Тема 2. Судебная власть и система органов, 1 страница

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЕЕ

 

1. Понятие судебной власти и ее соотношение с другими ветвями государственной власти.

2. Влияние религии на общественный порядок.

3. Суд как орган судебной власти.

4. Судебная система СССР.

5. Судебная система Российской Федерации.

6. Организация деятельности судебной власти.

7. Процедура досудебного соглашения.

8. Органы судейского сообщества в Российской Федерации.

9. Судебные системы зарубежных стран.

 

Изучение темы предполагает углубленное усвоение понятия "правосудие" (англ. justice). Для этого необходимо уяснить характерные признаки, отличающие правосудие от других видов правоохранительной деятельности. Следует ознакомиться с принципами правосудия, их системой и значением, а также с конкретным содержанием наиболее общих принципов.

Законодательством Российской Федерации нет определения термина "правосудие". В научных публикациях даются различные его трактовки. Это "совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государств" <1>.

--------------------------------

<1> Юридическая энциклопедия / Изд. М.Ю. Тихомирова. М.: Юринформцентр, 1997. С. 347.

 

О.Е. Кутафин правосудие определяет как "особый вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел" <1>.

--------------------------------

<1> Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов / Под рук. О.Е. Кутафина (официальный текст на 1 августа 2003 г.). М., 2003.

 

Все явления общественной жизни, в том числе формируемые государством в силу его универсальных полномочий, отражают массу обстоятельств и оттенков, складывающихся столетиями и отражающих менталитет населения через право, культуру, традиции и т.д.

Обращение к сущности социальных норм, не исходящих от государства, а добровольно признаваемых населением, позволяет наиболее полно понять процесс формирования системы права о правоохранительных органах. Формируя соответствующий вид законодательства, государство обязано отражать этот немаловажный фактор, способствующий большей эффективности его воздействия на общественные отношения.

В мире не существует идеальных правовых, а значит, и судебных систем. Многовековой опыт, менталитет населения, степень развитости гражданского общества, социально-экономическая обстановка и другие факторы позволяют сделать обоснованный вывод о том, что каждое государство имеет общие и в то же время только ему присущие особенности организации общественной жизни. В полной мере это имеет отношение и к организации деятельности национальной судебной власти.

Поэтому автор посчитал целесообразным включить в эту тему материал, отражающий наряду с другими явлениями жизни общества и роль религии как нравственного критерия поведения не только индивидов, но и самого государства в лице его властных структур, в том числе и через механизм функционирования судебной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации <1> увеличен объем финансирования федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы за счет средств федерального бюджета до 59198,9589 млн. рублей (ранее было 56692,87 млн. рублей).

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 271 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы".

 

2.1. Понятие судебной власти и

ее соотношение с другими ветвями государственной власти

 

Правосудие в демократическом обществе предназначено выполнять роль стража порядка и оплота справедливости. В соответствии со статьей 1 Закона о судебной системе судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.

Предназначение судов заключается в защите и восстановлении нарушенных прав. В современных государствах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, а также провозглашенных прав и свобод.

В теории государства и права это направление государственной деятельности рассматривается как одна из функций государства - правоохранительная, которая наряду с другими (экономическая, социальная, функция обороны) носит постоянный характер, постоянно наполняясь новым содержанием, отражающим характер задач, решаемым государством на каждом историческом этапе своего развития.

Функции государства - это носящие объективный, системный и взаимообусловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение.

Приоритет и масштаб реализации функций обусловливается важностью и масштабностью задач и целей. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период экономического спада на первом плане оказываются экономические функции.

Например, в связи с очередным Всемирным экономическим форумом в Давосе (2006 г.) служба изучения общественного мнения Gailup International провела два опроса с одними и теми же вопросами, связанными с определением приоритетных задач, стоящих перед мировыми лидерами <1>. В первом опросе участвовало 50000 жителей из более 60 стран, а во втором - участники форума. Были получены следующие результаты.

--------------------------------

<1> Алексеев Алексей. Народы отстают от своих лидеров в экономическом росте // Коммерсантъ. 2006. 1 февраля.

 

Место в рейтинге Задача Мнение жителей (%) Мнение лидеров (%)
  Экономический рост    
  Сокращение разрыва между богатыми и бедными странами    
  Ликвидация бедности    
  Защита окружающей среды    
  Восстановление доверия к органам власти    
  Борьба с терроризмом    
  Сокращение числа войн    
  Борьба за права человека    
  Усиление влияния к социальной сфере    
10 - 12 Борьба со СПИДом    
10 - 12 Борьба с организованной преступностью    
10 - 12 Достижение полного равенства для женщин    

 

Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка, - это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами. Она включает в себя также обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных посягательств.

Для выполнения этой функции применяются различные методы, такие как правотворчество и правоприменение (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности). Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит судебной власти и иным правоохранительным органам (органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы юстиции, нотариальные органы, органы безопасности и т.д.).

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими многочисленными, имеющими системный характер нормативными правовыми актами различной юридической силы.

В центре правоохранительной деятельности государства - гражданин, его безопасность, социальные и имущественные права.

В современном государстве правоохранительной деятельности уделяется особое внимание, потому что ее эффективность - не только один из главных критериев оценки компетентности и состоятельности правительства и правящей политической элиты. Не менее важным является и другое обстоятельство, напрямую зависящее от результативности и эффективности функционирования правоохранительной системы государства - наличие социальной стабильности в обществе.

Не с самого начала развития человеческого общежития судебная функция была одним из направлений деятельности государства. Значительный вклад в общепризнанные принципы современного правосудия внесла греко-римская цивилизация. Именно в ней были заложены идеи о том, что суд должен быть одним из важнейших органов государства, осуществляющим правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Ш. Монтескье, которому принадлежит концепция разделения государственной власти на три ветви, выделял следующие три главные составляющие правосудия в демократическом обществе: народное начало, независимость от политики и профессионализм. Пройдет немало времени, наполненного бурными событиями, прежде чем эта концепция обретет законодательное признание и станет претворяться в практической деятельности государств.

Из XVIII века до наших дней дошла история, ярко характеризующая представление и ожидания населения о роли и сущности судебной власти в государстве. Когда император Фридрих волевым порядком захотел отнять у мельника мельницу, то услышал в ответ: "Господин император, кроме вас в нашей стране есть еще и судьи...". Это остановило Фридриха, который позже на своей резиденции распорядился написать, чтобы увековечить, ставшие крылатыми слова мельника <1>.

--------------------------------

<1> См.: Дмитрий Медведев - "Новой" (избранные места из интервью Президента России нашим коллегам из "Новой газеты") // Российская газета. 2009. 16 апреля.

 

Есть и другие исторические примеры. Например, в свое время авторитет судебной системы Франции у населения был низким в силу поражения ее рядов коррупцией. Чтобы кардинально изменить негативное отношение населения, легендарный генерал де Голь, став президентом Франции, буквально в течение одних суток произвел замену всех руководителей судов на молодых юристов, деловые и моральные качества которых до этого внимательно изучались.

Конечно, это крайний, но весьма показательный исторический пример, свидетельствующий о стремлении руководителей государства не только укрепить законность в действиях важнейшей ветви государственной власти. Поступая таким образом, президент Франции повысил не только авторитет судебной власти, но и укрепил веру населения в реальное существование справедливости в действиях государства.

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд может своим решением положить конец спору истца и ответчика. Суд реализует права граждан на обжалование действий правовых лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административных правонарушений. Никакой другой орган власти не имеет право выполнять эти задачи.

В системе государственных властей судебной власти отведена роль уравновешивающего механизма, позволяющего эффективно направлять действия законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Взаимоотношения между исполнительной и судебной властями носят более жесткий характер, нежели между судебной и законодательной. В правовом государстве стремление к доминированию исполнительной власти эффективно противостоит власть судебная. Действующие законы в совокупности с объективно вынесенными судебными решениями обеспечивают в обществе принцип господства права.

В петровскую эпоху были заложены правовые основы формирования высшего суда в Российской империи. Высшим органом судебной власти Российской империи был Сенат, учрежденный Указом Петра I 22 февраля 1711 г. и эволюционировавший вместе с государством вплоть до 1917 года <1>. В период петровских реформ Сенат по своей сущности был высшей ревизионной и апелляционной инстанцией, а по некоторым категориям дел - первой.

--------------------------------

<1> См.: Калиниченко А.В. Сенат - орган высшей судебной власти в Российской империи // Российская юстиция. 2011. N 3.

 

При императрице Елизавете Петровне смертные приговоры нижестоящих судов подвергались обязательному утверждению Сенатом, который был высшей апелляционной инстанцией. Решения, принятые Сенатом, были окончательными.

В соответствии с Манифестом от 15 декабря 1763 года Сенат был разделен на шесть департаментов, из них только двум стали принадлежать судебные функции. С учреждением в 1802 году министерств реформатор М.М. Сперанский предложил создать два Сената - Правительствующий и Судебный, но это предложение не было реализовано.

Дела, подведомственные кассационным департаментам, разделялись на следующие три категории: рассмотрение кассационных жалоб и протестов; судебное производство в качестве судов первой инстанции; надзор за судебными установлениями.

Деятельность судебной власти как одной из ветвей государственной власти необходимо рассматривать в следующих тесно взаимосвязанных между собой аспектах: функциональном, институциональном, организационном, регулятивном, правовом, информационном, идеологическом, воспитательном.

Функциональный аспект судебной власти предполагает обособленное выделение только присущих судам направлений деятельности. Институциональный - подразумевает ее характеристику в качестве самостоятельного института и ветви государственной власти. Организационный аспект заключается в характеристике судебной системы в целом, а также ее структурных элементов, полномочий судов, определения подсудности дел. Регулятивный аспект отражает характеристику норм, регулирующих деятельность субъектов, входящих в судебную систему, а также связи между ними, их права и обязанности. Правовой аспект является одним из важнейших и заключается в распространении среди населения мнения о торжестве справедливости. Информационный аспект заключается в получении информации населения о деятельности судов и об обратном потоке информации, идущей от населения к судебной власти. Идеологический аспект воздействует на сознание людей посредством формирования у них мировоззрения относительно справедливости деятельности судебной власти. Воспитательный аспект заключается в воздействии результатов деятельности судов на правовую культуру граждан.

Высказывается мнение, что термины "судебная власть" и "правосудие" выражают одно и то же понятие. Однако глава 7 Конституции Российской Федерации называется "Судебная власть". Это подчеркивает ее самостоятельный, относительно обособленный характер в системе ветвей государственной власти. Здесь не делается акцент на системе органов, осуществляющих судебную власть. В названной главе Конституции Российской Федерации не говорится о системе органов судебной власти. В части 3 статьи 118 речь идет о судебной системе страны, которая устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.

 

2.2. Влияние религии на общественный порядок

 

В наши дни реальность правового статуса человека в России рассматривается как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий оценки действий власти. Права человека не должны толковаться как предоставление полной свободы без ограничений. Они "должны быть основаны на нравственных принципах... которые превыше деклараций, и верующий человек должен соблюдать этот нравственный закон, уважая права человека", - считает Патриарх Алексий II <1>. Он не видит противоречий между позицией российской православной церкви, выраженной по этому вопросу в документах Всемирного Русского народного собора (6 апреля 2006 г.), и Декларацией о правах человека (1948 г.).

--------------------------------

<1> Яковлева Елена. Второе дыхание (Патриарх Алексий II об актуальных для Церкви и общества темах) // Российская газета. 2006. 18 апреля.

 

Позже на очередном Архиерейском соборе Русской православной церкви (24 - 28 июня 2008 года) были приняты Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Они направлены против возможности превращения прав и свобод в "свободу греха". По этому поводу, в частности, в Основах говорится: "Признавая ценность свободы выбора, Церковь утверждает, что таковая неизбежно исчезает, когда выбор делается в пользу зла. Зло и свобода несовместимы". "Права человека не могут быть выше ценностей духовного мира". "Права человека не должны противоречить любви к Отечеству и к ближним" <1>.

--------------------------------

<1> Яковлева Елена. Вредные права // Российская газета. 2008. 27 июня.

 

Правовая система, лишенная гражданской этики, может легко превратиться в законное подспорье для мздоимства государственных чиновников. В то же время правовые предписания, основывающиеся на понятии гуманизма, обеспечивают нравственную основу законности.

По образному выражению бывшего Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации профессора В. Яковлева, "право не живет само по себе. У него есть союзники - мораль, нравственность, справедливость" <1>. Эффективность воздействия правовых предписаний на регулируемый вид общественных отношений далеко не в последнюю очередь зависит от их соответствия со складывающимися тысячелетиями морально-нравственными устоями общества. Регулятивные и охранительные правовые предписания всегда должны отражать то, что принято называть менталитетом нации (населения).

--------------------------------

<1> См.: Ямшанов Борис. Юрист на все времена // Российская газета. 2011. 5 декабря.

 

В эпоху Средневековья засилье инквизиции присутствовало во всех сферах общественной жизни. Не стало исключением и правосудие. Судебный, а если быть более точным, инквизиционный процесс был тайным, с использованием признательных доказательств, получаемых при помощи физических пыток.

Необходимо отметить, что в этот период помимо государственных, т.е. светских, действовали и церковные суды. В России они появились сразу после крещения Руси при великом князе Владимире I. По его указу светские суды занимались рассмотрением уголовных дел, а церковные - преступлениями священнослужителей против веры. Они не были самостоятельным институтом, а входили в систему духовных консисторий. Под их юрисдикцию подпадали дела, касающиеся богохульства, блуда, суеверия и брака. Виновных в качестве наказания подвергали штрафу, который шел в пользу церкви.

В период правления на Руси князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (X - XI вв.) принимаются церковные уставы, содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи.

Русская церковь приняла кодексы церковного права. Содержащиеся в них принципы и нормы были восприняты не только в области регламентации вопросов церковной жизни, но и в сферах государственного законодательства, судебной и административной практики. Все церковно-судебные дела делились на следующие три разряда:

- дела греховные, не содержащие элементов преступного деяния (браки близких родственников, развод по согласию супруги). Эти дела единолично по церковным законам рассматривал епископ без княжеского судьи;

- дела греховно-преступные, в которых был нарушен и государственный закон (изнасилование, блуд, убийство). В этом случае правосудие осуществлялось княжеским судьей при участии церковного судьи;

- все дела духовных лиц, судимые церковной властью.

Церковная судебная власть распространялась на все христианское население Руси, но лишь по определенным делам. В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого в этот период была Русская Правда, которая была кодексом частного права. В основу ее формирования был положен ряд церковно-правовых источников византийского происхождения, а также оба церковных устава. В качестве кодекса Русская Правда использовалась церковными судами для разбирательства нецерковных гражданских и уголовных дел.

Русская Правда содержала ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения, основная масса которых делилась на свободных и зависимых людей. Также предусматривались промежуточные и переходные категории. Наиболее бесправным субъектом права был холоп. Все виды имущества, которым он располагал, являлись собственностью господина. Все правовые последствия, вытекающие из договоров, заключаемых холопом с ведома господина, переходили на господина. За убийство холопа, как и за уничтожение имущества, предусматривался штраф или в качестве возмещения выдавался новый холоп.

Начиная с XVII века церковные суды стали рассматривать и дела, касающиеся тяжб о разделе наследства, оставленного без завещания; споров между супругами о приданом и др. Прежде всего это свидетельствует о высоком авторитете церкви в царской России и о стремлении государства развивать у граждан высокие нравственные поведенческие начала.

В синодальный период церковным судопроизводством занималась специальная консистория, но окончательное решение принималось правящим архиереем и Священным синодом. В начале XX века на поместных соборах 1905 и 1917 годов был разработан Устав церковного судопроизводства, который по понятным причинам не успели принять. Только в 2000 году на Архиерейском соборе были внесены поправки в действующий церковный устав, где появилась глава о церковных судах.

На очередном Архиерейском соборе в октябре 2004 г. было рассмотрено и принято Положение о церковном суде. Теперь его система состоит из судов трех инстанций. Предметом церковного судопроизводства являются исключительно канонические вопросы жизни Русской православной церкви.

Суд первой инстанции (епархиальный суд) распространяет юрисдикцию на территорию своей епархии. Он состоит не менее чем из пяти судей, имеющих епископский или священнический сан. Срок их полномочий - три года с возможностью последующего переизбрания или переназначения на новый срок. В рамках предоставленных полномочий все решения этих судов (вызовы, запросы, распоряжения) подлежат обязательному исполнению.

Разбирательство всех дел ведется только в закрытом режиме. В его компетенцию входит временное или пожизненное запрещение в священнослужении, "извержение из сана", отлучение от церкви священнослужителей, отлучение от церковного общения или отлучение от церкви мирян.

Их решения носят рекомендательный характер, сравнимый с вердиктом присяжных заседателей в судах общей юрисдикции. В законную силу решения этого суда могут вступать только после утверждения их епархиальным архиереем, которое он должен вынести в течение семи дней.

В случае вынесения решения о пожизненном запрещении в священнослужении или об извержении из сана, вне зависимости от уровня суда, рассматривающего дело, окончательное решение правящий архиерей принимает только с обязательным последующим утверждением патриарха.

В частности, основанием для разбирательства дела в этой инстанции могут быть неумеренное винопитие священнослужителей; отказ священнослужителя подчиниться своему руководству (например, несогласие ехать к новому месту службы); обращения прихожан и послушников за судебной защитой от "распоясавшихся" церковных служителей; оформление церковных разводов ранее обвенчанных мирян, чей брак распался; теоретические споры, связанные, в частности, с законностью действий различных тоталитарных сект, которые зачастую под благовидными вывесками осуществляют противоправную и раскольническую деятельность.

У светских властей в России пока не разработан механизм борьбы с сектами. В законодательстве даже отсутствует само определение секты. Следует отметить, что для светских судов решения, выносимые епархиальными судами, не имеют юридической силы. В то же время их деятельность должна рассматриваться как один из действенных способов установления в государстве принципов законности и высоких нравственных начал, как способ формирования институтов гражданского общества.

Суд второй инстанции (общецерковный суд) наделяется полномочиями по отношению к епархиальным судам, аналогичными полномочиям Верховного Суда Российской Федерации по отношению к судам общей юрисдикции других звеньев. Его юрисдикция распространяется в пределах всей Русской православной церкви. Состоит из четырех членов в архиерейском сане. Избирается Архиерейским собором сроком на четыре года и рассматривает апелляции на вступившие в силу решения епархиальных судов.

Суд третьей инстанции (суд Архиерейского собора). Его юрисдикция также распространяется в пределах всей Русской православной церкви. Характер его полномочий с определенной долей условности может быть сравним с полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации по отношению к нормотворческой и практической деятельности структур Русской православной церкви.

О роли и значении религии в современных условиях убедительно свидетельствует следующая таблица, показывающая изменение численности верующих различных конфессий по отношению ко всему населению Земли в период между 1900 и 2000 годами <1>.

--------------------------------

<1> Сабов Александр. Последний взгляд бога (как достичь в России эффективного межрелигиозного диалога) // Российская газета. 2004. 12 октября.

 

XX век: религии и люди (млн. чел.)

 

  1900 г. 2000 г.
Все население мира 1,630 6,044
Христиане   1,995
Католики   1,046
Православные 109,6 151,5
Ислам   1,180
Сунниты    
Шииты    
Индуисты    
Буддисты    
Иудеи 10,6 14,3
Традиционные вероисповедания    
Неверующие   1,208

 

В ряде государств, несмотря на их светский характер, действуют отдельные законы, а чаще всего это отражается в статьях (как в России) уголовных или административных кодексов, предусматривающих жесткую юридическую ответственность (прежде всего гражданско-правовую) за святотатство. Они предназначены защищать государством религиозные догмы с целью сохранения стабильности и устоявшегося баланса интересов в обществе.

Диалектика развития общественных отношений выявила в этом вопросе существенные недостатки. Например, в современных европейских государствах национальное законодательство отдает предпочтение в применении защитных мер только в отношении отдельных религий.

В Англии действующий более 300 лет закон о святотатстве предусматривает защиту только христианских догм, а с 1938 года и вовсе только догматы англиканской церкви. Ранее наказание должен был понести каждый, кто публично позволял себе усомниться в устоявшихся догматах христианской веры. Теперь возможно применение денежного штрафа или лишение свободы лишь в отношении лиц, выставляющих "Бога, святых или Евангелие в непристойном свете" <1>.

--------------------------------

<1> Дмитриева Ольга, Паклин Николай, Брынцева Галина. Святотатство "в законе" (Европа пытается оградить различные конфессии от дискриминации) // Российская газета. 2006. 14 февраля.

 

Во Франции закон, регулирующий отношения государства с религией, был принят также достаточно давно - в 1905 году. Однако специального закона о богохульстве, понятие которого весьма расплывчато, там нет.

В царской России православие являлось официальной государственной религией. Нередко в отношении лиц, публично сомневавшихся или не разделявших догматы российской православной церкви, применялась такая мера, как отлучение от церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: