессиональной деятельности, а также оказывать активное влияние на процессы, непосредственно связанные с организацией судов и их функционированием.

Федеральным законом от 15 февраля 2002 года "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" определено, что "судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку" (статья 2).

Пребывающий в отставке судья сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Закон предусматривает, что он не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества (статья 2).

Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Их деятельность регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Федеральный закон определил следующие основные задачи органов судейского сообщества (статья 4):

содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

защита прав и законных интересов судей;

участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

В основу организации и деятельности органов судейского сообщества положены следующие принципы (ст. 5). Они осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.

Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества и поэтому правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Съезд правомочен утверждать Кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.

Делегаты на съезд избираются от всех видов судов по следующим нормам представительства (статья 6):

от судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - по десять судей;

от судей каждого федерального арбитражного суда округа - по два судьи;

от судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - по одному судье;

дополнительно по одному судье от каждых 50 судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

от судей каждого арбитражного суда субъекта Российской Федерации - по одному судье;

дополнительно по одному судье от каждых 30 судей каждого арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

от судей каждого окружного (флотского) военного суда - по два судьи;

от судей гарнизонных военных судов - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации, на территории которого действуют гарнизонные военные суды;

от судей районных судов - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации;

дополнительно по одному судье от каждых 100 судей районных судов, действующих на территории субъекта Российской Федерации;

от мировых судей - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации;

от судей каждого конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации - по одному судье.

Делегаты на съезд от судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов избираются на общих собраниях судей этих судов, а делегаты от судей иных судов - на конференциях судей субъектов Российской Федерации.

Периодичность созыва съезда определена один раз в четыре года Советом судей Российской Федерации. Внеочередной съезд созывается, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов. Председательствует на съезде председатель Совета судей Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации созываются конференции, представляющие судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Конференции судей, являясь высшим органом судейского сообщества на территории субъекта Российской Федерации, правомочны принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей.

Они правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации. Решения конференций принимаются простым большинством голосов, если ими же не установлен иной порядок.

Конференции созываются советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.

Законом определено (статья 7), что делегаты на конференции судей избираются с учетом необходимости представительства на них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также от мировых судей, судей районных судов и судей гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

 

2.15. Советы судей

 

Совет судей Российской Федерации формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов Российской Федерации. При этом устанавливаются следующие нормы представительства:

от судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - по два судьи;

от судей федеральных арбитражных судов округов - три судьи;

от судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов - пять судей;

от судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации - восемь судей;

от судей окружных (флотских) военных судов - два судьи;

от судей гарнизонных военных судов - три судьи;

от судей районных судов - восемь судей;

от мировых судей - пять судей;

от судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - три судьи;

от каждого субъекта Российской Федерации - по одному судье, избираемому съездом по представлению соответствующей конференции судей субъекта Российской Федерации.

Члены Совета судей Российской Федерации, представляющие судей судов всех видов и уровней, избираются тайным голосованием делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов. Избранными считаются судьи, получившие на раздельных собраниях делегатов наибольшее число голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании, при условии что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от соответствующих судов.

Члены Совета судей Российской Федерации, представляемые конференциями судей, избираются тайным голосованием делегатами съезда. Избранными считаются судьи, получившие большинство голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: