double arrow

Тема 5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ (ОБЩИЕ СУДЫ) 2 страница

Например, в 2008 году мировыми судьями г. Москвы было рассмотрено "около 26 тысяч уголовных дел, и лишь в 5 процентах случаев наказанием стало лишение свободы. Остальные 95 процентов - это в основном условные и иные виды наказания" <1>. Рассмотрение уголовных дел в районных судах общей юрисдикции в большинстве своем (60%) заканчивается вынесением решения, связанного с лишением свободы. В совокупности все виды судов г. Москвы и судебные инстанции в 2008 - 2009 годах в среднем выносили 35% решений, связанных с назначением наказания в виде лишения свободы по результатам рассмотрения уголовных дел (в 2002 году лишение свободы назначалось в 42% случаев). Это сопоставимый с международной судебной практикой результат.

--------------------------------

<1> Куликов Владислав. Свобода по расчету (глава Мосгорсуда Ольга Егорова: судьи, солгавшие в декларациях о доходах, должны быть уволены) // Российская газета. 2009. 26 августа.

 

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции федеральным законом. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и управляются законами субъектов Российской Федерации. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15000 человек создается один судебный участок.

Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям или движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидату на эту должность. Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность он назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.

Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законами субъекта Российской Федерации. Работники аппарата являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60% от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего деятельность в городах федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), устанавливается в размере 64% от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

До назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.

На основании статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и с учетом предложений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, согласованных с Верховным Судом Российской Федерации, было на законодательном уровне определено число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в следующих субъектах РФ: Республика Адыгея - 20; Республика Алтай - 9; Республика Бурятия - 46; Республика Башкортостан - 183; Республика Дагестан - 93; Республика Ингушетия - 14; Кабардино-Балкарская Республика - 35; Республика Калмыкия - 14; Республика Коми - 52; Республика Марий Эл - 34; Республика Мордовия - 42; Республика Северная Осетия - Алания - 29; Республика Татарстан - 168; Республика Тува - 14; Удмурдская Республика - 73; Чувашская Республика - 60; Алтайский край - 119; Краснодарский край - 226; Приморский край - 98; Ставропольский край - 119; Хабаровский Край - 69; Амурская область - 45; Архангельская область - 64; Астраханская область - 46; Белгородская область - 66; Брянская область - 65; Владимирская область - 72; Волгоградская область - 120; Вологодская область - 60; Ивановская область - 55; Иркутская область - 117; Калининградская область - 42; Кировская область - 72; Костромская область - 35; Курганская область - 49; Курская область - 59; Липецкая область - 55; Московская область - 292; Мурманская область - 45; Нижегородская область - 164; Новгородская область - 33; Новосибирская область - 122; Омская область - 97; Оренбургская область - 99; Орловская область - 40; Пензенская область - 69; Пермская область - 126; Ростовская область - 196; Самарская область - 147; Саратовская область - 121; Свердловская область - 207; Тамбовская область - 57; Тверская область - 73; Тюменская область - 60; Ульяновская область - 66; Челябинская область - 164; Читинская область - 53; город федерального значения Москва - 384; город федерального значения Санкт-Петербург - 211; Еврейская автономная область - 9; Агинский Бурятский автономный округ - 3; Ханты-Мансийский автономный округ - 60; Чукотский автономный округ - 4; Ямало-Ненецкий автономный округ - 22.

Впоследствии, в процессе практического функционирования нового звена судебной системы законодательным порядком стала прослеживаться устойчивая тенденция на увеличение числа мировых судей и количества судебных участков в субъектах Российской Федерации.

Например, только в июле 2007 года было принято 16 федеральных законов с общей формулировкой "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", предусматривающих увеличение их численности: в Удмуртской Республике - с прежних 73 до 81 <1>; в Республике Саха (Якутия) - с 51 до 59 <2>; в Республике Бурятия - с 46 до 54 <3>; в Республике Дагестан - с 93 до 131 <4>; в Чувашской Республике - с 60 до 68 <5>; в Кабардино-Балкарской Республике - с 40 до 46 <6>; в Алтайском крае - со 119 до 143 <7>; в Приморском крае - с 98 до 109 <8>; в городе федерального значения Москве - с 384 до 429 <9>; в Ханты-Мансийском автономном округе - с 60 до 74 <10>; в Ивановской области - с 55 до 62 <11>; в Тверской области - с 73 до 83 <12>; в Калининградской области - с 42 до 48 <13>; в Кировской области - с 72 до 80 <14>; в Читинской области - с 53 до 63 <15>; в Иркутской области - со 117 до 126 <16>. Процесс уточнения численности мировых судей по отдельным субъектам Российской Федерации носит постоянный характер и осуществляется по мере необходимости <17>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 147-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<2> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 148-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<3> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 149-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<4> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 150-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<5> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 151-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<6> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 152-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<7> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 153-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<8> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 154-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<9> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 155-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<10> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 156-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<11> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 157-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<12> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 158-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<13> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 159-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<14> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 160-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<15> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 161-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<16> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<17> См., например: Федеральный закон от 26 июня 2008 года N 97-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"; Федеральный закон от 26 июня 2008 года N 98-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"; Федеральный закон N 236-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"; Федеральный закон от 03.06.2011 N 114-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации".

 

В московских судах каждый судья заслушивает ежегодно в два раза больше уголовных дел, чем его коллега из провинции. В начале в Москве были созданы 384 участка, на каждом из которых осуществлял свои полномочия один мировой судья. Для создания только одного такого участка потребовалось не менее 579000 рублей. Поэтому процесс создания системы мировых участков в Москве, несмотря на ее богатые финансовые возможности, осуществлялся в три этапа. Несколько участков мировых судей были созданы в г. Зеленограде, который входит в состав территории г. Москвы.

Аппарат каждого мирового судьи состоит из заведующего канцелярией и секретаря. Ежемесячно один мировой судья рассматривает около 50 дел, значительно "разгрузив" нагрузку, выпадавшую на долю районных (городских) судов общей юрисдикции.

Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

 

5.3. Районный (городской) суд

 

Организация районных (городских) судов предусмотрена ст. 21 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года "О судебной системе в Российской Федерации", главой 2 Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве".

Районный (городской) суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй и первой инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Федеральным конституционным законом. Районный (городской) суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судам, действующим на территории соответствующего судебного района.

Это основное звено судебной системы Российской Федерации. Районные (городские) суды до создания мировых судов рассматривали более 90% гражданских и уголовных дел, отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции, и дела об административных правонарушениях. Кроме того, районные (городские) суды на своей территории решают все вопросы, связанные с приведением в исполнение приговоров и решений, поступивших из военных и арбитражных судов, а также других правоохранительных органов.

Своим Постановлением от 29 апреля 1996 года N 1 "О судебном приговоре" Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал судам следующие разъяснения по поводу правильного и единообразного применения судами материального и процессуального законодательства при формировании текста приговора:

приговор выносится именем государства;

основывается лишь на тех доказательствах, которые были непосредственно исследованы в судебном заседании;

при постановлении приговора должны получить оценку все рассмотренные в судебном заседании доказательства;

обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства доказана виновность подсудимого;

неустранимые сомнения в виновности подсудимого толкуются в его пользу;

приговор должен состоять из следующих трех частей: вводной, описательной и резолютивной;

отказ подсудимого от дачи показаний не может служить подтверждением доказанности его вины и учитываться в качестве обстоятельства, отрицательно характеризующего личность подсудимого при назначении ему вида и размера наказания;

разбирательство дела в суде производится только в отношении подсудимых, поэтому в приговоре не должно быть формулировок, свидетельствующих о виновности в совершении преступления других лиц;

в приговоре необходимо мотивировать выводы суда относительно квалификации преступления по отдельным статьям, частям и пунктам уголовного закона;

всякое изменение обвинения в суде должно быть мотивировано в описательной части приговора;

законом установлен исчерпывающий перечень оснований постановления оправдательного приговора (не установлено событие преступления; в деянии подсудимого нет состава преступления; не доказано участие подсудимого в совершении преступления);

лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, вправе предъявить гражданский иск о компенсации морального вреда, которая осуществляется в денежной форме независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В соответствии со статьей 128 Конституции Российской Федерации судьи районных (городских) судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключениях квалификационных коллегий и согласованному с законодательными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Кандидаты в судьи районного суда до их назначения должны сдать квалификационный экзамен экзаменационной комиссии и получить рекомендацию от квалификационной коллегии судей.

Требования, предъявляемые к судьям районных (городских) судов, следующие: гражданство Российской Федерации, высшее юридическое образование, беспартийный, возраст не моложе 25 лет, стаж по юридической специальности не менее 5 лет, отсутствие судимости.

Полномочия судьи в районном (городском) суде не ограничены сроком, однако для вновь назначенных судей по истечении трех лет работы предусматривается прохождение служебной аттестации.

Правосудие в районном (городском) суде устанавливается судьями единолично или в коллегиальном составе (один профессиональный судья и два народных заседателя).

Единолично судьи районного (городского) суда рассматривают дела об административных правонарушениях, подавляющее большинство гражданских и часть уголовных дел. Ряд дел в этих судах рассматривается коллегиально, например уголовные дела об умышленных убийствах, особо злостном хулиганстве, тяжких телесных повреждениях.

Из гражданских дел коллегиально рассматриваются судом дела о восстановлении на работе, лишении родительских прав, об установлении отцовства и другие, если кто-либо из участников спора возразит против рассмотрения дела единолично судьей.

Улучшению качественного состава судей, стимулированию роста их профессиональной квалификации, повышению ответственности за укрепление законности, охрану интересов общества и прав граждан призвана способствовать квалификационная аттестация, которую должны проходить все судьи, в том числе и районные.

Судьи и народные заседатели не вправе разглашать тайну совещания судей и сведения, полученные при проведении закрытых судебных заседаний. Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году.

При наличии в суде двух или более судей один из них назначается председателем. Если суд является односоставным (т.е. в суде работает один судья с соответствующим аппаратом суда), этот же судья назначается председателем суда (около 10% районных судов состоят из одного судьи).

Председатель суда, как и другие судьи, участвует в рассмотрении любых судебных дел, отнесенных к компетенции суда. Участие председателя в осуществлении правосудия обычно строится в соответствии с практикой работы, сложившейся в конкретном суде. При зональном принципе работы суда за председателем, как и за другими судьями, закрепляется часть территории района, города, на которой действует суд (обычно она меньше, чем у других судей).

В многосоставном суде председатель большую часть времени обычно посвящает организационной деятельности. Однако он не вправе освободить себя от работы по осуществлению правосудия, иначе утратит профессиональные навыки судьи и не сможет надлежащим образом контролировать рассмотрение дел другими судьями.

Председатель суда представляет к назначению судебных исполнителей, подбирает кадры аппарата суда и руководит ими. Он организует работу по повышению квалификации судебных работников. На него возложены обязанности по организации делопроизводства в суде, ведения судебной статистики, контроля за разрешением жалоб, заявлений, письменных и устных обращений в суд, а также приема посетителей суда.

 

5.4. Верховный суд республики, краевой (областной) суд,

суд города федерального значения, суд автономной области,

автономного округа

 

Организация и устройство областных и соответствующих им судов предусмотрены статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации" и главой третьей Закона от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР"; названные суды осуществляют все три судебные функции и имеют равные компетенцию и положение в судебной системе. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В самом общем виде компетенция областных и соответствующих им судов закреплена в статье 31 Закона о судоустройстве. В нее входят:

1) рассмотрение в пределах своих полномочий дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) осуществление надзора за судебной деятельностью районных (городских) судов, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;

3) реализация других полномочий, представленных законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31 УПК РФ " Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны:

1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 (частью второй), 126 (частью третьей), 131 (частью третьей), 205, 206 (частями второй и третьей), 208 (частью первой), 209 - 211, 212 (частью первой), 227, 263 (частью третьей), 267 (частью третьей), 269 (частью третьей), 275 - 279, 281, 290 (частями третьей и четвертой), 294 - 302, 303 (частями второй и третьей), 304, 305, 317, 321 (частью третьей), 322 (частью второй), 353 - 358, 359 (частями первой и второй) и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии со статьями 34 <1> и 35 <2> настоящего Кодекса;

--------------------------------

<1> В соответствии со статьей 34 УПК РФ ("Передача уголовного дела по подсудности")

"1. Судья, установив при разрешении вопроса о назначении судебного заседания, что поступившее уголовное дело не подсудно данному суду, выносит постановление о направлении данного уголовного дела по подсудности.

2. Суд, установив, что находящееся в его производстве уголовное дело подсудно другому суду того же уровня, вправе с согласия подсудимого оставить данное уголовное дело в своем производстве, но только в случае, если он уже приступил к его рассмотрению в судебном заседании.

3. Если уголовное дело подсудно вышестоящему суду или военному суду, то оно во всех случаях подлежит передаче по подсудности".

<2> В соответствии со статьей 35 УПК РФ ("Изменение территориальной подсудности уголовного дела")

"1. Территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена:

1) по ходатайству стороны - в случае удовлетворения в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса заявленного ею отвода всему составу соответствующего суда;

2) по ходатайству стороны либо по инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело, - в случаях:

а) если все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса;

б) если не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела.

2. Изменение территориальной подсудности уголовного дела допускается лишь до начала судебного разбирательства.

3. Вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела по основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем в порядке, установленном частями третьей, четвертой и шестой статьи 125 настоящего Кодекса".

 

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну".

С 1994 года некоторые областные, краевые суды могут с согласия подсудимого рассматривать подсудные им по первой инстанции уголовные дела с участием двенадцати присяжных заседателей. Суд присяжных заседателей рассматривает категории дел, по которым подсудимому грозит либо смертная казнь, либо пожизненное заключение.

Порядок наделения полномочиями судей областных судов закреплен в статье 128 Конституции Российской Федерации и статье 13 Закона "О судебной системе Российской Федерации".

Председатели и заместители председателей областных и соответствующих судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и согласованному с законодательными (представительными) органами законодательной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Судьи областных и соответствующих судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, согласованному с законодательными (представительными) органами законодательной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом судьей областного суда может быть гражданин России, достигший 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Полномочия судей областных судов каким-либо сроком не ограничены.

Права и обязанности председателя суда условно можно разделить на судебные и организационные.

Выполняя судебные функции, он может председательствовать в судебных коллегиях по любому делу по первой или второй инстанции и приносить в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам. Председатель созывает президиум и председательствует на его заседаниях; в случаях и порядке, которые установлены законом, он вправе приостановить исполнение решений и определений по гражданским делам.

Осуществляя организационное руководство судом, председатель областного суда распределяет обязанности между своими заместителями; руководит организацией работы судебных коллегий, аппарата суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников суда, по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушения; ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений, жалоб, и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: