Тема 2. Судебная власть и система органов, 9 страница

Установлена законодательно определенная процедура, усложняющая для заявителя возможность обращения "не по делу" в Верховный суд США и тем самым помогающая избежать его излишней загруженности (подобные меры предусмотрены в отношении Конституционного Суда Российской Федерации и Суда Совета Европы по правам человека). В большинстве случаев необходимо обратиться с петицией (указав "особые и важные причины" обжалования) и получить от Верховного суда особое разрешение, за которое должно высказаться не менее 4 судей из его состава.

Существуют следующие две основные категории дел, которые становятся предметом рассмотрения Верховным судом США (из 7 тысяч апелляций они составляют менее 1 процента) <1>:

--------------------------------

<1> См.: Гусман Михаил. За нами последнее слово (интервью председателя Верховного суда США Джона Робертса для ИТАР-ТАСС, "Российской газеты" и телеканала "Россия-24") // Российская газета. 2012. 10 февраля.

 

- важнейшие конституционные вопросы, связанные с несогласием принимаемых президентом США решений ("вызов президентской власти") или оспариванием положений законодательства, принятого конгрессом США;

- дела, по которым итоговые решения нижестоящих судов не носят единообразия (так называемые конфликтные дела), но по ним необходимо найти окончательный и универсальный ответ.

Наиболее важными решениями в истории функционирования Верховного суда США, по мнению его председателя Джона Робертса, являются следующие два.

1. Решение по делу "Марбери против Мэдисона", сформулированное "великим главным судьей" Джоном Маршаллом. Оно установило, что Верховный суд США вправе (и это входит в его обязанности) рассматривать акты Конгресса США на предмет соответствия конституции. "Это установило рамки, позволившие суду сыграть ключевую роль в поддержании власти закона. Все остальные решения основаны на этом фундаментальном принципе".

2. Решение по делу "Браун против совета по образованию". В начале 50-х годов XX столетия Верховным судом США была признана неконституционной в системе американского права дискриминация афроамериканцев. Это историческое решение позволило обеспечить "равные права широкому слою" населения США. Главной привилегией в системе государственного управления США считается гражданство США.

Судебная система штатов. Каждый из 50 штатов США имеет свою собственную судебную систему, отражающую особенности менталитета, традиций, численности населения и отличающуюся определенным разнообразием к подходу организации и функционирования судебной системы. Например, только в 37 штатах уголовным законодательством предусмотрена смертная казнь (электрический стул, психотропные средства и инъекции), а в остальных она не применяется. Примерно в 35 штатах судебная система состоит из двух судебных звеньев, а в остальных - из трех. В 39 регионах высший суд штата называется верховным судом соответствующего штата, а в остальных не имеет общеродового названия. В отдельных штатах действуют разнообразные специальные суды в области гражданского и уголовного права. В 10 штатах созданы Особые суды справедливости.

Кроме судов общего права в штатах действует ряд низших судов: по наследственным делам; по искам к штату о возмещении вреда; суды по делам о преступности несовершеннолетних и другим делам, касающимся семьи; специальные суды для рассмотрения мелких дел (гражданский и уголовный суд города Нью-Йорка, суды графств, мировые суды, сельские полицейские суды).

 

Судебная система Англии

 

Судебная система Англии <1> имеет отличие от континентальной судебной системы. Она состоит из двух видов судов: высокое правосудие, которое осуществляется высшими судами (Вестминстерские суды, канцлерский суд, суд Адмиралтейства, суд по наследственным делам); нижестоящие суды, которые рассматривают подавляющее большинство спорных дел.

--------------------------------

<1> См.: Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 1996. С. 249 - 256.

 

Действующим законодательством судьям английских судов гарантирована реальная независимость в выборе действий при определении меры юридической ответственности в процессе рассматриваемых дел. В совокупности это делает судебную систему Англии подлинной судебной властью, занимающей равноправную позицию по отношению к законодательной и исполнительной властям страны. В истории Англии суды занимают важное место в процессе реализации принципа законности. Высокие суды своими решениями сформировали основные положения общего права и права справедливости.

Все подлежащие в суде рассмотрению дела (гражданские, административные и уголовные) решаются или находятся в сфере контроля Верховного суда. Суды высших инстанций самостоятельны не только в выборе решений по рассматриваемому делу, но и в установлении порядка своей деятельности. Например, порядок деятельности Верховного суда устанавливается комиссией, основная роль в которой принадлежит судьям, а не парламентом Англии.

В отличие от других стран (в том числе и от России) английские суды обладают достаточными полномочиями и средствами, чтобы заставить исполнять свои решения. С формулировкой "за неуважение к суду" они могут приговорить к тюремному заключению лицо, незаконно вмешивающееся в судебный процесс (например, оглашение данных по ведущемуся уголовному процессу) или не желающее выполнять состоявшееся судебное решение по определенным категориям дел.

Основные полномочия английского правосудия сконцентрированы в высших судебных инстанциях государства, которые в соответствии с действующими правилами могут осуществлять правосудие не только в Лондоне, но и в других городах и провинциях. В Англии действует прецедентное право. Это означает, что при рассмотрении дел английские суды строго связаны с прежними решениями высших судов, которые имеют прецедентный характер.

Одной из особенностей судебной системы является то, что в Англии нет прокуратуры при судах. Органы прокуратуры считаются органами исполнительной власти. Поэтому наличие представителя исполнительной власти считается несовместимым с принципом самостоятельности и обособленности действий судебной власти. Кроме того, статус прокурора нарушит баланс процессуального равенства обвинения и обвиняемого в уголовном процессе.

В системе органов государственной власти Англии нет министерства юстиции. Отбор и обучение юристов для судебной системы Англии осуществляются только органами образования, подконтрольными судебной власти, а не в обычных университетах. В этом также проявляется автономность судебной власти.

 

Высшие суды Англии

 

Верховный суд Англии и Уэльса возглавляется председателем - лорд-канцлером. В его состав входят три самостоятельных судебных учреждения: Апелляционный суд, Высокий суд и Суд короны.

Апелляционный суд - это вторая инстанция в составе Верховного суда. Он состоит из гражданского и уголовного отделений. В его составе 23 судьи, которые именуются лорд-джастисами. Он уполномочен коллегиально (в составе трех и более судей) рассматривать апелляции на постановления, вынесенные другими судами. В состав Апелляционного суда входят: лорд-канцлер; бывшие лорд-канцлеры; лорд - главный судья, возглавляющий гражданское отделение; ряд высших судебных чинов; до 18 лордов - апелляционных судей.

Высокий суд имеет три отделения - королевской скамьи, канцлерское и по семейным делам. В его состав входят до 80 судей (они носят титул "джастис"), а также лорд-канцлер и другие высшие судебные чиновники. Разбирательство дел в отделениях в качестве суда первой инстанции осуществляется судьями единолично, а при рассмотрении апелляций - коллегиально (в составе 2-3 судей).

Отделение королевской скамьи уполномочено рассматривать в качестве первой судебной инстанции наиболее сложные гражданские дела и апелляции, поступившие на вынесенные магистратскими судами приговоры по уголовным делам. Возглавляет отделение королевской скамьи главный судья, именуемый "лорд". Состав судей назначается из числа адвокатов, для которых переход в ранг судей Ее Величества считается пиком профессиональной и общественной карьеры. При определенных условиях дела здесь могут рассматриваться в составе присяжных заседателей. В состав Отделения королевской скамьи входят и самостоятельно функционируют: Суд Адмиралтейства - рассматривает споры по морским перевозкам, столкновениям кораблей, возмещению связанных с этим убытков и т.д.; Коммерческий суд - ему подсудны торговые споры.

Канцелярское отделение - в качестве суда первой инстанции рассматривает гражданские дела, связанные с управлением имуществом, доверительной собственностью, деятельностью компаний, банкротствами и т.д. На правах составной части Канцелярского отделения действует Патентный суд, уполномоченный рассматривать поступающие к нему ходатайства генерального контролера по вопросам патентов, дизайна и торговых марок.

Семейное отделение в основном рассматривает жалобы на решения магистратских судов по всем спорным вопросам семейных отношений: разводы; раздельное проживание супругов; выплата алиментов; вопросы опеки и попечительства и т.д.

Суд короны создан в 1971 году для рассмотрения уголовных дел. В зависимости от вида преступления дело может рассматриваться судьей Высокого суда или окружным профессиональным судьей либо лицами, временно исполняющими обязанности судьи (барристер или солиситор). Если обвиняемый не признает себя виновным, то дело рассматривается в составе жюри.

Палата лордов считается высшей судебной инстанцией не только для Англии, но и для всего Соединенного Королевства. В ней рассматриваются жалобы на решения Апелляционного суда. Такое обжалование носит исключительный характер. Поступившие дела рассматриваются не менее чем тремя лордами, каждый из которых высказывает свою точку зрения. Решение принимается большинством голосов. Возглавляет палату лордов лорд-канцлер. В ее состав входят еще 11 лордов, часть из которых специально для этого были избраны пэрами Англии (не по праву наследования), и лорды, прежде занимавшие предусмотренные законом судебные должности.

Судебный комитет Тайного совета рассматривает жалобы на решения верховных судов британских заморских территорий или государств - членов Содружества (Новая Зеландия, Гамбия, Сьерра-Леоне и др.). Он состоит из судей палаты лордов и судей заморских территорий Англии. Решения Судебного комитета хотя теоретически и считаются "мнениями, которые он сообщает Короне для осуществления ее прерогатив", основываясь на общем праве, обладают авторитетом палаты лордов.

Нижестоящие суды Англии. В Англии и Уэльсе <1> к судам первой инстанции относятся суды графств (всего их более 350), созданные в 1846 году, и магистратские суды. По ряду признаков эти суды в определенной степени сопоставимы с российскими районными (городскими) судами общей юрисдикции и мировыми судами.

--------------------------------

<1> См.: Салохина Т.А. Особенности судебной системы Великобритании // Международные юридические чтения: Материалы и доклады научно-практической конференции. Омск, 2008. Часть II. С. 71 - 73.

 

Суды графств немногочисленны (1-2 постоянных штатных судей). Они считаются основными органами гражданского правосудия и рассматривают около 90% всех гражданских дел в своих странах. Лорд-канцлер <1> уполномочен учреждать, объединять, упразднять и определять территориальные границы, на которые распространяются полномочия судов графств. Эти суды рассматривают исковые споры между сторонами на сумму до 5 тысяч фунтов стерлингов. Если стороны спорят на более крупные суммы, то этот спор уполномочен рассматривать Высокий суд.

--------------------------------

<1> См.: Лорд-канцлер - председатель палаты лордов административно-территориальных образований различных управленческих уровней в Великобритании // Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000. С. 658.

 

Дела в судах графств рассматриваются окружными судьями или рикордерами в большинстве случаев единолично. В составе присяжных заседателей (их численность не менее восьми человек) такие дела рассматриваются только при заранее объявленном ходатайстве одной из сторон процесса. Решения судов могут быть обжалованы в Апелляционный суд только по вопросам права, а не по вопросам факта и только с согласия суда, вынесшего оспариваемое решение.

Магистратские суды рассматривают основную массу малозначительных уголовных дел (до 98% в год). В отношении осужденных они уполномочены выносить решения о наложении штрафа или лишении свободы на срок до 6 месяцев. Если магистраты (мировые судьи, численность которых более 20 тысяч человек) приходят к выводу о том, что виновный заслуживает более сурового наказания, то дело передается в более высокую судебную инстанцию - Суд короны. Магистраты проводят предварительное слушание по делам лиц, преследуемым по обвинительному акту, в ходе которого решается вопрос о достаточности доказательств для предания обвиняемого Суду короны. Гражданская юрисдикция магистратских судов связана с разбирательством споров о взыскании долгов (кредитов) и по некоторым вопросам семейного права (алиментные обязательства, охрана детей).

Магистраты не являются профессиональными юристами. Их численность составляет примерно 26 тысяч человек. Для них не обязательно наличие юридического образования. Дела ими рассматриваются только коллегиально (по 2-3 человека). Небольшую долю среди них составляют платные магистраты, которые обязаны иметь юридическое образование и могут рассматривать дела единолично. Только по специальному решению собрания судей некоторые магистратские суды получают право на коллегиальное (в составе трех судей, одна из которых обязательно женщина-судья) рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних (подростки и молодые люди до 21 года).

Учреждения специальной юрисдикции (квазисудебные органы). Наряду с системой судов общей юрисдикции в Англии и Уэльсе действуют специализированные суды (учреждения специальной юрисдикции) различной компетенции, имеющие второстепенное значение к обычным судам. Некоторые из них называются трибуналами и имеют определенное сходство с французскими административными судами. Законность их деятельности уполномочен контролировать Совет трибуналов.

Они создаются для рассмотрения административных дел в сфере экономики (воздушный и наземный транспорт, фабричные марки, авторские права, радиовещание), финансов (подоходный и земельный налоги, уклонение от уплаты налогов), землепользования, найма жилых и нежилых помещений, в социальной сфере и т.д.

Для последующего обращения в Верховный суд по некоторым категориям дел необходимо в обязательном порядке пройти эту инстанцию. Трибуналы различаются по структуре и формам деятельности. Они могут действовать при органах управления, а могут быть и автономны. Например, таковыми являются трибуналы, уполномоченные рассматривать споры между собственниками и нанимателями, работодателями и служащими.

В Англии отсутствует иерархическая система высшей инстанции административной юрисдикции. В 1980 году определена процедура рассмотрения обращений об отмене решений управленческих органов и нижестоящих судов. В 1981 году определен перечень видов административных дел, которые контролируются высшими судебными инстанциями страны. Они рассматриваются девятью судьями специального отделения Суда королевской скамьи. Определенные контрольные полномочия имеет Апелляционный суд.

Промышленные трибуналы (созданы в 1964 году) коллегиально (в составе трех человек, один из которых профессиональный юрист) рассматривают споры между предпринимателями и работниками по вопросам социально-трудового законодательства (незаконное увольнение, невыплата пособий по беременности и родам и т.д.). Их решения сторонами могут быть обжалованы в Апелляционный трибунал (учрежден в 1975 году), состоящий из судей Высокого суда или Апелляционного суда. В состав этого суда в обязательном порядке входят специалисты в области трудового права или представители спорящих сторон. Апелляционный трибунал также уполномочен рассматривать жалобы на постановления административных органов государственной власти относительно процедуры регистрации профсоюзов и других вопросов, связанных с трудовыми отношениями.

В современной России также стали создаваться подобные суды, получившие название "трудовые суды". Они не входят в судебную систему государства и предназначены рассматривать трудовые споры во внесудебном порядке. Если стороны не удовлетворены вынесенным решением, то затем могут обращаться в соответствующий суд общей юрисдикции.

Суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы предпринимательства (учрежден в 1956 году). В состав Суда входят: три судьи Высокого суда, назначаемых лорд-канцлером; одного судьи Сессионного суда Шотландии; одного судьи Верховного суда Северной Ирландии; десяти других лиц, назначаемых на три года из числа специалистов в области производства и торговли. Коллегиально (один профессиональный судья и два специалиста) суд рассматривает соглашения о ценах и условиях поставок товаров и услуг с целью недопущения монополизации производства и торговли, искусственного формирования высокого уровня цен. Суд также рассматривает жалобы на нарушения правил добросовестной торговли. Разбирает обращения по поводу освобождения от налогообложения отдельных видов товаров с точки зрения общественных интересов.

Служба парламентского уполномоченного по делам администрации (учреждена в Великобритании в 1967 году) рассматривает жалобы на действия государственных структур. Результаты расследования обязательно сообщаются обратившемуся.

 

Судебная система Израиля

 

В общепринятом понимании в Израиле нет единой писаной конституции, а принято одиннадцать основных законов, составляющих его конституционную основу. Израиль является парламентской республикой. Кнессет является высшим законодательным органом власти (парламентом). Он принимает основные и обычные законы государства. Сейчас премьер-министром становится член Кнессета победившей на выборах политической партии. В 1996 - 2003 годах выборы главы правительства были прямыми и проводились непосредственно гражданами Израиля.

Судебная система Израиля является составной частью государственной власти и выполняет принятую в демократическом обществе роль сдержек и противовесов по отношению к другим ветвям власти. До создания Израиля на территории Палестины действовала британская судебная система. Вначале судьями назначались англичане, а затем и местные жители, получившие образование в Англии или местной юридической школе, созданной англичанами.

В истории еврейского права специалисты, с нашей точки зрения вполне логично и обоснованно, предлагают выделить следующие два основных этапа, которые, в свою очередь, подразделяются на периоды. Характерной особенностью всех периодов развития еврейского права является: безусловная аутентичность правовых предписаний; нормативный характер содержащихся в них указаний; непререкаемый авторитет всех установлений Талмуда среди еврейского населения - они не подлежат сомнению и никем не могут быть оспорены.

Первый этап - начинается с Письменного Учения и завершается окончанием составления Талмуда. Он включает в себя: Библейский период (приблизительно середина V века до н.э.); период от Эзры и Нехемьи до периода пар (160 год до н.э.); период пар, включающий в себя имена пяти пар ученых (от 160 года до н.э. и до начала новой эры); период Танаим (от поколения, жившего во время гибели Второго Храма, и до 220 г. н.э.); период амараши (от 220 года и до V века); переходный этап к периоду савораши (до VII века).

Второй этап начался с периода завершения Талмуда и продолжается в настоящее время. Он включает в себя следующие периоды: период гаонов (до середины XI века) - так назывались выдающиеся ученые; раввинский период, который, в свою очередь, делился на три этапа - этап первых раввинов (до XVI века), этап последних раввинов (до конца XVIII века), этап потери еврейской судебной автономии (с конца XVIII века).

В начале XX века создается система раввинских судов, которые постепенно на правовой основе формируют и упорядочивают порядок судопроизводства. Заметным событием стало опубликование в 1943 году Главным раввинатом разработанной им судебной процедуры (порядок подачи заявления в суд, порядок судебного разбирательства, порядок представления доказательств, порядок обжалования судебных решений и т.д.). Часть процедурных вопросов решалась на основе положений Галахи, а другая часть - на основе общепринятых судебных процедур. Такой подход позволил сохранить исторически сложившиеся правила и традиции, соединив их с современными нормами международного права. К новшествам, имеющим радикальный характер, следует отнести узаконенный раввинским судом способ раздела имущества, получаемого в порядке наследования. Он предусматривал уравнивание в правах дочерей и сыновей, а также женщин и мужчин.

В 1944 году устанавливается минимальная сумма брачного контракта ("кетуба"). Затем принимается постановление об обязанности отца содержать своих детей до 15-летнего возраста. В 1950 году постановлением раввинского суда было запрещено вступление в брак лиц, не достигших возраста 16-и лет. Было определено, что согласно еврейскому законодательству в судопроизводстве показания свидетелей имеют более существенное, нежели только процедурное значение.

В соответствии с основным законом о судопроизводстве, принятым в 1984 году, Израиль является государством с общей системой судов, в состав которой входят: суды общей юрисдикции (мировые суды, окружные суды и Верховный суд) и суды со специальной юрисдикцией (военные трибуналы, религиозные суды и другие квазисудебные органы). Институт присяжных заседателей в Израиле законодательно не предусмотрен.

Религиозные суды относятся к судам с ограниченной юрисдикцией. Они отражают национальный состав населения и исповедуемую ими религию. В государстве действуют раввинатские, мусульманские, христианские и другие религиозные суды. Каждый из них представляет собой автономную юридическую систему. Юрисдикция этих судов распространяется на круг вопросов, непосредственно связанных с личным статусом граждан (бракоразводные процессы, алименты, опекунство и др.).

Например, в соответствии с Законом о компетенции раввинатских судов (1953 год) еврейский религиозный суд "обладает исключительным правом в вопросах брака и развода, устройства и внутреннего управления религиозным имуществом и религиозными пожертвованиями" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Воробьева Е.В. Верховный суд в конституционно-правовой системе Государства Израиль: Автореферат к.ю.н. М.: Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации, 2009. С. 15.

 

Сам Кнессет обладает некоторыми судебными функциями. В частности, он вправе принять решение о снятии депутатской неприкосновенности, сместить с поста президента или главу правительства страны, а также государственного контролера. До 1989 года Кнессет был уполномочен заниматься рассмотрением апелляций на результаты парламентских выборов. Затем эти полномочия перешли к судам.

Верховный суд Государства Израиль. В Израиле нет конституционного суда как отдельной судебной инстанции. В начале 2002 года законопроект о его создании был отклонен Кнессетом. Функции контроля за соблюдением законов государственными и общественными структурами возложены на Верховный суд. В его деятельности прослеживается устойчивая тенденция быть не только высшим арбитром в конфликте властей, но и возвышаться над ними. Такое стремление получило название "позиция судебного активизма".

Со временем от исполнения законов, принимаемых Кнессетом, Верховный суд стал (без принятия специально уполномочиваемых нормативных правовых актов) отменять их или признавать недействительными. Это касается только законов, которые вошли в противоречие с основными законами Государства Израиль.

Произошедшее в 90-е годы XX столетия усиление статуса Верховного суда повлекло за собой изменение характера политико-правовой системы государства. За характер полномочий, а также место, занимаемое этим судом в механизме государства и роль в обществе, его называют высшим судом справедливости. В этом качестве он ежегодно рассматривает тысячи исков граждан и организаций к решениям органов государственной власти, нарушающих их конституционные права.

Верховный суд обеспечивает защиту конституционных прав и свобод граждан. Правовой основой его деятельности в этой области являются принятые в 1992 - 1994 годах два основных закона в области прав и свобод человека. Юрисдикция Верховного суда Израиля распространяется и на палестинские территории. Он уполномочен контролировать деятельность военной администрации, рассматривая жалобы проживающих там лиц.

Срок полномочий и процедура обновления состава Верховного суда имеют отличия от сложившейся практик в других странах. Его судьи остаются на своих постах до достижения 70-летнего возраста вне зависимости от времени назначения на свои должности. Членов Верховного суда и его председателя на свои должности избирает не население, а практически члены этого суда. Министерство юстиции Израиля предпринимает попытки по сужению полномочий Верховного суда.

В соответствии с постановлением Верховного суда в Израиле выплачивается денежная компенсация семьям террористов, уничтоженных в ходе проведения полицейской акции на территории палестинской автономии. По израильскому законодательству решение о выплате компенсации является прерогативой судей. При вынесении решения они имеют право руководствоваться не только положением законов, но и собственными обоснованными соображениями. Верховный суд обосновал это решение тем, что Палестина не является самостоятельным государством, а частью территории Израиля, на которой не объявлено состояние войны. Родственникам террористов, уничтоженных в ходе военных действий (то есть в период официально объявленной войны), компенсация не полагается.

 

Судебная система Китая

 

Правовой механизм, система и принципы деятельности государственной власти (в том числе и судебной) Китайской Народной Республики базируются на положениях Конституции КНР (1982 года) и в своей основе отражают советскую модель организации и функционирования органов государственной власти.

В соответствии со статьей 126 Конституции КНР судебную власть в стране осуществляет народный суд. Он в установленных законом пределах независим, рассматривает дела самостоятельно и без вмешательства в свою деятельность административных органов, общественных организаций или отдельных лиц.

Система народных судов отражает административно-территориальное устройство страны и структуру Вооруженных сил КНР. Она включает в себя следующие структурные элементы:

1. Верховный народный суд, который является высшим государственным судебным органом. Он осуществляет судебный надзор за законностью действий нижестоящих судов. В своей деятельности он ответственен перед Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) и Постоянным комитетом (ПК ВСНП), которые являются высшими коллективными органами государственной власти страны.

2. Местные народные суды.

3. Военные суды и другие специальные суды.

Предусмотрено несколько ступеней (инстанций) народных судов: народные суды высшей инстанции (в провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения); народные суды средней ступени; низовые народные суды.

 

Судебная система Италии

 

Судебная система Италии включает в себя: Высший кассационный суд - состоит из 15 судей, которых назначают (по три человека) президент страны, обе палаты парламента, Высшие общая и административная магистратура.

При всем многообразии подходов к формированию судебной системы в различных странах общим для них является принцип пожизненного назначения судей на занимаемые должности. В своей совокупности суды образуют определенное единство, судебную систему.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: