double arrow

Тема 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СИСТЕМА ОРГАНОВ, 3 страница

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 140-ФЗ <1> были внесены изменения в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которые расширили процессуально допустимые способы формирования состава суда с учетом нагрузки и специализации судей. Теперь состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".

 

Судебная пошлина. При рассмотрении в судах определенной категории дел в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) предусмотрена уплата государственной пошлины. В соответствии со статьей 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они: выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Плательщики уплачивают государственную пошлину в следующие сроки (пункт 1 статьи 333.18 НК РФ): "при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной)".

От уплаты государственной пошлины освобождаются (подпункты 2 - 3 и 12 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ):

суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи - при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;

суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации - при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

физические лица - участники и инвалиды Великой Отечественной войны - по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации...".

По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах (статья 333.19 НК РФ):

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 10000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 200 рублей;

от 10001 рубля до 50000 рублей - 400 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 10000 рублей;

от 50001 рубля до 100000 рублей - 1600 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 50000 рублей;

от 100001 рубля до 500000 рублей - 2600 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 100000 рублей;

свыше 500000 рублей - 6600 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 500000 рублей, но не более 20000 рублей;

2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа - 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;

3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 100 рублей; для организаций - 2000 рублей;

4) при подаче надзорной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

5) при подаче искового заявления о расторжении брака - 200 рублей;

6) при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц: для физических лиц - 100 рублей; для организаций - 2000 рублей;

7) при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, - 100 рублей;

8) при подаче заявления по делам особого производства - 100 рублей;

9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

10) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов - 2 рубля за одну страницу документа, но не менее 20 рублей;

11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда - 1000 рублей;

12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, - 100 рублей;

13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 1000 рублей;

14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов - 100 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза.

Уплата государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям осуществляется с учетом следующих особенностей (статья 333.20 НК РФ):

1) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

2) цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ;

если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ;

4) при предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 НК РФ;

5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;

6) в случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;

7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается;

8) в случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;

9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса;

10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;

11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;

12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;

13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;

14) при подаче надзорных жалоб государственная пошлина уплачивается только при подаче надзорной жалобы по делам, которые не были обжалованы плательщиком в кассационном порядке.

Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) по ходатайству заинтересованного лица на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, определяются по следующим критериям (статья 333.21 НК РФ):

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 50000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 500 рублей;

от 50001 рубля до 100000 рублей - 2000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 50000 рублей;

от 100001 рубля до 500000 рублей - 3500 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100000 рублей;

от 500001 рубля до 1000000 рублей - 11500 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 500000 рублей;

свыше 1000000 рублей - 16500 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1000000 рублей, но не более 100000 рублей;

2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 2000 рублей;

3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц - 100 рублей;

для организаций - 2000 рублей;

4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, - 2000 рублей;

5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) - 2000 рублей;

6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - 1000 рублей;

7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

по спорам имущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;

8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда - 1000 рублей;

9) при подаче заявления об обеспечении иска - 1000 рублей;

10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 1000 рублей;

11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения - 1000 рублей;

12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

13) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) - 2 рубля за одну страницу документа, но не менее 20 рублей.

Положения этой статьи применяются с учетом положений статьи 333.22 НК РФ.

Статья 333.22 НК РФ предусматривает следующие особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды. Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ установлено, что заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 4 статьи 208) и об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) (ч. 2 ст. 329) государственной пошлиной не облагаются.

По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

2) цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска - арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты;

3) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований;

4) в случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований;

5) при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса;

6) при подаче заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов при условии, что судебные акты не были обжалованы в кассационной инстанции.

2. Арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

По делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах (пункт 1 статьи 333.23 НК РФ):

1) при направлении запроса или ходатайства - 4500 рублей;

2) при направлении жалобы организацией - 4500 рублей;

3) при направлении жалобы физическим лицом - 300 рублей.

По делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах (пункт 2 статьи 333.23 НК РФ): при обращении организации - 3000 рублей; при обращении физического лица - 200 рублей.

Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.

 

2.7. Досудебное соглашение

 

Институт досудебного соглашения появился в России летом 2009 года. Ежемесячно в России заключается около 1 тысячи досудебных соглашений с правосудием (они получили название "сделка с правосудием"). По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за 6 месяцев 2011 года было осуждено 5 тысяч 192 человека, пошедших на досудебное соглашение с правосудием. Больше всего в 2011 году сделок с правосудием в России заключили лица, обвиняемые в кражах. Подобные уголовные дела рассматриваются по ускоренной процедуре с вынесением более мягкого наказания. В США подавляющее большинство приговоров выносится после совершения обвиняемым сделки с правосудием.

В соответствии со статьей 317.1 главы 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 21.11.2011) определен следующий порядок заявления ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

Ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве подается подозреваемым или обвиняемым в письменном виде на имя прокурора. Это ходатайство подписывается также защитником. Если защитник не приглашен самим подозреваемым или обвиняемым, его законным представителем или по поручению подозреваемого или обвиняемого другими лицами, то участие защитника обеспечивается следователем.

В соответствии с Приказом Генпрокуратуры РФ от 15.03.2010 N 107 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам" заключать досудебные соглашения о сотрудничестве имеют право Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов и районов, другие территориальные, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур, их заместители.

Подозреваемый или обвиняемый вправе заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с момента начала уголовного преследования до объявления об окончании предварительного следствия. В этом ходатайстве подозреваемый или обвиняемый указывает, какие действия он обязуется совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.

Затем ходатайство представляется прокурору подозреваемым или обвиняемым, его защитником через следователя, который в течение трех суток с момента его поступления направляет его прокурору вместе с согласованным с руководителем следственного органа мотивированным постановлением о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве либо выносит постановление об отказе. В этом случае оно может быть обжаловано подозреваемым или обвиняемым, его защитником руководителю следственного органа.

Прокурор рассматривает ходатайство в течение трех суток с момента его поступления и по результату рассмотрения принимает одно из следующих постановлений (статья 317.2 УПК РФ):

- об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве;

- об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, которое может быть обжаловано следователем, подозреваемым или обвиняемым, его защитником вышестоящему прокурору.

В досудебном соглашении о сотрудничестве должны быть указаны (статья 317.3 УПК РФ):

- дата и место его составления;

- должностное лицо органа прокуратуры, заключающее соглашение со стороны обвинения;

- фамилия, имя и отчество подозреваемого или обвиняемого, заключающего соглашение со стороны защиты, дата и место его рождения;

- описание преступления с указанием времени, места его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию;

- пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление;

- действия, которые подозреваемый или обвиняемый обязуется совершить при выполнении им обязательств, указанных в досудебном соглашении о сотрудничестве;

- смягчающие обстоятельства и нормы уголовного законодательства, которые могут быть применены в отношении подозреваемого или обвиняемого при соблюдении последним условий и выполнении обязательств, указанных в досудебном соглашении о сотрудничестве.

Прокурор в порядке и установленные статьей 221 УПК РФ сроки (в течение 10 суток) рассматривает поступившее от следователя уголовное дело в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, а также материалы, подтверждающие соблюдение обвиняемым условий и выполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением, и в случае утверждения обвинительного заключения выносит представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по данному уголовному делу. В представлении указываются (статья 317.5 УПК РФ):

- характер и пределы содействия обвиняемого следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления;

- значение сотрудничества с обвиняемым для раскрытия и расследования преступления, изобличения и уголовного преследования других соучастников преступления, розыска имущества, добытого в результате преступления;

- преступления или уголовные дела, обнаруженные или возбужденные в результате сотрудничества с обвиняемым;

- степень угрозы личной безопасности, которой подвергались обвиняемый в результате сотрудничества со стороной обвинения, его близкие родственники, родственники и близкие лица.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 N 28 "О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству" "при поступлении в суд уголовного дела с представлением прокурора (статья 317.5 УПК РФ) судья (суд) с участием государственного обвинителя, обвиняемого и его защитника должен удостовериться, что государственный обвинитель подтвердил основания, в силу которых с обвиняемым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве".

Особый порядок проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, применяется, если суд удостоверится в следующем (статья 317.6 УПК РФ):

- государственный обвинитель подтвердил активное содействие обвиняемого следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления;

- досудебное соглашение о сотрудничестве было заключено добровольно и при участии защитника.

Если суд установит, что указанные выше условия были не соблюдены, то он принимает решение о назначении судебного разбирательства в общем порядке.

Судебное заседание и постановление приговора в отношении подсудимого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, проводится с обязательным участием подсудимого и его защитника (статья 317.7 УПК РФ). В ходе судебного заседания должны быть исследованы следующие вопросы:

- характер и пределы содействия подсудимого следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления;

- значение сотрудничества с подсудимым для раскрытия и расследования преступления, изобличения и уголовного преследования других соучастников преступления, розыска имущества, добытого в результате преступления;

- преступления или уголовные дела, обнаруженные или возбужденные в результате сотрудничества с подсудимым;

- степень угрозы личной безопасности, которой подвергались подсудимый в результате сотрудничества со стороной обвинения, его близкие родственники, родственники и близкие лица;

- обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

В соответствии со статьей 63.1 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) если будет установлено, что лицом, заключившим досудебное соглашение о сотрудничестве, были предоставлены ложные сведения или сокрыты от следователя либо прокурора какие-либо иные существенные обстоятельства совершения преступления, суд назначает ему наказание в общем порядке.

 

2.8. Требования, предъявляемые к судьям

судебной системы Российской Федерации и

в других государствах

 

Во всех государствах, в том числе и в России, должность судьи считается номенклатурной государственной должностью. Это предполагает следующее:

- предъявление повышенных требований к претенденту на должность (гражданство, состояние здоровья, отсутствие судимости, юридическое образование определенного уровня, более высокий возраст назначений на должность, предыдущий стаж работы по юридической специальности);

- усложненная обязательная процедура проведения отбора претендентов (собеседования в исполнительных и законодательных органах государственной власти, сдача квалификационных экзаменов по юриспруденции, согласования с должностными лицами);

- централизованный порядок назначения на должность (в России судьи назначаются указом Президента Российской Федерации), базирующийся на принципе централизации национальных судебных систем, который подразумевает возможность пересмотра решений, выносимых нижестоящими судами вышестоящими, а также единством судебного законодательства;

- особенностями социально-правового статуса судьи (защита их жизни и здоровья, уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, отношение общества к профессии судьи и т.д.).

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В. Лукин обоснованно считает, что судьи - это "особая категория, особый клан. Это должна быть нравственная элита. Право можно использовать нормально, серьезно, если ты внутренне основываешь право на своих ценностях. А твои ценности, если ты судья, должны состоять в том, что выше права ничего не должно быть. Ни властной, ни партийной вертикали, ничего" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Барщевский Михаил. Уполномочен сказать (беседа с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации В. Лукиным) // Российская газета. 2012. 24 мая. N 117.

 

О необходимости поддержания высокого уровня нравственности в деятельности судей неоднократно подчеркивается и в выступлениях Президента России. В частности, В.В. Путин считает, что "вершить закон, действовать от имени государства, защищать справедливость должны компетентные, принципиальные и порядочные люди" <1>.

--------------------------------

<1> Цитируется по статье: Латухина Кира. Суд повышенной прозрачности // Российская газета. 2012. 9 июня.

 

Более конкретно требования к этой уважаемой в мире профессии (но не всегда безопасной) и к их социальному статусу в некоторых странах выглядят следующим образом <1>.

--------------------------------

<1> См.: А судьи кто? (корреспонденты "РГ" выяснили, как организована судебная система за рубежом) // Российская газета. 2010. 7 июня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: