double arrow

Тема 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СИСТЕМА ОРГАНОВ, 7 страница

- в отношении иных членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации - по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации, которые основаны на поступивших им на рассмотрение предложениях образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации и Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации представляют не менее двух кандидатур на каждое место члена экзаменационной комиссии.

Порядок представления кандидатур в состав экзаменационных комиссий устанавливается регламентами Всероссийского съезда судей и конференций судей субъектов Российской Федерации <1>, а в других случаях - регламентами Совета судей Российской Федерации и советов судей субъектов Российской Федерации.

--------------------------------

<1> См., например: Постановление Президиума Совета судей РФ от 01.02.2012 N 289 "О Регламенте представления и избрания кандидатур в состав Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи".

 

Экзаменационные комиссии избирают из числа своих членов председателя экзаменационной комиссии и заместителя (заместителей) председателя экзаменационной комиссии. Секретарем экзаменационной комиссии является работник Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или работник входящего в его систему органа. Секретарь экзаменационной комиссии в принятии решений экзаменационной комиссии не участвует.

Предусматривается возможность досрочного прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии из числа судей по его инициативе, или в случае совершения им дисциплинарного проступка, или в случае его отсутствия на заседаниях экзаменационной комиссии в течение четырех месяцев без уважительных причин.

Полномочия иных членов экзаменационных комиссий могут быть досрочно прекращены по следующим основаниям: по их инициативе; в случае совершения ими преступлений или административных правонарушений, установленных вступившими в законную силу актами уполномоченного органа; в случае их отсутствия на заседаниях экзаменационной комиссии в течение четырех месяцев без уважительных причин.

Решение о досрочном прекращении полномочий членов экзаменационных комиссий принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей. В случае досрочного прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии избрание в состав экзаменационной комиссии другого лица осуществляется соответствующим советом судей на срок до истечения полномочий экзаменационной комиссии.

 

2.18. Назначение представителей общественности

в квалификационную коллегию судей города Москвы

 

В 2011 году на развитие судебной системы г. Москвы и ее материально-технической базы из городского бюджета было выделено около 2 миллиардов рублей. Это на 200 миллионов больше, чем выделялось в 2010 году. Для сравнения отметим, что всего в масштабах России на эти цели из средств федерального бюджета в 2012 году было выделено 6 миллиардов рублей.

Москва является самым густонаселенным мегаполисом Европы. Если в Лондоне, занимающем после Москвы второе место по плотности населения, на одном квадратном километре проживает 5 тысяч жителей, то в Москве - 10 тысяч жителей. В московском регионе несопоставимо высокий по европейским стандартам и уровень преступности. Поэтому московские суды общей юрисдикции работают в несопоставимо с европейскими стандартами напряженном режиме.

В 2010 году ими было рассмотрено почти 580 тысяч дел, из которых: 22% всех уголовных дел были возбуждены по поводу незаконного оборота наркотиков; 18% - дела по кражам; 15% - по грабежам; по 2% - уголовные дела по поводу совершенных убийств и по взяткам. 44% всех дел об административных правонарушениях, рассмотренных в судах, были связаны с дорожно-транспортными правонарушениями, из которых 10% рассматривались по поводу правонарушений, допущенных водителями в нетрезвом состоянии.

За 2010 год в суды общей юрисдикции г. Москвы поступило 13 тысяч ходатайств из органов следствия об избрании соответствующей меры пресечения, из них 70% были удовлетворены. Это на 2,5 тысячи меньше, чем в 2009 году <1>.

--------------------------------

<1> См.: Егоров Иван. Два миллиарда на суд (мэр пообещал укрепить столичную Фемиду) // Российская газета. 2011. 25 января.

 

15 мая 2002 года Московская городская Дума приняла Закон города Москвы "О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей города Москвы" <1>. Закон определил к ним следующие требования. Представителями общественности могут быть только граждане России - жители города Москвы, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих поступков (пункт 1 статьи 1).

--------------------------------

<1> См.: газета "Тверская, 13". 2002. 28 мая. N 64.

 

Не могут назначаться представителями общественности в квалификационной коллегии судей лица по следующим основаниям (часть 3 статьи 1 Закона):

имеющие неснятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах;

имеющие заболевания в соответствии с перечнем заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержденным решением Совета судей Российской Федерации;

замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы;

адвокаты.

Персональные кандидатуры в квалификационную коллегию рассматриваются Мосгордумой по предложению общественных объединений, трудовых коллективов, собраний граждан по месту жительства (часть 1 статьи 2). Документы на кандидатов должны быть представлены в течение 20 календарных дней со дня опубликования в средствах массовой информации объявления о проведении процедуры назначения представителей общественности в квалификационную коллегию. Мосгордума не позднее двух месяцев до окончания срока полномочий действующей квалификационной коллегии судей города публикует в официальных городских изданиях или по ее решению в иных изданиях сообщение о сроках и порядке внесения предложений по кандидатам.

Срок полномочий назначенных представителей общественности определяется сроком полномочий самой квалификационной коллегии судей. Своим решением, оформленным постановлением, Мосгордума вправе досрочно прекратить полномочия членов квалификационной коллегии судей города (в том числе и представителей общественности) в следующих случаях (часть 2 статьи 4):

личного заявления члена квалификационной коллегии;

совершения им порочащего поступка или других обстоятельств;

отсутствия его на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин.

 

2.19. Полномочия квалификационных коллегий судей

 

Квалификационная коллегия судей уполномочена на решение следующих вопросов:

по представлению руководителя органа юстиции утверждает персональный состав экзаменационной комиссии при органе юстиции для сдачи квалификационного экзамена лицами, претендующими на должность судьи;

рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней; представляет председателю соответствующего суда заключение на каждого из рекомендованных кандидатов на должность судьи.

Кроме того, она направляет председателю соответствующего суда заключения: о возможности избрания судьей; об утверждении на должность председателя или заместителя председателя районного (городского) народного суда или военного суда армии, флота, соединения и гарнизона, а также об освобождении от этих должностей.

Решение по результатам рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка или вопроса о прекращении отставки судьи в связи с осуществлением им деятельности, не совместимой с должностью судьи, либо совершением поступков, его порочащих, принимается тайным голосованием членов квалификационной коллегии судей. Процедура тайного голосования определяется положением о порядке работы квалификационных коллегий судей.

Квалификационная коллегия судей в случае принятия решения "о досрочном прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка или решения о прекращении отставки судьи в связи с осуществлением им деятельности, не совместимой с должностью судьи, либо совершением поступков, его порочащих, в каждом из решений должна" указать мотивы его принятия <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 210-ФЗ "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // Российская газета. 2009. 28 июля.

 

Квалификационные коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляют заключения председателям этих судов о возможности:

избрания судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и представителей судебных коллегий этих судов;

проводит квалификационную аттестацию судей и принимает решение о присвоении им квалификационных классов с пятого по второй включительно; квалификационные коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе присваивать квалификационные классы с пятого по первый включительно;

принимает решение по вопросам, связанным с возбуждением в отношении судьи уголовного дела, привлечением его к уголовной ответственности, заключением под стражу или приводом судьи;

предупреждает судью о необходимости прекращения деятельности, не совместимой с его должностью, принимает решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи, прекращении отставки судьи по основаниям, предусмотренным статьями 13 - 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";

рассматривает жалобы и представления на действия либо бездействие судьи, умаляющие авторитет судебной власти;

дает заключения по вопросам представления судей к награждению государственными наградами и присвоения им почетных званий Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации. Она уполномочена организовывать, осуществлять и контролировать широкий круг вопросов, связанных с подготовкой и процессом эффективного функционирования судебной системы России присущими ей способами, а именно:

представляет заключение Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о возможности избрания соответствующих кандидатов на должности председателей, заместителей председателей и председателей судебных коллегий краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, соответствующих арбитражных судов, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил;

проводит квалификационную аттестацию председателей и заместителей председателей краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, соответствующих арбитражных судов, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил и принимает решение о присвоении им квалификационных классов; присваивает квалификационный класс Председателю Верховного Суда Российской Федерации и председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

проводит квалификационную аттестацию судей, представленных к присвоению первого и высшего классов;

принимает решение о приостановлении либо о прекращении полномочий председателей и заместителей председателей краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, соответствующих арбитражных судов, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил;

принимает к своему производству решение вопросов, связанных с приостановлением или прекращением полномочий судьи - члена квалификационной коллегии судей, а также дачей согласия на возбуждение в отношении его уголовного дела, привлечение к уголовной ответственности, заключение под стражу или привод;

рассматривает жалобы на решение квалификационных коллегий о приостановлении полномочий судей;

рассматривает обращение Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, в случае отказа квалификационных коллегий дать согласие на возбуждение в отношении судьи уголовного дела, а также на привлечение судьи к уголовной ответственности, заключение под стражу или привод судьи;

рассматривает представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Министра юстиции Российской Федерации о пересмотре решений квалификационных коллегий судей, отказавших в прекращении полномочий судьи;

выполняет иные полномочия.

Наделяя квалификационные коллегии судей публично-правовыми полномочиями, осуществляя которые они принимают непосредственное участие "в формировании судейского корпуса, федеральный законодатель преследовал цель обеспечения конституционно-правового статуса судей и выполнения задач, стоящих перед судебной властью" <1>. Принимаемые ими решения соответствуют публичным интересам формирования судейского корпуса.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2009 года N 6-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 8 статьи 5, пункта 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 23 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина В.Н. Рогозина".

 

Во всех демократических государствах должности судей рассматриваются как номенклатурные, предусматривающие усложненную процедуру назначения. Например, в Литве при формировании судейского корпуса важная роль отводится Судебному совету. В его состав входят представители всех органов государственной власти. Такой подход соответствует предусмотренной в п. 1.3 Европейской хартии о статусе судей независимой от политической власти институции.

Вынесенные Судебным советом решения относительно возможности назначения на должности судей всех ступеней (кроме судей Верховного суда Литвы, кандидатуры которых Президенту Республики предлагает председатель Верховного суда Литвы) носят рекомендательный характер для Президента Литвы.

 

2.20. Организация обеспечения работы

квалификационных коллегий судей

 

Поступившие в квалификационную коллегию судей и относящиеся к ее компетенции заявления, обращения, представления, иные материалы должны быть рассмотрены в срок до 30 дней со дня их поступления, не считая времени отсутствия по уважительной причине судьи, в отношении которого решается вопрос. При необходимости проведения проверки сообщения о совершении судьей поступка, позорящего его честь и достоинство, срок рассмотрения материалов может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

По представлению председателя квалификационной коллегии судей в проведении проверки могут принимать участие работники органов юстиции.

Подготовку заседания осуществляют председатель квалификационной коллегии судей или его заместитель. Приглашенные лица должны быть извещены о времени и месте заседания не менее чем за семь дней.

Судья, в отношении которого решается вопрос, должен быть за семь дней до заседания ознакомлен со всеми собранными материалами и иметь возможность представить все свои возражения и замечания.

При неявке без уважительных причин судьи, своевременно извещенного о заседании, квалификационная коллегия рассматривает вопрос по существу или переносит его на следующее заседание. При повторной неявке судьи квалификационная коллегия может дать соответствующее заключение или принять решение.

Квалификационная коллегия судей при осуществлении возложенных на нее полномочий действует при участии не менее половины ее состава.

Порядок рассмотрения вопросов, вынесенных на заседание коллегии, определяется председательствующим по согласованию с другими членами квалификационной коллегии судей.

Квалификационная коллегия судей дает заключение или принимает решение большинством голосов участвующих в заседании членов коллегии.

Голосование проводится в отсутствие судьи, в отношении которого рассматривается вопрос, а также приглашенных и иных лиц.

Заключение или мотивированное решение квалификационной коллегии судей излагается в письменном виде, подписывается председательствующим и всеми членами коллегии, принимающими участие в голосовании.

При несогласии члена квалификационной коллегии судей с заключением или решением он подписывает его и излагает в письменном виде свое особое мнение.

Квалификационная коллегия судей вправе отменить или изменить свое заключение или решение по вновь открывшимся обстоятельствам.

В заседании квалификационной коллегии судей ведется протокол.

Заключение квалификационной коллегии судей по вопросам избрания судей, утверждения на должность председателя, заместителя председателя, председателя судебной коллегии соответствующего суда и арбитражного суда, представления судьи к награждению или присвоению почетного звания обжалованию не подлежит.

Могут быть обжалованы следующие решения квалификационной коллегии судей:

1) о прекращении полномочий судьи или прекращении отставки судьи - в Верховный Суд Российской Федерации;

2) о приостановлении полномочий судьи, об отказе в прекращении полномочий судьи, отказе дачи согласия на возбуждение дела в отношении судьи, на привлечение судьи к уголовной ответственности, заключение под стражу или привод судьи - в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

Решение квалификационной коллегии судей по вопросу присвоения квалификационного класса обжалованию не подлежит.

Судьи, входящие в состав квалификационной коллегии судей, на период подготовки вопросов и участия в заседании коллегии освобождаются от выполнения своих служебных обязанностей с сохранением заработной платы.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации организует свою работу в соответствии с регламентом. Квалификационная аттестация проводится в отношении:

заместителей председателей и судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - квалификационными коллегиями этих судов по представлениям соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

председателей, заместителей председателей верховных судов и высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, судов и арбитражных судов автономной области и автономных округов, краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов и арбитражных судов, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил - Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации по представлениям соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

судей верховных судов и высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, судов и арбитражных судов автономной области и автономных округов, краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов и арбитражных судов, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил - соответствующими квалификационными коллегиями судей по представлению председателей этих судов;

председателей, заместителей председателей и судей районных (городских) судов, а также военных судов армий, флотилий соединений и гарнизонов - соответствующими квалификационными коллегиями судей по представлению председателей верховных судов республик в составе Российской Федерации, судов и арбитражных судов автономной области и автономных округов, краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов и арбитражных судов, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил.

Квалификационная аттестация для присвоения высшего квалификационного класса, а также первого и высшего квалификационного классов проводится Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации по представлениям соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Конкретные сроки проведения заседания квалификационной коллегии определяются ее председателем и доводятся до сведения судьи не позднее чем за две недели до его квалификационной аттестации.

На судью, подлежащего квалификационной аттестации, не позднее чем за месяц до ее проведения председателем соответствующего суда составляется характеристика, которая должна отражать оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств. Судья должен быть ознакомлен с представленной на него характеристикой не позднее чем за две недели до квалификационной аттестации, которая проводится в присутствии судьи в месячный срок со дня поступления соответствующего представления. При неявке судьи на заседание квалификационной коллегии без уважительных причин квалификационная аттестация может быть проведена в его отсутствие.

В заседании квалификационной коллегии вправе принимать участие председатели судов, внесшие представление, либо их представители, а по усмотрению квалификационной коллегии - и другие лица.

 

2.21. Квалификационные классы

 

Для судей Российской Федерации устанавливаются высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы.

Высший, первый и второй квалификационные классы присваиваются Председателям Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, их заместителям, судьям Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Первый, второй и третий квалификационные классы присваиваются - председателям, заместителям председателей судей верховных судов Российской Федерации и высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, судов и арбитражных судов автономной области и автономных округов, краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов и арбитражных судов, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил.

Второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы - председателям, заместителям председателей, судьям районных (городских) народных судов, военных судов армий, флотилий, соединений и гарнизонов.

Устанавливаются следующие сроки пребывания в каждом квалификационном классе: в пятом - 2 года; в четвертом - 3 года; в третьем - 4 года; во втором - 5 лет. Срок пребывания в первом квалификационном классе не устанавливается.

Судья, впервые избранный на должность и не имеющий квалификационного класса, должен быть представлен к квалификационной аттестации в течение первых шести месяцев работы.

Очередная квалификационная аттестация в связи с присвоением квалификационного класса проводится по представлению председателя соответствующего суда либо по заявлению судьи не позднее двух месяцев со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе.

В случае принятия квалификационной коллегией решения об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе повторная аттестация проводится не ранее чем через год со дня принятия указанного решения.

Высококвалифицированному судье с учетом стажа работы предусматривается присвоение квалификационного класса вне зависимости от предусмотренного по занимаемой должности, а также без соблюдения последовательности и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе, но не более чем на два квалификационных класса выше того, который он имеет.

За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно.

Лишение судей квалификационных классов допускается лишь при прекращении их полномочий.

Лишение судьи квалификационного класса производится соответствующей квалификационной коллегией судей по представлению председателя соответствующего суда либо по собственной инициативе.

Судьям, имеющим квалификационные классы, определяются доплаты к должностным окладам.

 

2.22. Положение о квалификационной аттестации судей

 

Положение определяет порядок проведения квалификационной аттестации судей общих, арбитражных и военных судов и присвоения им квалификационных классов в соответствии со статьями 2 и 18 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Квалификационной аттестацией судей признается оценка его профессиональных знаний и умение применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым к судьям Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Квалификационная аттестация проводится при представлении судьи к:

избранию в вышестоящий суд;

избранию на очередной срок полномочий в случаях, предусмотренных законами РФ;

избранию без ограничения срока полномочий, если судья был избран на определенный срок полномочий;

утверждению на должность председателя, заместителя председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда;

присвоению квалификационного класса.

В статье 123 Конституции Российской Федерации провозглашены демократические принципы судопроизводства. Прежде всего это открытое (гласное) судопроизводство. Данный принцип подробно регламентирован в статье 10 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Российской Федерации, в статье 241 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Российской Федерации, в статье 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года (в прежнем АПК РФ - в статье 9), в статье 24.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Во всех случаях дела в судах рассматриваются в открытом порядке, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны, и некоторых других случаев, предусмотренных законодательством; а в арбитражных судах - когда это противоречит интересам охраны коммерческой тайны. На закрытые заседания судов не допускаются публика и представители средств массовой информации. Однако названные запреты не затрагивают лиц, участвующих в деле: обвинителя, защитника, истца, ответчика, а также свидетелей, экспертов, переводчиков.

Приговоры и решения судов во всех случаях провозглашаются гласно. Это подчеркивает демократический характер российского судопроизводства и его соответствие нормам международного права в сфере правосудия. В первую очередь это соответствует пункту 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, в котором говорится, что каждый "имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным судом, созданным на основании закона". Представители средств массовой информации и граждане, не являющиеся участниками судебного процесса, "могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка и государственной безопасности в демократическом обществе, или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми".

Конституция Российской Федерации закрепила запрет заочного судебного разбирательства, кроме случаев, особо предусмотренных федеральным законом (например, уголовное разбирательство и затем вынесение обвинительного приговора в отношении проживающего в Англии скандально известного российского предпринимателя Б. Березовского).

Одним из ведущих является принцип состязательности судопроизводства и равноправия сторон. Осуществление судопроизводства на основе состязательности означает, что:

судебное разбирательство может быть начато только при наличии заявления истца, запроса органа или должностного лица, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении их требований;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: