Тема 2. Судебная власть и система органов, 8 страница

истец и ответчик, орган и должностное лицо, оспаривающее конституционность нормативного акта, и орган или должностное лицо, издавшее этот акт, обвинитель и обвиняемые выступают в суде в качестве сторон, т.е. таких участников судебного разбирательства, у которых имеется определенный процессуальный интерес, к которым закон представил равные права для обоснования своих утверждений и выводов и для оспаривания утверждений и выводов другого участника судебного разбирательства (противной стороны).

Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только суду (судье), который не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств, независим от любых и действует исключительно как орган правосудия.

Принцип состязательности в нашей стране долго отвергался процессуальной теорией и законодательством. Главной причиной был отказ принять прокурора стороной, уравнять его с подсудимым и защитником. Утверждалось, что прокурор не сторона в судебном разбирательстве, а орган надзора за законностью, государственный обвинитель, вместе с судом выполняющий общую государственную задачу - борьбу с преступностью. На этом основании считались неприемлемыми для уголовно-процессуального закона сами понятия "сторона" и "состязательность", несмотря на использование их в Конституции Российской Федерации.

Только в 1993 году соответствующие термины появились в новом (десятом) разделе УПК Российской Федерации "Производство в суде присяжных" (статьи 429, 435, 441 и др.). Однако по-прежнему актуально включение принципа состязательности и равноправия сторон в общие части ГПК, УПК, КоАП и АПК РФ.

Без этого, как справедливо отмечается в правовой литературе, невозможно добиться коренной реорганизации судопроизводства, демократизировать суд, освободить его от элементов, чуждых обвинительной функции, утвердить подлинно независимую судебную власть.

Принципиальное значение имеет в плане обеспечения независимости и в целом демократизации суда статья 124 Конституции Российской Федерации. В ней установлено, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечить возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Деятельность всех судов сопряжена с большими расходами. Централизованное финансирование судов, т.е. предусмотренные непосредственно в федеральном бюджете финансовые средства, обеспечивают серьезную гарантию полного и независимого осуществления правосудия от органов законодательной и исполнительной власти, а также от предпринимательских и коммерческих структур, местных влияний и т.д.

Нововведением стала конституционная норма (ч. 4 ст. 123): "В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей". Президент Российской Федерации представил Концепцию судебной реформы. В ней предусматривалось учреждение суда присяжных заседателей. 16 июля 1993 года был принят Закон, которым действующее законодательство дополнялось системой норм, регулирующих организацию и функционирование суда присяжных заседателей. Это были новые положения - раздел V в Законе о судоустройстве РСФСР и раздел X в УПК РСФСР.

В настоящее время в России действует следующая система судов: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые и третейские суды. Однако накопленный практический опыт свидетельствует о необходимости внесения соответствующих изменений в устоявшуюся и конституционно определенную судебную систему.

В конце октября 2000 года Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Лебедев представил в Государственную Думу Российской Федерации проект Закона об административных судах. Целью этого законопроекта определялась поддержка президентской реформы системы государственной власти (создание оптимальных условий эффективного функционирования всех федеральных округов), а также оказание помощи непомерно загруженным судам общей юрисдикции. Предполагалось создать 21 судебный округ. В них, по мнению разработчиков законопроекта, можно было бы обжаловать нормативные акты и действия должностных лиц (в том числе и самих губернаторов), постановления Правительства и обеих палат Федерального Собрания России, а также законы субъектов Федерации. Эти суды вправе будут рассматривать дела по защите избирательных прав и налоговому законодательству. Руководство и контроль за их деятельностью предполагается возложить на Верховный Суд Российской Федерации.

Предполагаемая численность административных судов определена таким образом, чтобы нагрузка между ними распределялась равномерно. В 1999 году все суды общей юрисдикции рассмотрели более 350000 административных дел.

Планировалось, что административные округа, охватываемые юрисдикцией каждого административного суда, будут распространяться сразу на несколько субъектов Федерации (по 3 - 5). Это позволило бы сохранить независимость новой структуре судебной власти от давления региональной власти. Финансирование создания органов административной юстиции, по предварительным подсчетам, потребует выделения из государственного бюджета более одного миллиарда рублей, а также укомплектованности более чем 200 судей вместе с обслуживающим персоналом.

Подобные суды уже созданы в ряде стран ближнего зарубежья. Например, в ходе проведения реформы судебной системы в Литовской Республике была использована предусмотренная конституцией страны возможность создания специализированных судов. Поэтому с 1999 года начали функционировать специализированные административные суды.

На одном из заседаний совета при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия (октябрь 2000 года) обсуждались предложения, связанные с возможностью слияния судов общей юрисдикции с арбитражными, а также ограничение срока полномочий судей с пожизненного назначения на пятнадцатилетний срок. В то же время нельзя не признать логичной точку зрения о том, что нет необходимости каждые 5 - 6 лет подвергать реформированию государственные структуры, которые действуют достаточно эффективно.

 

2.23. Дисциплинарное судебное присутствие

 

Создание специальных органов для применения дисциплинарных санкций и механизмов в отношении судей оговорено в Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 13 октября 1994 г. N R(94)12 "О независимости, эффективности и роли судей" (принцип VI). Такие органы созданы и успешно действуют в ряде стран. Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2009 года N 4-ФКЗ предусмотрено создание специального судебного органа - Дисциплинарного судебного присутствия <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 года N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" // Российская газета. 2009. 11 ноября.

 

С апреля 2010 года (начало работы этого органа) по июль 2011 года было рассмотрено 41 дело, из них 16 обращений (т.е. более 1/3) было удовлетворено, т.е. прекращения полномочий судей были признаны необоснованными.

В 2011 году Дисциплинарное судебное присутствие рассмотрело 24 судебные жалобы, из которых 10 жалоб были удовлетворены. В трех случаях решения квалификационных коллегий отменялись из-за несоразмерности ранее наложенного дисциплинарного взыскания характеру и тяжести проступка. В двух случаях обратившимся судьям отменили дисциплинарное наказание из-за недоказанности самого факта совершенного проступка <1>.

--------------------------------

<1> См.: Куликов Владислав. Судите сами // Российская газета. 2012. 28 апреля.

 

Содержание понятия дисциплинарного проступка, совершенного судьями, трактуется гораздо шире, чем это регламентируется в обычном трудовом договоре. Любое нарушение, включая аморальное поведение, совершенное судьей в нерабочее время, может рассматриваться как дисциплинарный проступок. Наиболее распространенными проступками являются нарушения процессуального законодательства, нарушения нравственных норм и непонимание статуса судьи.

Председатель судебного состава, судья судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, член Дисциплинарного судебного присутствия Николай Толчеев следующим образом сформулировал понятие "дисциплинарный проступок", совершенный судьей. " Дисциплинарный проступок - это нарушение судьей норм закона, нравственности, морали, Кодекса судебной этики, который утверждается Всероссийским съездом судей и устанавливает особые требования к судье, его поведению как в быту, так и на службе" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Барщевский Михаил. Судейский наказ (интервью с членом Дисциплинарного судебного присутствия Николаем Толчеевым) // Российская газета. 2011. 7 июля.

 

В соответствии с Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм этого Закона, а также положений Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения; досрочного прекращения полномочий судьи. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда РФ определяется Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

Компетенция квалификационных коллегий судей по наложению на судей дисциплинарных взысканий определена Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

В соответствии с этим Законом Высшая квалификационная коллегия судей налагает за совершение дисциплинарных проступков дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Квалификационные коллегии судей субъектов РФ налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов, в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов (ст. 12.1 Закона РФ "О статусе судей", ст. ст. 17, 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации").

Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. Кроме того, Дисциплинарное присутствие уполномочено рассматривать и обращения председателей высших судов (Верховного Суда и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации) в тех случаях, когда они не согласны с решениями квалификационной коллегии.

Дисциплинарное судебное присутствие формируется из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (за исключением Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместителей, а также судей, входящих в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и в состав Совета судей Российской Федерации) в количестве шести членов исходя из следующей нормы представительства: три судьи от Верховного Суда Российской Федерации и три судьи от Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Членом Дисциплинарного судебного присутствия может быть судья в возрасте от 40 до 65 лет, имеющий стаж работы в качестве судьи в Верховном Суде Российской Федерации или в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации не менее пяти лет.

Срок полномочий члена Дисциплинарного судебного присутствия - три года. Одно и то же лицо не может быть избрано членом Дисциплинарного судебного присутствия более двух раз подряд.

Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются на пленумах Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. При выдвижении кандидатов в члены Дисциплинарного судебного присутствия соблюдается конкурсный подход: не менее двух претендентов на одну вакансию. Избранными в состав Дисциплинарного судебного присутствия считаются судьи, получившие наибольшее количество голосов присутствующих судей.

Член Дисциплинарного судебного присутствия осуществляет свои полномочия без освобождения от должности судьи по основному месту работы. Он освобождается от исполнения обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы на период подготовки и проведения заседаний Дисциплинарного судебного присутствия в порядке, установленном Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия, который утверждается совместным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В период осуществления своих полномочий член Дисциплинарного судебного присутствия не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Полномочия члена Дисциплинарного судебного присутствия могут быть прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 3 и 6 - 10 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в порядке, установленном Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия.

Дисциплинарное судебное присутствие в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия, осуществляет следующие полномочия:

1) рассматривает жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации или решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации за совершение ими дисциплинарных проступков, на указанные решения квалификационных коллегий судей;

2) рассматривает обращения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

По результатам рассмотрения жалоб и обращений Дисциплинарное судебное присутствие принимает следующие мотивированные решения об:

1) удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей;

2) удовлетворении обращения и о прекращении полномочий судьи;

3) отказе в удовлетворении жалобы или обращения.

Жалобы и обращения рассматриваются Дисциплинарным судебным присутствием после изучения представленных Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации материалов по указанным жалобам или обращениям, а также сведений, характеризующих заявителя, в порядке, установленном Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия.

Дисциплинарное судебное присутствие в пределах своих полномочий может провести проверку поступивших материалов, а также направить запросы в соответствующие суды о представлении дополнительных материалов, заслушать объяснения заявителя, председателей или представителей Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, представителей иных органов судейского сообщества, а также председателей соответствующих судов об обстоятельствах совершения дисциплинарного проступка заявителем.

Жалобы и обращения должны быть рассмотрены Дисциплинарным судебным присутствием в течение двух месяцев со дня их поступления в Дисциплинарное судебное присутствие. Если в отношении заявителя имеются сведения, требующие дополнительной проверки, то рассмотрение его жалобы приостанавливается Дисциплинарным судебным присутствием до окончания указанной проверки, но не более чем на шесть месяцев.

Заседания Дисциплинарного судебного присутствия проводятся председательствующим, который избирается из числа членов Дисциплинарного судебного присутствия на каждом заседании в соответствии с Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее пяти членов Дисциплинарного судебного присутствия. Решение принимается открытым голосованием большинством голосов членов Дисциплинарного судебного присутствия. При равном количестве голосов жалоба считается удовлетворенной, а обращение - отклоненным.

Члены Дисциплинарного судебного присутствия не вправе воздерживаться от голосования. Голосование по принимаемому решению осуществляется в отсутствие заявителя, приглашенных и иных лиц. Решение оформляется в письменном виде, подписывается членами Дисциплинарного судебного присутствия, рассматривавшими соответствующие жалобу или обращение, и оглашается в порядке, установленном Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия.

Решение Дисциплинарного судебного присутствия является окончательным и обжалованию не подлежит. Оно публикуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Член Дисциплинарного судебного присутствия вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к решению Дисциплинарного судебного присутствия.

Организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Дисциплинарного судебного присутствия осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Федерального конституционного закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на обеспечение деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Регламент Дисциплинарного судебного присутствия подлежит утверждению. Первый состав Дисциплинарного судебного присутствия избирается не позднее одного месяца со дня утверждения (не позднее девяноста дней после дня официального опубликования ФКЗ) Регламента Дисциплинарного судебного присутствия. Срок полномочий Дисциплинарного судебного присутствия исчисляется со дня избрания пяти его членов.

 

2.24. Судебные системы зарубежных стран

 

Национальные судебные системы, являясь составной частью государственного аппарата и одной из ветвей государственной власти (наряду с законодательной и исполнительной), всегда отражают сущность самого государства. Демократические новации, применяемые отдельными государствами (например, несменяемость судей), воспринимаются судебными системами других государств.

Каждая национальная судебная система в своей основе имеет не только присущие ей особенности и многовековые традиции, но и общие демократические начала. На процесс формирования и функционирования отдельных судебных систем большое влияние оказывает и принадлежность государства к определенному виду правовых систем (семей). В процессе существования и функционирования национальных судебных систем не сложилось единой модели взаимосвязи и взаимодействия судов и права, одинаковых для всех стран путей и форм воздействия их на право.

В современной Финляндии влияние судебной системы в лице Верховного Суда на право осуществляется посредством судебного контроля, активным использованием права законодательной инициативы и воздействием на право с помощью различных политико-правовых средств как "составной части политической системы".

В правовой системе Франции основное внимание уделяется нормотворческой ("судебно-правовой") деятельности Высшего административного суда. Под его контролем находится система французских административных судов.

В государственно-правовой системе современной Германии среди различных путей и форм воздействия судов на национальную систему права выделяются судебный и конституционный надзоры за действующим законодательством.

При существующем разнообразии способов воздействия судов на национальные правовые системы, существующих в каждой отдельно взятой стране, в системе романо-германского права сложились и общие пути и формы влияния на право, а также формы взаимодействия судов и права, свойственные романо-германской правовой семье в целом. Среди них выделяются следующие <1>: выполнение судами ограниченных законотворческих функций; осуществление судебными инстанциями функций контроля или надзора за соответствием принимаемых законов и других нормативных правовых актов конституции; реализация судами права законодательной инициативы; влияние судов как составной части государственного механизма на право через связь с государственной бюрократией и другими неформальными каналами.

--------------------------------

<1> См.: Марченко М.Н. Роль судов в развитии современного романо-германского права // Журнал российского права. 2007. N 4.

 

Национальные государственные судебные системы складываются столетиями с учетом накопленного опыта и других особенностей (форма государства, политическое и экономическое влияние других государств, менталитет населения, вид религии и т.д.). С учетом отмеченных особенностей рассмотрим систему и методы функционирования некоторых национальных судебных систем.

 

Судебная система США <1>

 

--------------------------------

<1> См.: Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 1996. С. 288 - 292.

 

Судебная система США с учетом административно-территориального устройства включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. В отличие от других государств с федеративным устройством, где федеральные суды находятся на верху судебной иерархии, в США можно обращаться в федеральные суды во многих оговоренных законом случаях как в суды первой инстанции. В США, как и в России, на законодательном (конституционном) уровне определены предметы ведения федеральных властей и штатов.

В федеральные суды можно обращаться только в тех случаях, когда Конституция США признает эти суды компетентными. Такие случаи группируются по следующим двум признакам: в силу характера спора (дела, затрагивающие Конституцию США или федеральный закон); благодаря личности истца (дела, представляющие интерес для США или для иностранного дипломата, споры между гражданами разных штатов). В обоих случаях цена иска должна быть не менее 10 тысяч долларов. Если дело не может быть предметом рассмотрения в федеральном суде, то решение суда первой инстанции является окончательным и не подлежит обжалованию в Верховном суде США. Около 95% дел рассматриваются судами штатов.

В США, как и в Англии, даже на теоретическом уровне считается недопустимым оставить разрешение споров вне контроля за принятыми судебными решениями со стороны органов, представляющих судебную власть государства. Таким образом, обеспечивается эффективная реализация принципа неотвратимости юридической ответственности для лица, совершившего виновное противоправное деяние. Реализация этого принципа по ряду объективных причин в условиях современной России пока не может претендовать на такую же эффективность.

В США, как и в Англии, действует суд присяжных. Это отражено в тексте Конституции США (VII поправка). Любой гражданин может требовать рассмотрение спора в составе суда присяжных, если сумма исковых требований превышает 20 долларов.

Федеральные суды США. К федеральным судам отнесены районные, окружные (апелляционные) суды и Верховный суд США. Все судьи этой системы назначаются на свои должности Президентом США с согласия и одобрения Сената. Федеральные суды весьма разнообразны с учетом специализации рассматриваемых дел и территориальной подсудности.

В США действует около 100 окружных судов (их еще называют федеральными судами общего права), общая штатная численность которых составляет около 500 судей. Их территориальная подсудность не совпадает с административными границами штатов. Это является одним из действенных методов обеспечения независимости в работе судей и затруднения применения в российском понимании "административного ресурса" со стороны власть имущих.

В зависимости от загруженности штатная численность некоторых из окружных судов составляет около 20 судей. В большинстве случаев дела рассматриваются единолично. Рассмотрение сложных дел осуществляется коллегиально в составе трех судей. В многонаселенных округах окружным судьям ассистируют "магистраты США", которые при необходимости могут замещать судей.

Подготовку дел к слушанию в окружных судах осуществляют клерки, т.е. недавно закончившие университет молодые юристы. Не менее одного раза в год окружной суд должен рассматривать дела в формате выездной судебной сессии в одном из районов обслуживаемого округа.

Всего в США действует 13 апелляционных судов (один из них находится в федеральном округе Колумбия, в котором расположена столица США - город Вашингтон), в которых работает около 170 судей. Как правило, дела в этих судах рассматриваются коллегиально в составе 3 судей.

Специальные федеральные суды учреждены на основании различных законов и предназначены рассматривать споры, возникающие в определенных сферах экономики или социальной сфере (суды, рассматривающие налоговые, таможенные и патентные дела) и связанные с ответственностью государства (например, Палата претензий). Некоторые из них обладают исключительной компетенцией (например, суд по внешней торговле). В ряде случаев законодательство предоставляет истцу право выбора судебной инстанции для рассмотрения его исковых требований. Финансовые споры в соответствии с законодательством США по инициативе налогоплательщика могут быть рассмотрены в окружном суде, в Палате претензий или в Налоговом суде. Апелляции на решение Палаты претензий и Суда по внешней торговле могут быть рассмотрены в одном из 13 апелляционных судов.

Верховный суд США состоит из 9 судей, назначаемых на должности без ограничения срока полномочий. В отличие от политиков судьи Верховного суда США не опасаются за свою профессиональную карьеру при необходимости принятия непопулярного решения, так как они уполномочены следить за соблюдением действия Конституции США.

Состав Верховного суда США формируется по следующей схеме: по три кандидатуры предлагают президент страны, а также обе палаты Конгресса США. Уже в процедуре формирования заложен принцип равноправия всех трех ветвей государственной власти (в США не предусмотрена самостоятельная должность председателя правительства, поэтому президент страны одновременно является и главой правительства).

Верховный суд США является судом первой инстанции по наиболее важным, имеющим большой общественный резонанс делам - делам, затрагивающим политические права и свободы, расовые проблемы, связанные с применением антитрестовских законов. Он осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов и одновременно выполняет функции конституционного суда государства. Только Верховный суд обладает правом принятия окончательного решения по объявлению импичмента Президенту США и правом официального толкования положений Конституции США <1>.

--------------------------------

<1> В отличие от Верховного суда США Верховный суд Канады (в его состав входят также 9 судей, трое из которых представляют интересы провинции Квебек, несколько раз инициировавшей проведение референдумов о возможности выхода из состава Канады) имеет право толкования не только федеральных, но и законов провинций, если при этом цена иска более 10 тысяч долларов.

 

Американская общественность весьма болезненно относится к попыткам изменения вековых устоявшихся и эффективно себя зарекомендовавших традиций, в том числе и в области юриспруденции. Лишь за одно осторожное упоминание о возможности и целесообразности увеличения численности судей Верховного суда США президент Трумэн в 1946 году чуть было не подвергся процедуре импичмента, т.е. досрочного отстранения от занимаемой должности.

В основе этого предложения было желание президента ввести дополнительно в состав Верховного суда США своих сторонников и тем самым упрочить свое политическое положение при проведении в стране не всегда популярных реформ. В составе Верховного суда президент США Трумэн сохранял весьма шаткое преимущество. Из девяти судей только пятеро были сторонниками его действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: