double arrow

Тема 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СИСТЕМА ОРГАНОВ, 2 страница

Наиболее известным случаем является действующее до сих пор определение Святейшего Синода (февраль 1901 года) об отлучении от церкви знаменитого русского писателя Льва Николаевича Толстого. В 2010 году в связи со столетием со дня его смерти делалась безуспешная попытка получить от православной церкви прощение для гениального писателя, но церковные иерархи по-прежнему были непреклонны. До сих пор на его могиле запрещено ставить крест.

Следует отметить, что среди известных людей в России также были убежденные атеисты (И.А. Тургенев, А.М. Горький, А.П. Чехов), не скрывающие своего скептически отрицательного отношения к религии. Однако они не высказывались публично в резкой форме против догматического учения Церкви так, как это делал А.Н. Толстой.

В современной России действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (1997 г.) в ряде статей предусматривает возможность применения уголовной ответственности за следующие признаваемые преступными деяния, имеющие отношение к религии:

- нарушение равноправия граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям... (ст. 136 "Нарушение равноправия граждан" УК РФ);

- создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний... (ст. 239 "Организация объединения, посягающего на личность и права граждан" УК РФ);

- действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, уничтожение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации... (ст. 282 "Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды" УК РФ);

- действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы... (ст. 357 "Геноцид" УК РФ).

 

2.3. Суд как орган судебной власти

 

Судебная власть - одна из ветвей единой государственной власти, обладающая спецификой имеющейся у нее компетенции и реализующая свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В части 1 ст. 118 Конституции РФ использован термин "правосудие". Он отражает не только само содержание, но и функцию судебной власти. Однако судебная власть - сложное и многоэлементное явление, сердцевину которого и главное предназначение составляет деятельность судов по отправлению правосудия. Правосудие осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, уполномоченными рассматривать в судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела в определенной, установленной законом процессуальной форме.

Таким образом, правосудие представляет собой один из видов государственной деятельности, осуществляемой только судами по поводу рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций, связанных с действительным или предполагаемым нарушением нормативных правовых актов.

Действующая Конституция России определила, что создание чрезвычайных судов не допускается. В годы культа личности подобное было печальной действительностью ("особые суды", "суды троек...", трибуналы различных видов). В соответствии с законодательством о судоустройстве правосудие по гражданским, уголовным, а также делам, возникающим из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции. Военные суды включаются в федеральную судебную систему и, как правило, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих. В настоящее время в России действует следующая система судов: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые и третейские суды.

Единство судебной системы современной России определяется и централизованным порядком ее финансирования. Например, численность судей судов Российской Федерации (за исключением Конституционного Суда Российской Федерации) и работников аппаратов судов (без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

 

2.4. Судебная система СССР

 

Обращение к опыту строительства и функционирования судебной системы СССР как составной части государственного аппарата определяется несколькими причинами. Перечислим основные из них.

1. Российская государственность со всеми ее плюсами и минусами все-таки "вышла" из СССР. К концу 80-х годов XX столетия в судебной системе СССР возникли определенные тенденции и появились соответствующие структуры, впоследствии трансплантировавшиеся в судебной системе Российской Федерации (Конституционный Суд СССР, Высший Арбитражный Суд СССР).

2. Существовавшее более семидесяти лет государство практически на равных соперничало с самым могучим во всех отношениях государством мира, каковым продолжает оставаться США. Достаточно сказать, что в годы экономического расцвета (это середина 70-х годов XX столетия) бюджет СССР составлял 800 миллиардов долларов, а США - 1,2 триллиона долларов. В 2011 году бюджет России был около 350 миллиардов долларов, а США - уже около 3,5 триллионов долларов. Общие запасы ядерного оружия в СССР и в США составляли более 98% всех мировых запасов.

3. Менталитет большинства населения современной России остался прежним и неизменным. Кстати говоря, на этот фактор политические и иные социальные катаклизмы оказывают минимальное влияние.

4. Перед распадом в СССР (вторая половина 80-х годов XX столетия) стала формироваться судебная система, структура которой и принципы функционирования во многом были восприняты ныне действующей судебной системой Российской Федерации.

5. Будет исторически да и как угодно некорректно, если мы станем воспринимать только зарубежный опыт, игнорируя собственный. Надо всегда исходить из того, что предшествующие нам поколения были мудрыми людьми во всех сферах общественной деятельности.

Создание в 1917 году государства с принципиально новой экономической, политической и идеологической основой повлекло за собой слом старого государственного механизма и построение нового. В полной мере это относится к системе, сущности, формам и методам функционирования судебной власти СССР. Нередко в решениях судов отражался не вариант поиска истины, а воля должностных лиц государства.

В статье 151 Конституции СССР (1977 года) перечислялись суды, действовавшие в СССР. Советская судебная система была построена по принципу двух инстанций - первой и кассационной. Это означало, что не вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления судьи могли быть обжалованы только один раз и только непосредственно в вышестоящий суд. Не подлежали кассационному обжалованию и опротестованию решения, приговоры, определения верховных судов союзных республик и Верховного Суда СССР.

Предусматривалась и надзорная инстанция. В этом качестве выступали суды, рассматривавшие дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу.

В СССР действовали суды Союза ССР и суды союзных республик. К судам Союза ССР относились: Верховный Суд СССР и военные трибуналы. К судам союзных республик относились: верховные суды союзных республик; верховные суды автономных республик; краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды. Основным судебным звеном, на которое выпадала основная нагрузка, были районные (городские) народные суды.

В соответствии со статьей 154 Конституции СССР и статьей 8 Основ законодательства о судоустройстве в СССР рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществлялось коллегиально. В судах первой инстанции рассмотрение дел осуществлялось в составе судьи (председательствующий по делу) и двух народных заседателей, которые имели равные права с судьей.

В кассационных и надзорных инстанциях рассмотрение дел осуществлялось только судьями: в судебных коллегиях в составе 3 членов суда; в президиуме суда - при наличии большинства членов президиума; в пленуме суда - при наличии не менее двух третей от его состава.

Высшим судебным органом СССР был Верховный Суд СССР. Он осуществлял надзор за судебной деятельностью всех судов СССР (в том числе и судов союзных республик). В основе деятельности судов лежал принцип социалистической законности. Считалось, что этот принцип способствует укреплению правопорядка, защищенности интересов общества, а также прав и свобод граждан. Осуществление правосудия обеспечивалось единообразно применяемыми законами на всей территории СССР. Законодательство возлагало на суды воспитательную функцию, которая выражалась в следующем: преданность "Родине и делу коммунизма", точное и неуклонное исполнение законов, "бережного отношения к социалистической собственности, соблюдению дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правам, чести и достоинству граждан, к правилам социалистического общежития" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 36.

 

Порядок образования и деятельности Верховного Суда СССР определялся Конституцией СССР (1977 г.) и Законом от 30 ноября 1979 года "О Верховном Суде СССР" <1>. В состав Верховного Суда СССР, избираемый Верховным Советом СССР сроком на пять лет, входили: председатель, его заместители, члены Верховного Суда СССР и народные заседатели. Членами Верховного Суда СССР по занимаемой должности были председатели верховных судов союзных республик в составе СССР.

--------------------------------

<1> См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. N 49. Ст. 842.

 

Количественный состав Верховного Суда СССР также устанавливался Верховным Советом СССР. Президиум Верховного Совета СССР наделялся полномочиями по представлению Председателя Верховного Суда СССР утверждать: из числа заместителей Председателя Верховного Суда СССР - первого заместителя Председателя Верховного Суда СССР; из числа членов Верховного Суда СССР - председателей судебных коллегий Верховного Суда СССР.

Судьи и народные заседатели Верховного Суда СССР были ответственны и отчитывались за проделанную работу перед Верховным Советом СССР. В целом за проделанную работу в период осуществления срока полномочий Верховный Суд СССР не реже одного раза представлял отчет Верховному Совету СССР (он осуществлял свои полномочия посессионно - два раза в год) и систематически докладывал об этом Президиуму Верховного Совета СССР, который действовал на постоянной основе.

Судьи и народные заседатели Верховного Суда СССР на период осуществления правосудия обладали весьма значительным иммунитетом. В частности, они без согласия Верховного Совета СССР (а в перерыве между сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета СССР) не могли быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административной ответственности, налагаемым в судебном порядке. Состав Верховного Суда СССР (в том числе и народные заседатели) мог быть досрочно освобожден только решением Верховного Совета СССР или Президиумом Верховного Совета СССР (в период между сессиями), но в этом случае с последующим представлением изданного в связи с этим указа на утверждение очередным заседанием сессии Верховного Совета СССР.

Верховный Суд СССР действовал в составе Пленума и трех судебных коллегий: по уголовным делам, по гражданским делам и Военной коллегии. В качестве суда первой инстанции Верховный Суд СССР рассматривал гражданские и уголовные дела "исключительной важности" или так называемые резонансные дела (например, "хлопковое дело", "дело Чурбанова Ю." и т.д.). Здесь также рассматривались дела, обжалуемые в кассационном порядке, протесты на решения нижестоящих судов, приговоры и определения военных трибуналов. В качестве высшей судебной инстанции здесь рассматривались дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

На Верховный Суд СССР возлагалась обязанность по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, даче руководящих разъяснений судам по вопросам применения законодательства, возникающих при рассмотрении судебных дел. Он обязан был контролировать выполнение судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР.

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Суд СССР обладал правом законодательной инициативы. В пределах своих полномочий он разрешал вопросы, вытекающие из международных договоров СССР. На регулярной основе издавал "Бюллетень Верховного Суда СССР".

Верховные суды союзных республик (всего их было 15) в составе СССР являлись высшими судебными органами на соответствующих территориях. Они были уполномочены осуществлять надзор за всеми судебными органами соответствующей республики. На них возлагалась обязанность по контролю за выполнением руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР и пленумов верховных судов союзных республик в составе СССР.

Судьи и народные заседатели этих судов избирались верховными советами соответствующих республик сроком на пять лет. В качестве суда первой инстанции верховные суды союзных республик рассматривали гражданские и уголовные дела, отнесенные законом к их компетенции. Они являлись кассационной и надзорной инстанцией для нижестоящих судов республики. Им принадлежало право законодательной инициативы в верховный совет соответствующей республики.

Верховные суды союзных республик действовали в составе Пленума Верховного Суда, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам. В соответствии с законодательством союзных республик в верховных судах союзных республик могли быть образованы президиумы суда. Компетенция пленумов и президиумов верховных судов союзных республик устанавливалась законодательством союзных республик. Например, в РСФСР было определено, что дела в порядке надзора мог рассматривать только президиум, а в Латвийской ССР - президиум и пленум.

Верховный суд автономной республики действовал в составе судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и президиума суда.

 

2.5. Судебная система Российской Федерации

 

Действующая судебная система России прежде всего определяется особенностями административно-территориального и федеративного устройства страны. С учетом этого признака суды общей юрисдикции РФ состоят из четырехзвенной системы. Верховенствующую роль в них занимает Верховный Суд РФ, а низовым звеном является мировой суд. Структура судов общей юрисдикции имеет следующий вид:

а) мировые судьи;

б) районные (городские) суды общей юрисдикции - действуют на территории всех 83 субъектов Российской Федерации. По состоянию на декабрь 2004 г. их общее количество составляло 2480 судов. Кроме того, в Вооруженных Силах страны действует 146 военных судов, из них 6 - за пределами государственной границы России, т.е. там, где расположены наши войска: Грузия, Казахстан, Таджикистан и Приднестровье. При штатной численности 907 единиц в военных судах службу проходили 723 военных судьи (по состоянию на декабрь 2004 г.);

в) верховные суды в составе РФ, краевые, областные и им соответствующие суды; численность судей этого звена примерно 3000 человек;

г) Верховный Суд Российской Федерации.

Суды общей юрисдикции РФ следует рассматривать как систему трех судебных инстанций: первой, второй (кассационной) и надзорной.

Судебная система государства - это совокупность действующих в государстве судов различных видов, создание которых предусматривается законодательством страны. Каждый из них наделяется конкретными полномочиями, позволяющими на основе единообразных принципов осуществления правосудия разрешать конфликтные ситуации путем применения норм национального процессуального права.

Звено судебной системы - это совокупность судов с одинаковыми структурой и характером полномочий.

Суд первой инстанции - это суд, который принимает к своему производству ранее не рассматриваемые в других судах дела и выносит по ним: приговор - по уголовному делу; решение - по гражданскому делу; постановление - по делу об административном правонарушении.

Суды второй (апелляционной и кассационной) инстанции <1> - это суды, уполномоченные проверять обоснованность не вступивших в законную силу решений (приговоров) судов первой инстанции. В царской России рассмотрение дела в суде второй инстанции считалось апелляцией. В Москве действует одна апелляционная инстанция Московского городского суда. Во всех областных и приравненных к ним судах создано по одной апелляционной инстанции.

--------------------------------

<1> Более подробно об апелляционной инстанции смотри в параграфе 5.6 ("Юридическая природа постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации").

 

При рассмотрении дела в кассационной инстанции возможна отмена прежнего судебного решения и возвращение дела на новое рассмотрение. В то же время рассмотрение дела в апелляционной инстанции не предусматривает возвращение дела в суд первой инстанции. Если обнаруживаются какие-то неясности и пробелы, то апелляционная инстанция должна сама их устранить. Для этого ей предоставлено право на истребование письменных доказательств и допрос свидетелей.

Вопросы единообразного подхода к регламентации рассмотрения судами дел в апелляционной и кассационной инстанциях были рассмотрены в нескольких постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Постановления Пленума Верховного Суда РФ: от 30 июня 2009 г. N 12 "О внесении изменения в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2008 года N 28 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в судах апелляционной и кассационной инстанций"; от 28 апреля 2011 г. N 7 "О внесении изменения в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2008 года N 28 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в судах апелляционной и кассационной инстанций"; от 23 декабря 2008 г. N 28 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в судах апелляционной и кассационной инстанций" (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2009 N 12, от 28.04.2011 N 7, от 09.02.2012 N 3); от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции".

 

Надзорная инстанция - это суды, уполномоченные пересматривать вступившие в законную силу решения (приговоры) на основании принесенного должностными лицами протеста или в порядке судебного контроля. Наблюдается устойчивая тенденция роста надзорных жалоб. В 1998 году их было 53 тысячи, а в 2000 году - 74 тысячи.

В соответствии со статьей 392 ГПК РФ ("Основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу (по вновь открывшимся или новым обстоятельствам)") судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

К вновь открывшимся обстоятельствам относятся:

- существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

- заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

- преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда.

К новым обстоятельствам относятся:

- отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу;

- признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу;

- признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;

- установление Европейским судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский суд по правам человека;

- определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Вышестоящие суды - это суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, а также в порядке надзора - по отношению к судам, ранее принявшим эти решения.

Субъекты Российской Федерации наделены правом формирования отдельных звеньев судебной системы в соответствии с собственным законодательством (мировые суды или уставные, а в республиках - конституционные суды субъектов Российской Федерации). В процессе формирования судов субъектов Российской Федерации принимают участие две ветви власти - исполнительная и законодательная. Это выражается в определении правовой базы, механизме функционирования, процедуре назначения на должности, выработке критериев к кандидатам на должности судей и т.д.

 

2.6. Организация деятельности судебной власти

 

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд может своим решением положить конец спору истца и ответчика. Суд реализует права граждан на обжалование действий правовых лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административных правонарушений. Никакой другой орган государственной власти Российской Федерации не имеет права выполнять эти задачи.

Говоря о судебной власти как одном из гарантов обеспечения принципа законности в Российской Федерации, необходимо сослаться на позицию Конституционного Суда Российской Федерации. В своих документах он неоднократно отмечает, что "правосудие по самой своей сути признается таковым лишь при условии, что оно отвечает закрепленному в Конституции Российской Федерации, ее вводных положениях, а также в международно-правовых документах (в частности, в статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статье 8 Всеобщей декларации прав человека) требованию справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.

Ограничение возможности пересмотра судебных решений, не отвечающих требованиям законности, обоснованности и справедливости, имеет следствием нарушение баланса в защите таких конституционных ценностей, как справедливость и правовая определенность, влекущее причинение вреда гарантируемым Конституцией Российской Федерации правам и свободам человека и гражданина, защита и восстановление которых являются конституционной целью правосудия" <1>.

--------------------------------

<1> См., например: пункт 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2007 года N 6-П "По делу о проверке конституционности положений статей 237, 413 и 418 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом президиума Курганского областного суда" // Российская газета. 2007. 2 июня.

 

Можно в целом согласиться с мнением, что термины "судебная власть" и "правосудие" выражают одно и то же понятие. Однако глава 7 Конституции Российской Федерации называется "Судебная власть". Это подчеркивает ее самостоятельный, относительно обособленный характер в системе ветвей государственной власти, а не только делается акцент на системе органов, осуществляющих судебную власть.

В названной главе Конституции Российской Федерации вообще не говорится о системе органов судебной власти. В части 3 статьи 118 речь идет о судебной системе РФ, которая устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Судебная власть - это достаточно широкое понятие, одна из ветвей единой государственной власти. Судебная власть и органы, ее осуществляющие, обладают значительной спецификой как в смысле осуществляемых ими функций и компетенций, так и в особенности с точки зрения форм и процедур деятельности. Это отражено в части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Разумеется, данной правовой нормой далеко не исчерпывается специфика судебной власти. В ней в большей мере речь идет о средствах и формах осуществления указанной власти.

В части 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации использован термин "правосудие", оно в России осуществляется только судом. Данный термин подчеркивает само содержание, функцию судебной власти. Однако судебная власть - сложное и многоэлементное явление, сердцевину которого и главное предназначение составляет деятельность судов по отправлению правосудия.

Правосудие осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами. Правосудие реализуется путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленной законом процессуальной форме.

То, что правосудие в России осуществляется только судами Российской Федерации, четко определено в Конституции Российской Федерации. При этом создание чрезвычайных или квазисудебных органов, как отражено на конституционном уровне, не допускается. Весьма актуальным в этой связи является решение вопроса о судебной системе, в первую очередь о конституционном закреплении перечня судов, осуществляющих в государстве судебную власть. К сожалению, этот вопрос в связи с реформированием судебной системы в России был решен в Конституции 1993 г. только частично. Во-первых, предусмотрено, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом Российской Федерации <1>; во-вторых, Конституцией Российской Федерации предусмотрены:

--------------------------------

<1> См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

 

а) Конституционный Суд Российской Федерации;

б) Верховный Суд Российской Федерации;

в) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации, действуют и другие федеральные суды. Что касается органов и звеньев на низовом уровне (районов, городов), а также на уровне субъектов РФ, то их совокупность (система) определена федеральным конституционным законом.

В соответствии с законодательством о судоустройстве правосудие по гражданским, уголовным, а также делам, возникающим из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные окружные суды, федеральные районные суды и др.

Военные суды включаются в федеральную судебную систему и, как правило, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих.

В связи с развитием конституционно узаконенной предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности возникают споры, вытекающие из гражданских правоотношений (экономические споры) и правоотношений в сфере управления. Дела об этих спорах рассматривают арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: